Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:04, контрольная работа
Понятие психосоматических нарушений.Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта у детей
Психосоматические расстройства - группа болезненных состояний, проявляющихся экзацербацией соматической патологии, формированием общих, возникающих при взаимодействии соматических и психических факторов симптомокомплексов - соматизированных психических нарушений, психических расстройств, отражающих реакцию на соматическое заболевание.
В современной медицине раздел психосоматики представляют исследования (клинические, психологические, эпидемиологические, лабораторные), освещающие роль стресса в патогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.
Расстройства, относимые к психосоматическим, включают не только психосоматические заболевания в традиционном, узком понимании этоготермина, но значительно более широкий круг нарушений: соматизированные расстройства, патологические психогенные реакции на соматическое заболевание. К этому ряду относятся также психические расстройства, часто осложняющиеся соматической патологией (нервная анорексия, булимия, алкоголизм и др.),нарушения, осложняющие некоторые методы лечения, например, депрессии и мнестические расстройства.
Многообразные психосоматические расстройства объединяет общий признак - сочетание нарушений психической и соматической сферы и связанные сэтим особенности медицинского обслуживания больных, которое предполагает тесное взаимодействие психиатров и врачей общего профиля, осуществляемое обычно либо вмедицинских учреждениях общего типа, либо в специализированных психосоматических клиниках.
Психосоматическая
медицина сформировалась в 20-30-ые годы
ХХ столетия на основе психоаналитического
учения Фрейда. В дальнейшем данные
расстройства рассматривались как
пограничные психические
Психосоматические нарушения - наиболее распространенная патология, встречающаяся в детском и подростковом возрасте /3/. По немецким исследованиям до 40% молодых пациентов, обращающихся в поликлиники, страдают психосоматическими расстройствами /6/. По нашим данным до 60% детей, идущих впервые в школу, неподготовлены и переносят невротические реакции. Они выражаются в сосании пальцев, грызьбе ногтей, накручивании волос на палец, плохом сне, агрессивности, страхах, в болях в животе, плохом аппетите, кардиалгиях, энурезе и т.п. Среди способствующих причин, помимо социально-педагогической запущенности, частота которой возросла в последние годы, отмечается рост случаев задержки психического и физического развития, аллергических реакций.
Несмотря
на то, что психосоматические
Хотя на каком-то этапе врач всегда должен остановиться в обследовании. Чем больше опыт врача, тем короче и рациональней диагностический путь.
О психосоматических состояниях можно думать при:
-
неопределенные часто
-
временная или ситуационная
-
авторитарная мать не
-
дети с высокими требованиями
к ним родителей, с высокой
ответственностью, внутренней тревожностью.
Особенно высока депривация
- воспитание по типу гипоопеки, безнадзорности. Ребенок предоставлен самому себе, что приводит к школьной неуспеваемости, как следствие - к дезадаптации и развитию психогенных, в том числе и психосоматических, заболеваний.
-
психосоматические нарушения
-
психосоматические нарушения
-
психосоматические нарушения
-
улучшение состояния ребенка
при суггестивной терапии,
При беседе с родителями обращает на себя внимание неразделенность проблем, желание реализовать в детях нереализованные родителями жизненные ценности, компенсаторная сверхзабота как желание скрыть нежеланность ребенка. Необходимо учитывать невротические проявления у членов семьи, особенно это касается случаев множественных обследований, могущих вызвать ятрогению. Последние данные американских авторов /8/, стоящих на принципах психоанализа, относят многочисленные обращения матери по поводу "болезни" ребенка, ее просьбы о дополнительных исследованиях как самореализацию неудовлетворенной матери и считают такое поведение вариантом жестокого обращения с детьми.
При обследовании ребенка надо учитывать незавершенность развития психических и эмоциональных функций, возрастную этапность психических реакций. Нервно-психическое реагирование ребенка до 1 года строится как моторная реакция, 1-3 лет - сенсо-моторная, 3-12 лет - аффективная, 12-14 лет - идеаторная. В анамнезе отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, связанная с патологией беременности и родов, тяжелых соматогений на первом году жизни.
При
осмотре таких детей обращает
на себя внимание их скованность, легкие
переходы от смеха к слезам, отсутствие
достоверной клинико-
Что касается преимущественных симптомов и синдромов детского возраста, то к ранней детской невропатии (до 1 года) относят расстройства сна, аппетита, срыгивания, беспричинный плач - соматический уровень реагирования, а тики, энурез, онигофагию - к сенсомоторному реагированию. Аффективные нарушения - депрессивные в детском возрасте отличаются непродолжительностью, соматоформными проявлениями, которые необходимо дифференцировать с соматическими заболеваниями. Соматоформные расстройства отличаются недифференцированностью проявлений, отсутствием четкой локализации болей, вегетативными расстройствами. Идеаторный этап в развитии психосоматических заболеваний характеризуется осознанием необычности своей внешности, внутренней переработкой дефекта, появлением фобических симптомов, поисками врачебной помощи.
При обследовании ребенка особенностью его психического состояния являются тормозимость в начале беседы, ранимость, стенительность, аффективная лабильность, легкое возникновение расстройств настроения (плач, скованность, замкнутость). Обращают на себя внимание истощаемость, утомляемость, нарушение работоспособности, психический инфантилизм (отсутствие критики к себе и поступкам, легкая внушаемость, подчиняемость, поиски лидера, иногда желание показать себя в лучшем свете). Часто отмечается редуцированный психоорганический синдром в виде двигательной расторможенности, активного и пассивного протеста, отсутствие чувстви дистанции при беседе. При утомлении усиливается двигательная расторможенность, деятельность ребенка малопроизводительна и нецеленаправленна.
После
исключения соматических заболеваний
необходимо говорить с родителями и ребенком
вместе и порознь. Беседа с родителями
и детьми должна носить психотерапевтический
характер. Необходимо четко и доступно
разяснить характер возникновения расстройств,
объяснить, что психосоматические расстройства
не симуляция, не умственная или психическая
неполноценность, а болезнь, требующая
длительной терапии не только лекарственной,
но и путем изменения жизненных позиций.
Являются одним из наиболее частых проявлений психосоматической патологии. 90% болей в животе у детей 5-15 лет являются функциональными. Психические нарушения встречаются у 64% больных с функциональными изменениями желудочно-кишечного тракта и только у 12,5% - с органическими. В пользу функциональных болей говорит возраст больного (6-16 лет), периумбиликальная локализация, короткие эпизоды болей с длительными (недели и месяцы) светлыми промежутками, ситуативность болей, отсутствие связи с пищей, отсутствие ночных болей, отсутствие значимых эхографических, эндоскопических и лабораторных (синдром мальабсорбции клинически проявляется как функциональные боли) находок, иные психосоматические расстройства .
Раздраженный толстый кишечник в детском возрасте
Определяется как ускорение пассажа пищи без мальабсорбции или мальдигестии (Тодлеровская диаррея). Проявляется диаррей (с утра стул более оформлен, в течении дня все более разжижен, с остатками пищи, примесью слизи), сменой поносов и запоров. Общее состояние и физическое развитие не страдают. Исключение представляют случаи уменьшения массы тела при ригидно выдерживаемой диете. Стресс обусловленные диарреи у сибсов и родителей.
Информация о работе Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта