Профессиональные качества медицинской сестры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Особой подструктурой личности является биопсихическая, определяемая свойствами нервной системы, возрастными особенностями, темпераментом. В психологии утвердилось положение, что эти свойства составляют природную предпосылку формирования профессионально важных качеств и обусловливают успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности. Психофизиологические свойства личности влияют на степень нервно-психологического напряжения при выполнении деятельности, ее динамику, уровень активности, определяют необходимость выработки индивидуального стиля деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Особенности профессии медицинской сестры 5
2. Моральные и профессиональные качества медицинской сестры 6
3. Этико-деонтологические аспекты в деятельности медицинской сестры 12
4. Исследование по методике Б.Басса 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

проф важные качества мед сестры.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    А между тем потребность больного в настоящем человеческом отношении  к себе нисколько не уменьшилась, а наоборот даже возросла. Ни один электрокардиограф, ни один современный аппарат не заменит доброго сердца медицинского работника и его чуткой души.

    Медицина  была и будет медициной личности. Этому нас учит щедрый опыт отечественной и мировой медицины. Поэтому и личные качества врача, медицинской сестры должны соответствовать не только профессиональным, но и психологическим требованиям своей профессии.

    Древняя индийская мудрость гласит: «Можно бояться отца, мать, друзей и учителей, но не нужно испытывать страха перед врачом, потому что он для больного и отец, и мать, и друг, и наставник».

    Но  быть настоящим врачом непросто. Для  этого нужно прежде всего выработать в себе чувство врачебного такта. Обладая тактом, врачу легко установить с пациентом контакт, привлечь его внимание к себе. Без контакта с пациентом, как известно, не будет доверия, а без доверия не будет эффективного лечения. Тактом должны обладать и медицинские сестры, которые постоянно имеют контакт с пациентами, выполняя назначения врача, наблюдая за пациентами и осуществляя за ними уход.

    Настоящий медицинский работник стремится  делать больным людям добро и  находит в этом свое личное счастье. Но бывают случаи, когда и гуманное отношение медицинских работников подвергается серьезным испытаниям, когда они сталкиваются с так называемыми трудными пациентами. Среди категории «трудных» пациентов встречаются слишком требовательные, необъективные в правильности и эффективности лечебного процесса, несправедливые пациенты, которые не замечают усилий медицинского персонала, направленных на улучшение их состояния. Но винить таких пациентов нельзя. Это не их вина, а их беда. Моральный долг медицинских работников – уделять таким пациентам больше внимания, чем другим, терпеливо и настойчиво добиваться изменений их переоценки своих негативных убеждений [21, с.67].

      Гиппократ говорил: «Врач должен  быть по своей натуре человеком  прекрасным, добрым, искренним. Врач  должен быть с лицом, исполненным  размышлениями, но не суровым.  Строгость в общении мешает доступности врача как для пациентов, так и для здоровых.» И далее, перечисляя важнейшие черты врача, Гиппократ отмечает: «Да и немного в действительности различий между мудростью и медициной, и все, что касается мудрости, все это относится и к медицине, а именно: предвзятое отношение к деньгам, совестливость, скромность, решимость, опрятность, простота в одежде, уважение, мышление, знание всего того, что полезно и нужно для жизни «.

    Такое определение в значительной степени  приемлемо и для медицинских сестер, особенно тех, которые большую часть своей жизни отдают одной из самых гуманных профессий медицины. Профессии врача, медицинской сестры требуют высокой нравственной культуры во всех ее проявлениях, начиная с внешнего вида, манер, умения общаться. Это признаки, по которыми пациент составляет себе первое впечатление о медицинском работнике.

    Почти в 80% случаев мнение о человеке складывается именно из первого впечатления. Безусловно, в процессе общения такое мнение может меняться, но значение первого впечатления нельзя недооценивать. Своим внешним видом врач, медицинская сестра должны особенно выделяться, они не должны быть ни ультрамодными, ни старомодными, потому что такие крайности привлекают к себе внимание пациента и в некоторой степени настораживают его [5, с.78].

      Не способствуют повышению авторитета  врача и медицинской сестры  и такие вредные привычки, как  курение и злоупотребление спиртными  напитками. 

    Медицинский работник вызывает доверие пациентов, если он спокоен, но не надменный, если ловкость, настойчивость и решительность сочетаются в нем с искренностью, сочувствием и деликатностью.

    Уравновешенность  личности медицинского работника является одним из гармоничных внешних  стимулов, способствующих выздоровлению  пациентов. Каждый медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, а также помочь своим коллегам в ликвидации их недостатков.

