Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:08, практическая работа
Цель: Выработать и развить навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.
Задачи:
1. Выяснение исходного уровня информированности о проблеме;
2. Информирование о различии ВИЧ и СПИДа, о развитии заболевания, о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах профилактики заражения;
3. Формирование адекватного отношения к проблеме распространения ВИЧ-инфекции.
4. Преодоление стигмы.
Тренинг «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ:
ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ»
Особенности методики: Данная методика может применяться на базе образовательных учреждений, в профилактических лагерях, в работе с волонтерами. Профилактика ВИЧ-инфекции проводится в форме тренинга. Тренинг позволяет мотивировать, давать недостающую информацию, формировать навыки безопасного поведения. Подросток усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания. Одной из особенностей профилактического тренинга является то, что его может провести любой специалист, имеющий необходимые знания и представления о групповой работе. К недостаткам методики можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников.
В данном тренинге используются игры на знакомство, групповые дискуссии, работа в малых группах, специально сконструированные игры с четкими целями и оговоренными правилами.
Цель: Выработать и развить навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.
Задачи:
1. Выяснение исходного уровня информированности о проблеме;
2. Информирование о различии ВИЧ и СПИДа, о развитии заболевания, о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах профилактики заражения;
3. Формирование адекватного отношения к проблеме распространения ВИЧ-инфекции
4. Преодоление стигмы.
Целевая группа: подростки в возрасте от 15 лет.
Размер группы: 12 – 20 человек.
Продолжительность занятия: 1,5 часа (90 минут).
Условия проведения: хорошо освещенное помещение, стулья в кругу, столы убраны.
Необходимые материалы: маркерная доска, маркеры, скотч, карточки с надписями: Высокой риск, Небольшой риск, Риск отсутствует, Не знаю.
Автор: Викторова Елена Константиновна, психолог МЦ «Дети улиц» ВАО.
Этап | Структура | Содержание | Время (мин) |
1. | Введение | Объявление темы, целей, задач тренинга. | 5 |
2. | Знакомство, ожидания участников | Упражнение «Две правды, одна ложь», высказывание ожиданий по кругу | 10 |
3. | Установление правил | Принятие правил групповой работы | 10 |
4. | Актуализация проблемы | Упражнение «Вечеринка» | 10 |
5. | Основная часть | Информационный блок, упражнение «Клетка» | 20 |
6. | Закрепление практических навыков | Упражнение «Спорные утверждения» | 15 |
7. | Завершение работы | Обратная связь | 20 |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ВВЕДЕНИЕ
Ведущие представляются и описывают цели и задачи тренинга.
ЗНАКОМСТВО, ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ
1. Упражнение «Две правды, одна ложь».
Ход выполнения: Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее – три факта о себе, один из которых – ложь. Остальные должны догадаться, что именно было ложью.
2. Выяснение ожиданий участников.
Проводится с помощью высказываний по кругу. Возможные формулировки вопросов ведущего: «Что вам сказали / вы слышали о тренинге?»; «Как вы думаете, что будет происходить здесь?»; «Зачем вы пришли на этот тренинг?»; «Что вы хотите получить / узнать на этом тренинге?»; «Чего вы ждете от тренинга?».
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ
Ведущий называет все правила, объяснив их значение и необходимость соблюдения «Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил»:
1. Право говорящего.
2. Правило поднятой руки.
3. Конфиденциальность.
4. «Не давать оценок».
5. Отключить мобильные телефоны.
6. Право ведущего.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Упражнение «Вечеринка».
Инструкция: «Через некоторое время каждый из нас попадет на вечеринку. Особенность этой вечеринки в том, что каждый участник в ходе вечеринки будет обмениваться с другими рукопожатиями, которые будут символизировать введение наркотика общим нестерильным шприцем. Каждому человеку необходимо сделать как минимум три рукопожатия с тремя разными людьми. На вечеринке среди нас будет находиться человек, в крови, которого находится ВИЧ – инфекция. Он будет выбран чуть позднее. Он так же будет обмениваться рукопожатиями с другими участниками вечеринки, но при этом каждый раз делать незаметный знак – почесывание ладони партнера по рукопожатию. Получивший почесывание при следующем контакте таким же образом передают его».
Ход выполнения: Ведущий просит всех участников закрыть глаза. Ведущий объявляет, что, проходя за спинами участников, он прикоснется к одному из них, тем самым, выделив того, кто будет являться носителем ВИЧ – инфекции, и осуществляет это. Затем все участники открывают глаза. Начинается вечеринка. В течение 30 сек – 1 мин. происходит обмен рукопожатиями в соответствии с инструкцией. По команде ведущего взаимодействие заканчивается. Все участники остаются в центре круга. Затем ведущий просит сесть на стулья тех, кто не почувствовал почесывания.
Подведение итогов: Можно задать несколько вопросов группе, спросить, что они чувствовали, когда ведущий ходил за их спинами, кто сделал меньше чем три рукопожатия, кто больше, и почему. Затем рассказывается о стремительном распространение эпидемии и говорится, что в этой игре показана модель скорости распространения ВИЧ – инфекции в мире. После обсуждения обязательно сделать акцент на том, что это была всего лишь игра и ВИЧ через рукопожатие не передается.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Отличие ВИЧ и СПИДа.
Ведущий спрашивает у участников группы о том, знают ли они, как расшифровываются термины «ВИЧ» и «СПИД». Выслушивает ответы. Затем ведущий пишет на доске расшифровку терминов.
В – вирус С – синдром
И – иммунодефицита П - приобретенного
Ч – человека И – имунно-
Д – дефицита
ВИЧ
Вирус – микроорганизм, который может жить и функционировать только в клетках живых организма.
Иммунодефицит – нарушение защитных сил организма, которое возникает вследствие влияния вируса на иммунную систему.
Человек – ВИЧ живет и размножается только в организме человека.
СПИД
Синдром – признаки, которые показывают наличие заболевания, сочетание болезней, возникающих в результате заражения вирусом (ВИЧ).
Приобретенный – болезнь не наследственная.
Иммунодефицит – недостаточность защитных сил организма для сопротивления инфекциям.
2. Упражнение «Клетка».
1. ведущий прости двух добровольцев взяться за руки, образовав «клетку»;
2. ведущий берет за руку третьего добровольца за руку и вместе с ним ходит вокруг клетки и рассказывает о вирусах, сопровождая рассказ действиями;
3. «вирус гриппа, попадающий в организм человека, проникает в клетку организма человека (инструктор с добровольцем проникает внутрь клетки), но при этом вирус гриппа остается видим для клеток-защитников, и они уничтожают его вместе с инфицированной клеткой гриппа (второй ведущий разрушает клетку и выводит вирус гриппа из нее). Таким образом, вирус гриппа выводится из организма»;
4. «А теперь посмотрим, как ведет себя ВИЧ. ВИЧ попадает в организм. Находит клетку, на поверхности которой есть молекула СД-4, плотно прикрепляется к этой молекуле и «открывает» клетку, как отмычкой (инструктор и доброволец расцепляют руки «клетке» и проникают внутрь). Оболочки вируса и клетки сливаются, и генетический материал вируса попадает в клетку. При этом ВИЧ остается невидимым для клеток иммунной системы человека, т.к. быстро мутирует, «подстраиваясь» под клетку. Клетки-защитники чувствуют, что в клетке находится враг (другой ведущий ходит вокруг клетки), но определить, что это, не могут. ВИЧ начинает за счет компонентов клетки размножаться. Новые вирусы, появившись на свет, разрушают клетку. Затем процесс захвата и разрушения повторяется. Скорость разрушения клеток зависит от многих обстоятельств: силы иммунной системы; образа жизни; употребления алкоголя, наркотиков, курения; правильного питания; общего состояния организма и т.д.»;
5. добровольцев благодарят и отпускают на место.
3. Пути передачи ВИЧ-инфекции.
ВИЧ живет только в жидкостях организма человека, вне организма человека – погибает. Участников просят перечислить все жидкости организма человека, которые они знают. Жидкости записываются, затем выделяются четыре жидкости, в которых ВИЧ присутствует в концентрации, достаточной для заражения, и через которые он передается: кровь, сперма, вагинальный секрет, материнское молоко. Затем называются три пути передачи ВИЧ: через кровь, от матери к ребенку, половой путь.
Через кровь:
при попадании зараженной крови в кровоток незараженного человека;
при инъекции шприцем, содержащим остатки инфицированной крови (при употреблении наркотиков или при введении лекарственных средств);
при переливании зараженных продуктов крови, пересадке органов и тканей, содержащих ВИЧ;
при медицинских манипуляциях и косметических процедурах (пирсинг, татуировки, маникюр, педикюр), если используются нестерильные колющие и режущие инструменты;
в очень редких случаях при попадании зараженной крови в открытую рану, на слизистые оболочки;
при незащищенном (без презерватива) проникающем половом контакте, где вирус через микротравмы и микротрещинки попадает из организма ВИЧ-положительного человека к ВИЧ-отрицательному.
Вертикальный путь:
во время беременности (через плаценту);
при родах (при контакте с кровью матери);
при грудном вскармливании (через материнское молоко).
4. Профилактика заражения ВИЧ-инфекцией.
С помощью групповой беседы ведущий выделяет и записывает на доске способы профилактики по каждому из путей заражения ВИЧ-инфекцией.
5. Биомедицинские аспекты проблемы ВИЧ/СПИДа. Стадии развития ВИЧ-инфекции:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Упражнение «Спорные утверждения».
Цель: Информирование, выяснение своих взглядов на проблему ВИЧ/СПИДа.
Ход выполнения: В помещении в разложены карточки с надписями: Высокой риск, Небольшой риск, Риск отсутствует, Не знаю. Затем ведущий зачитывает различные ситуации, а участникам необходимо выбрать тот или иной вариант ответа. В случае разделения мнений происходит групповое обсуждение.
Ситуации:
Поцелуй в щеку (Риск отсутствует)
Инъекция в лечебном заведении (Небольшой риск)
Переливание крови (Небольшой риск)
Пользование зубной щеткой другого человека (Небольшой риск)
Плавание в бассейне (Риск отсутствует)
Глубокий поцелуй (Небольшой риск)
Уход за больным СПИДом (Риск отсутствует)
Укус комара (Риск отсутствует)
Множественные половые связи с разными партнерами (Высокий риск)
Прокалывание ушей (Небольшой риск)
Нахождение (проживание) в одной комнате с человеком, болеющим ВИЧ/СПИДом (Риск отсутствует)
Нанесение татуировки (Небольшой риск)
Прикасание к больному ВИЧ/СПИДом (Риск отсутствует)
Пользование общественным туалетом (Риск отсутствует)
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ
Проведение анкетирования. Подведение итогов, обратная связь.
Автор: Викторова Елена Константиновна, психолог МЦ «Дети улиц» ВАО
Информация о работе Профилактика ВИЧ-инфекции: пути распространения и способы защиты