Психологическое состояние матери при ожидании рождения ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – обзор методов исследования, которые могут использоваться при определении особенностей самовосприятия беременности разными женщинами.

Содержание

Введение 3

1 Проблема самовосприятия беременности 4

2 Периоды беременности 7

2.1 Варианты самовосприятия идентификации беременности 7

2.2 Варианты стилей общего самовосприятия и переживания беременности 13

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Психологическое состояние матери при ожидании рождения ребёнка.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                   3 

1 Проблема самовосприятия  беременности             4 

2 Периоды беременности                7 

2.1 Варианты самовосприятия идентификации беременности          7 

2.2 Варианты стилей общего самовосприятия и переживания беременности 13 

Заключение                 17 

Список литературы               18

 

Введение 

       В данном реферате рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства и, в частности,  такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И.). В данном реферате рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования, позволяющие определить особенности этого самовосприятия.        

       В последнее время проблема материнства встает перед нашим обществом очень остро, прежде всего, из-за понижения уровня рождаемости и увеличения количества женщин отказывающихся от своих новорожденных детей. Восприятие женщинами своей беременности, особенности переживания этого периода, во многом влияют на отношение к своему будущему ребёнку, принятию или непринятию его в свою жизнь, поэтому данная проблема актуальна.

       Объектом  работы являются женщины, готовящиеся стать матерями, а предметом – самовосприятие ими своей беременности..

       Цель  курсовой работы – обзор методов  исследования, которые могут использоваться при определении особенностей самовосприятия беременности разными женщинами.

       Рассматривается понятие самовосприятия беременности, влияние этого восприятия на общую готовность к материнству, влияние беременности на личностную сферу женщины. Особо рассматриваются особенности самовосприятия женщинами беременности на разных её этапах и различные стили самовосприятия беременности 

 

        1  Проблема самовосприятия беременности 

         Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Исследования в русле психологии беременности стали  проводиться только в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме  пока очень ограничено. В зарубежных исследованиях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23]

       В данной работе исследуется проблема самовосприятия беременности, которая является немаловажной составляющей  психологии беременных женщин и всей психологии материнства.

       Самовосприятие  беременности может определяться как восприятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке определённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим переживаниям. [24]

       Беременность  в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [7;20]

       С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]

  1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благоприятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рассматривается  как специфическое личностное образование, «стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].
  2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личносной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рассматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей материнской ролью.

       Проблема  самовосприятия беременности занимает особое место среди аспектов психологической готовности к материнству. От самовосприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитивных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

       С позиций самовосприятия беременности психологическую готовность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно говорить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины своей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.

       Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности».  Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль матери. Для многих женщин исход беременности может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнско-детских отношений».  [24]

       Особенно  стрессовой является первая беременность, т.к. она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанными с запросами беспомощного и зависимого существа. Беременность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности.

       Другое  направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шмурак) рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И.Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребёнку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблюдения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания беременной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который включается в самосознание беременной. [4;5]

       Таким образом, в результате успешного завершения этого критического периода осуществляется переход к новой личностной половозрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.

               

 

        2 Периоды беременности 

       В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие решения  о рождении ребёнка, беременность, период зрелого родительства, период «постродительства» (для бабушек и дедушек)[22]. В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей данной работы является отражение особенностей самовосприятия женщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов беременности: идентификация беременности, до начала ощущений шевеления, появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмотрим самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее:   

       1период. Идентификация беременности.  

       Этот  период в большинстве случаев начинается и заканчивается ещё до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности.

       Обычно  предположение о возможности  беременности появляется у женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже вызывает определённые переживания. Пока не подтверждён факт беременности эти  переживания почти всегда носят оттенок беспокойства, причиной которого является либо страх наступления беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её подтверждения. Сроки идентификации беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев за это время принимается решение о сохранении беременности или её прерывании. 

       2.1 Варианты самовосприятия идентификации  беременности 

       Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов  самовосприятия идентификации беременности: 

       1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств идентификации беременности, их высокая эмоциональность.

       2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерянность, разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и продолжается до уточнения факта беременности. После этого происходит смена эмоционального состояния на положительное: удовлетворение, приятное удивление, радость. Первые ощущения чаще всего не возвращаются.

       3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с более выраженными положительными. Общая оценка своего состояния явно положительная, хотя периодически возникают озабоченность и сожаление. После подтверждения факта беременности происходит сосредоточение на задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их жизни перемен и принимающих свою беременность как желательную. Они готовы перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.

       4.Эйфорическое состояние. Ярко выраженные радостные переживания, абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабоченности, сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при общей личностной незрелости женщины, неприятии на себя ответственности. Любое нарушение «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к проблемам послеродового периода.

       5.Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны раннее проявление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность.

       6.Слабо выраженое амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами, мешающими это сделать, могут быть недостаток денег, заболевание типа простуды или просто «некогда было». Такое отношение можно выразить фразой : «Когда хватилась, уже поздно было». Последствия зависят от конкретной ситуации: от благополучной коррекции до отказа от ребёнка.

Информация о работе Психологическое состояние матери при ожидании рождения ребёнка