    Из  всего сказанного следует выделить, что медицинский работник должен быть образцом для окружающих, должен выделяться своей интеллигентностью, толерантностью, воспитанностью.

    Однако  воспитанность это не только хорошие  манеры, но и кое-что более глубокое. Это прежде всего внутренняя культура человека, которая предполагает уважение к людям, умение устанавливать с  ними контакты. Особенно важным является уважение к больному человеку. Уважать каждого пациента, его родных – дело не простое, это сложная работа ума и сердца. У нас много врачей, медицинских сестер, которые уважают людей, обладают «силой простоты» в общении. В такой простоте и естественности проявляются ценнейшие для медицинского работника грани человеческой души.

    В профессии медицинского работника  совесть, ответственность, любовь к  профессии, признание своей обязанности  приобретают особое значение.

    Обязанность – это основа осознанных нравственных принципов поведения перед отдельным человеком и обществом. Понятие обязанности медицинского работника включает в себя такие этические элементы, как честность, скромность при выполнении повседневной работы и проявление мужества в чрезвычайных обстоятельствах.

    Совесть – это самоосознание, «внутренний судья» человека, его отношение к моральным требованиям общества [16, с.78].

    Слово «долг» часто стоит рядом со словом «честь». Академик Д.С. Лихачев сказал: «Честь настоящая всегда совмещена с совестью. Честь фальшивая – мираж в пустыне человеческой души». Медицинская профессия и совесть неразделимы. Таким образом, моральный долг, совесть, честь – человеческие черты, без которых невозможно само существование медицинской профессии.

    Рядом с нами скромно и честно трудится в городах и селах нашей страны многочисленный отряд медицинских сестер, которые своим трудом облагораживают профессию медика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исследование  по методике Б.Басса
 

    Методика  Б.Басса была апробирована в МУП Городская больница 4 города Ярославля.

      Анализируя  результаты по методике Б. Басса «Направленность личности» у испытуемых были получены следующие результаты: высокие  и  средние показатели «направленности на себя» выявлены в 40 и 20% случаев соответственно.

      Полученные данные свидетельствуют об ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и персонала, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

      Низкие показатели выявлены в 40% случаев, что свидетельствует о направленности на удовлетворение относительно работы и персонала, склонность к соперничеству, спокойствие, экстравертированность.

      Высокие и средние показатели «направленности  на взаимоотношения» выявлены в 55% и 35% случаев соответственно, что свидетельствует о стремлении испытуемых при любых условиях поддерживать отношения с людьми, об ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям.

      При этом низкие показатели «направленности  на взаимоотношения» установлены в 10% случаев, свидетельствуют о независимости  от группы, об отсутствии потребности  в привязанности и эмоциональных  отношениях с людьми.

      Полученные  показатели «направленности на дело» выявлены высокие у  55% и средние у 35% испытуемых, что свидетельствует о заинтересованности в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели (рисунок 1) 

      

   

       Рисунок 1 - Гистограмма по результатам исследования направленности личности, уровня самооценки, мотивации достижения цели

Заключение

 

    В профессиональной деятельности медицинской сестры выделяют различные функций, реализация которых приводит к образованию трех основных подструктур личности медицинской сестры: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

    Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности медицинской сестры, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к медицинской деятельности, а также общественную активность, социальный оптимизм и др.

    Профессиональная  компетентность – это уровень  осведомленности, авторитетности сестры, позволяющий ей продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы.

    Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей  квалификации, мобильность профессиональных функций.

    Профессионально-важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения медицинской интеллигенции. 
 
 

    Список  использованной литературы

 
    
  1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический  проект", 1997.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика - СПб.: Питер, 2005
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М. - 1990.
  5. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для вузов. -М., 1994.
  6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.
  7. Зиглер Л., Хьелл Л. Теории личности. - СПб, 1997.
  8. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебное пособие – М.: Издательство Московского ун-та, 1987.
  9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
  10. Ильин И. П. Психология работы с персоналом// Психологический журнал. - 1995. - № 2.
  11. Магура М. Как повысить отдачу от обучения персонала // ''Управление персоналом'', №11, 2000,
  12. Носс И. Н. Психология управления персоналом предприятия (профессиологический аспект) - М.: КСП+, 2002.
  13. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
  14. Психологические программы развития личности  / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 
  16. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии: Практикум. – М.: МГПИ.ю 1990.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
  18. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск; Харвест, 1997.
  19. Фопель К. Энергия паузы. Психологические методики: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
  20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М. - Педагогика. - 1986.
  21. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  22. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес - школа «Интел - Синтез», 1996.

Информация о работе Профессиональные качества медицинской сестры