Профессиональные черты медицинского работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально-психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная мораль медицинского работника.docx

— 30.85 Кб (Скачать)

Профессиональная  мораль медицинского работника Мораль (лат. moralis - моральный, moris - обычай) - это  совокупность исторически обусловленных  правил, норм, обычаев, принципов сосуществования  и поведения людей их отношения  в процессе производства материальных и духовных ценностей, определяющих их обязанности друг к другу, к  социальных групп, слоев классов, к  обществу, и выполнение которых базируется на общественном мнении. Этические  законы и позиции в медицине - это взгляды и знания, которые  наглядно интегрируют нравственные основы личности врача и вообще ликарювання, теорию и практику отношений с  больными, обществом и коллегами. Медицинская этика включает постулаты  о врачебном долге, слово врача, врачебную тасмницю, добро и зло, другие моральные и философские  категории И приоритеты в здравоохранении. А врачебная деонтология - это  догмы профессиональных обязанностей в медицине, она с прикладной частью концептуального учения о медицинской  этике. Понятное дело, не Иснус отдельных  этических категорий относительно поведения врача, фельдшера, медицинской  сестры или санитарки. Этические  принципы в медицине - неделимое  целое, хотя каждый отдельный медицинский  специальность масс свои профессиональные, но следовательно, и этические различия. Однако преобладают всеобъемлющие  нравственные правила и общие  этические установки: слово, добродетели, стремление и знания медицинского работника, его неотъемлемые моральные лозунги  в практической поведении играют существенную роль в исцелении больного и помощи ему. В системе морали, как в решающей сфере общественного  сознания, своеобразное и очень содержательное место принадлежит профессиональной (профессиональной) морали. Показательно, что группой львовских ли кар  ел-ученых создан проект "Этического кодекса врача" (проф. А. Гнатишак, профессор В. Нор, профессор В. Ромовская, д-р мед. наук Б. Савчик, проф. Б. Кузнецов, доц. Л. Крыштальский, д-р мед. наук Б. Надрага, доц. А. Рудницкая). В нашей  работе ссылаться и на этот документ. В каждой профессии Существуют определенные этические противоречия И своеобразные способы их решения, к чему привлекается человек со своим субъективным миром  чувств, стремлений, моральных оценок. Среди разнообразных ситуаций в  профессиональных отношениях необходимо выделить типичные черты и особенности, которые характеризуют специфику  профессиональных отношений или  относительную самостоятельность  профессии. Суть профессиональной морали заключается в отражении особенностей профессиональных отношений. Поскольку  мораль отражает общественное бытие  в целом, то возникает вопрос о  характере отражения профессионального  разделения в морали. Профессионализация - су совместно-экономическое явление, которому присущ закономерный, объективный  характер развития. Следовательно, оно  обязательно находит соответствующее  отражение в общественном сознании вообще и в индивидуальном сознании частности. Специфика профессиональной морали - проекция зависимости морали от качественного многообразие взаимоотношений  людей. Согласно работе конкретной категории  в моральном сознании личности формируются  представления, которые сопоставлены с типом профессиональных отношений. Как только они приобретают качественной устойчивости, то ведут к формированию определенных моральных стереотипов  в соответствии с характера труда. Если такие отношения имеют устойчивый характер, в человеке, которая сформировалась под их влиянием, производится обычное  круг соответственно способу действий. Профессиональная мораль особенно присуща  тем профессиям (медицинская, педагогическая, юридическая, военная и др.), в  которых объектом воздействия является непосредственно сам человек, а  профессиональная деятельность, в зависимости  от своего характера, затрагивает насущные жизненные Интересы личности. В этих случаях моральный фактор занимает главных мест в системе способов профессионального воздействия. Поэтому  общество предъявляет повышенные требования к соответствующих моральных  качеств работников упомянутых профессий  и даже к целых социальных слоев. Решая вопрос о природе профессиональной морали, необходимо исходить из принципа связи морали, практической деятельности и знаний с учетом ценностного аспекта всей проблемы. За отношения к объекту воздействия реализуется отношение к человеку, поскольку эта параллель предусматривает общественную и личную потребности. С. Л. Рубинштейн считал, что в самом действии человека имеет место нравственное отношение, то есть как раз через действие проявляется нравственность личности. Отношение человека к природе также масс общественный характер, т.е. оно опосредованное человеческими взаимоотношениями. Знания о строении окружающего мира находится в соответствующем соотношении с реальным и желаемым В своей деятельности, в процессе определения собственных идеалов человек ориентируется на знание законов природы и общества Детерминизм (Определение, формулировка) морали состоит в том, что она обусловлена объективными законами развития общества Развитие морали идет через разрешения противоречий между желаемым и существующим, идеалом и действительностью, а достижения самого идеала лежит на пути общественной практики и развития общественных отношений Нравственное сознание характеризуется соответствующим отношением к общества класса, профессиональных задач, к деятельности и т.д. Все это диалектически взаимосвязано Общие нравственные представления формируются в зависимости от конкретных ситуаций в различных сферах деятельности Особенности профессиональных отношений формируют в сознании личности соответствующие нравственные представления, привычки и убеждения Условия жизни, характер и цель социальных групп создают в общественном сознания диалектику общего и отдельного Существует много конкретных форм общения Требования общества в условиях социальной раздробленности выступают уже как требования профессии, класса, нации в целом Разделение труда и Существование профессий (профессиональная различие) как объективный фактор общественного развития неизбежно влияет на сознание людей, на систему моральных оценок, привычек, традиций, форм поведения, а следовательно, на их этику В итоге, личное в морали отображает специфику Интересов, цель какой-то конкретной социальной группы, а также связь личности и окружающей среды Отрицание общего и Индивидуального в морали ведет к резкого отделения морального Идеала, норм и правил поведения от практической деятельности, т.е. субъективного от объективного В реальной жизни такое отделение И обесценение носит относительный характер Особенности профессиональных отношений как объективный фактор непременно проявляется в моральной качества И формирует необходимые нормы поведения конкретной профессиональной группы, специфические требования к п представителей Мораль человека проявляется в п поведении, поступках, которые оцениваются не только с точки зрения интересов общества как целого, но и отдельных его групп, а также отдельно взятых Интересов зависимости от характера морального единства и степени п устойчивости появляются специфические нормы поведения и моральные оценки А И Титаренко отмечает, что совместная деятельность людей по-своему формирует моральные оценки Моральная оценка - особый акт ориентирующий предпочтение определенной нормы поведения и приказывает, предлагает действовать согласно ей Это утверждение отчетливо проявляется в особенностях профессиональной морали, входящих в нравственное сознание каждого человека как побуждение к действию И уместности соответствующих моральных оценок в той или иной форме деятельности Действия, которые относятся к сфере морали, вычитаются из общей совокупности человеческих действий в том случае, когда люди задумываются над их общественным значением или безоговорочно оправдывают свое поведение В профессиональной деятельности положительную нравственную оценку получают только такие формы поведения И только такие качества личности которые способствуют высокой эффективности труда в данной сфере И хотя моральная оценка всегда следует Из общественных интересов, она принимает во внимание соответствующие человеческие взаимоотношения. Моральная оценка профессиональной деятельности определяется двумя основными критериям а) объективно Дает профессия для общественного развития и б) субъективно дает профессия Индивиду в понимании этического влияния на него, поскольку разные профессии имеют неодинаковый моральное воздействие на людей которые посвятили себя этим профессиям Единство упомянутых моментов оказывается в нравственном идеале как высшей форме морального сознания. Нравственный идеал, который выражает стремление к новому уровня развития общества и личности, вбирает в себя также представление о совершенных профессиональные качества. В тех профессиях, где объектом воздействия являются сам человек, нравственность выступает не только одним из важнейших факторов эффективности профессиональной деятельности, но также является формой ее самовыражения. Специфика профессиональной деятельности обусловливает также различия моральных оценок. Каждая функция, действие, сфера деятельности несет в себе соответствующее ей значение и измеряется общественной шкале ценностей. Профессиональная мораль и ее особенности определяют направленность профессиональной деятельности. Общие закономерности появления и развития профессиональных отношений с их отражением в морали способствуют пониманию содержания врачебной этики и морали. Больной, когда обращается к врачу, становится объектом профессионального влияния. Надо помнить, что в профессиональном отношении врач имеет дело с объектом наивысшей степени сложности - человеком. Многообразие факторов, которые определяют начало, течение и конец любой болезни, каждый раз ставит перед врачом исключительно трудную гносеологическую (познавательную) задачу, которую он должен решить в течение короткого времени. Медицинская наука, раскрывающая закономерности патологических процессов, на их основе определяет средства и методы лечения, - фундамент деятельности врача. Без объективно истинных знаний эта деятельность, даже при условии сохранения моральных принципов, является не профессиональной. Врач должен обладать такими качествами, как наблюдательность и проницательность, развитое клиническое мышления, профессиональная настойчивость и страстность т.д. Человек - не только очень сложный, но и ценный объект воздействия, так как она является личностью. Поэтому отношения врача и больного прежде личностные, субъективные, то есть социальные. Социальная функция медицины сказывается на субъективных отношениях и проявляется в моральной сознания как норма, требующая подчинения интересов врача интересам общества через отношение к больному. Доверяясь врачу, больной ждет от него проявления высших моральных качеств, хочет видеть во враче сосредоточения нравственных качеств и прежде сочувствие, исключительную добросовестность и самодисциплину, честность и высокое мастерство, ловкость, серьезное отношение к своему делу и способность к самоотречению. Наличие этих качеств является моральной гарантией, основой для доверия и авторитета. Врач должен относиться к больному не как к человеку вообще, а как к личности. Иначе гуманизм является лишь принципом, а не реальным поступком. Итак, лекарственный гуманизм - вполне конкретный, реальный гуманизм. По морали как сущности, то имеем здесь некоторую однозначность, не зависящую от обстоятельств. Она якобы обеспечивает "надежность" врача в его отношениях с людьми (здоровыми и больными) непосредственно на рабочем месте и в быту, определяет все этические принципы его. Начиная общение с больным, врач обязан сконцентрировать на нем свое внимание, якобы забыв о себя, вполне покорив ум, волю, знания и опыт деле сохранения жизни, облегчение страданий, восстановления здоровья. Гуманизм врача совпадает с социальной функцией медицины и воплощен в моральной идеи и чувствах. Он проявляется в активном, свободном стремлении посвятить себя больным и, преодолевая трудности, использовать все возможности для восстановления и охраны здоровья, не вызывая в то самое время действиями и словами дополнительных страданий. 2. Деонтологические качества медицинских работников С методологической точки зрения понятие врачебной этики выражает сущность, а понятие медицинской этики - содержание аспекта профессиональной этики В предлагаемой работе преимущественно употребляется понятие врачебной этики, через которое выявляются существенные черты медицинской профессии, потому что врач является центральной фигурой здравоохранения и медицины. Это положение вовсе не означает принижение роли среднего медицинского персонала. Ведь исходными требованиями этики врача является одновременно и требования медицинской этики, то есть на них ориентированы все медицинские профессии, деятельность всего медицинского персонала. Структура медицинской этики включает в себя конкретизированы требования специальностей всех трех уровней медицинской профессии, которые целесообразнее изучать в разделе науки деонтологии. Она изучает моральное, нравственное и интеллектуальное лицо медицинского работника, взаимоотношения медицинского персонала с больными и их родственниками, а также коллегами в медицинском коллективе. Таким образом, когда речь идет о разработке общих проблем этики профессии, понятие лекарственной и медицинской этики становятся тождественными. Медицинскую этику следует рассматривать как специфическое проявление общей этики именно в деятельности медицинского персонала Она включает вопросы лекарственного гуманизма, проблемы долга, часто и совести медицинских работников в процессе лечения, профилактики заболеваний и проведении организационных мероприятий Медицинская этика отражает моральные нормы в таких системах, как "Врач - больной", "врач - медицинский коллектив", "врач - научный руководитель "," врач - общество "и Др. Приведенные выше психологические варианты общения между врачом и пациентом всегдашний выразительные в ургентной хирурги, анестезиологии и реанимации В таких случаях Существует несколько решающих моментов в хронике врачебных действий И установок период неотложной госпитализации больного в реанимационное отделение, констатация необходимости срочного или эндоскопического вмешательства, внезапная остановка дыхания и кровообращения, перевода пациента, после определенной стабилизации его состояния, с реанимационного отделения в профильной клиники. В соблюдении этических и деонтологических требований в экстремальных ситуациях, и прежде всего, в эмоциональном напряжении, предшествующей операции, особую роль "Ангела-защитника" больного и его родных играет врач-анестезиолог. Оно и разумеется, с точки зрения патофизиологии имеем классический эмоциональный стресс, когда как проявление адаптационных реакций увеличивается синтез катехоламинов, повышается артериальное давление, ускоряется пульс, изменяются другие показатели нейроэндокринной регуляции. Разумеется, главная задача специалиста на этом ответственном этапе лечения, наряду с вербальным воздействием, - осуществление эффективной медикаментозной коррекции. И здесь очень нужна "моральный асептика" (по выражению И. Кассирский). Анестезиолог сталкивается с неуправляемым страхом больного по применению наркоза, ложным предчувствием физического дискомфорта или даже внезапной смерти. Следовательно, его тактика - то вдумчивая деонтологическая работа с больным человеком, а не просто с организмом в стадии выраженной патологии. В частности, у пациента может преобладать синдром ипохондрической или тревожной депрессии или, наоборот, анозогнозия - демонстративное пренебрежение чувством страха, переоценка силы характера и Кроме безупречного владения технологией своей специальности, анестезиолог должен достаточно хорошо разбираться в той области хирургии, где постоянно сотрудничает. Эти знания создают взаимопонимание в операционном зале. Хотя капитаном хирургического корабля является хирург, однако деонтологических и этический штурвал в эти часы находится в руках анестезиологов. Знаменательно, что квалифицированные анестезиологи никогда не брезгуют ни своей персоной, ни высокой техникой манипулирования, и их подлинный морально-этический достижения в профессиональной тактике - мнимая "отсутствие" в операционной, но фактическая всепроникнисть в элементы преодоления болезни, психологический и профессиональный движение впереди хирурга. О представителях службы обезболивания существует хорошая мысль, что именно этому профессии должны быть присущи особая чуткость, деликатность и ответственность за больного. Речь, в частности, об отношении к боли больного. Даже небольшой разрез - уже операция. Современная анестезиология выходит с позиции обеспечения полного обезболены любого хирургического вмешательства, и в этом мы усматриваем красноречивый этический принцип. Очень большой трагедией, сильным переживанием для врача является смерть больного. Да и вообще общения с родственниками пациентов в медицине высокого риска, скажем в кардиохирургии, требует искреннего такта и терпение. В теоретическом обосновании медицинской этики необходимо исходить из анализа объективных общественных отношений, особенностей работы медицинского персонала, специфики их моральной ответственности. Известно, что объектом профессиональной деятельности врачей с больной человек. Согласно этого формируются своеобразные моральные качества, представления, соответствующие характера такой деятельности. По этому поводу Н. Г. Чернышевский отметил, что если определенные отношения имеют характер постоянства, у человека, которая сформировалась под их влиянием, появляются и своеобразные моральные привычки. Специфика медицинской этики определяется не только тем, что врачи имеют дело с состоянием здоровья человека (ибо для человека имеют отношение и представители других профессий). Особенности соотношения этики и медицины обусловливаются также своеобразным характером медицинской науки, которая исследует проблемы на границе биологической и социальной, физиологической и психической жизнедеятельности человека. В связи с этим в профессионально-этической деятельности врача имеет место особое, своеобразное, неповторимое сочетание классовых и общечеловеческих норм морали. Последние вырабатывались на протяжении всей истории развития медицинской науки и практики, символизируя этические высоты целом. Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют черты всесторонности и специфичности одновременно. Это нужно понимать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в многообразии. Специфика профессиональной медицинской этики состоит в том, что моральные принципы, человеческие ценности в медицине непосредственно связаны с теми средствами и приемами, которые использует данная наука и этика; научное познания и моральная оценка, истина и добро достигают в медицине своего наивысшего развития. Объективно-истинное познание закономерностей природного и социального в жизни человека в сочетании с этической оценкой и определению нравственной цели - путь, которым должна идти медицинская наука в борьбе за здоровье человека! Медицинская этика на сегодня приобрела новые черты и особенности. Выросла социальная ответственность врачей, изменился характер этических проблем и содержание деятельности врачей. Определенная переоценка познавательных, культурных и психологических ценностей находит отражение и в этических вопросах медицины. Эти новые взгляды требуют исключительной научной компетентности, широкого социальное-гуманистического кругозора. Медицинская этика масс внутренняя связь с компетентностью, классификации врачей, медицинских сестер по их деловым качествам. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. Причем, когда речь идет о профессиональной медицинской мораль, нужно не только формулировать кодекс соответствующих положений относительно трудовой деятельности, но и способствовать выработке у врача способности к моральной ориентации в сложных клинических ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств. 3. Основные этические требования к медицинским работникам Изучение проблем профессиональной этики, ее специфики ведет нас от общего к личному, позволяющий познать мораль шире и связать ее с практической деятельностью индивида. В профессиональной этике можно проследить связи между теми или иными видами деятельности, психологическими и нравственными факторами и качествами, сочетание общественных интересов с интересами личности. Врачебная мораль - это система норм и требований к поведению и морального лицо доктора и всего медицинского персонала, а также нравственные чувства, реализуемых в непосредственной деятельности; в процессе труда. Мораль регулирует отношения врача к больному, к здоровому человеку, коллегам врача, к обществу и государству. Честь и достоинство, авторитет и обязанность врача имеют черты всесторонности и специфичности одновременно. Это нужно понимать в том контексте, что мораль врача, которая распространяется на всех людей, охватывает единство в многообразии. Медицинская этика имеет внутреннюю связь с компетентностью, классификацией врачей, медицинских сестер по их деловым качествам. Не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. Причем, когда речь идет о профессиональной медицинской мораль, нужно не только формулировать кодекс соответствующих положений относительно трудовой деятельности, но и способствовать выработке у врача способности к моральной ориентации в сложных клинических ситуациях, требующих морально-деловых и социальных качеств. Врачебное искусство формируется не сразу, постепенно вырабатывается умение правильно говорить о болезни, излагать факты так, чтобы они способствовали не ухудшению, а улучшению состояния больного. Умение разговаривать с больными соответственно обращаться возле кровати страждущего человека редко бывает врожденной чертой. Такое умение необходимо развивать в себе, вырабатывать в процессе ежедневной работы. В этом состоит самосовершенствования врача. Врач, как старший коллега должен учить этому искусству средний и младший медицинский персонал. При таком подходе к работы в лечебно-профилактическом учреждении будет сведен к минимуму вредное воздействие на больного человека неосторожно сказанных слов или иных действий медицинских работников. К сожалению в клинической практике встречаются отдельные случаи досадного пренебрежения данным профессиональному принципу со стороны как врачей, так и среднего медицинского персонала. Чаще коллегиальность нарушают некоторые молодые врачи - карьеристы которые в погоне за "авторитетом" или выгодой поступаются принципами добропорядочности по сослуживцев. НЕ может быть никакого оправдания таким лекарственным высказыванием, как например: "Вам составляли ошибочный диагноз", "считайте за счастье, что попали на лечение в меня "и т.п. Сознательное или даже легкомысленное случайное оскорбление профессионализма коллеги вредит и правда, и пациенту: Ведь ли посетитель такого врача и дальше верить в медицину? Наверное, нет. Следовательно, искусственные методы саморекламы и утверждения своего "авторитета" пагубные хотя бы потому, что строятся на аморальном основе. Сохранения врачебной тайны: - один из основных, фундаментальных морально-этических принципов медицины, в котором проявляется диалектическое соотношение личного и общественного. Необходимо отметить, что врачебная тайна охватывает не само это соотношение. А только его один сторона-отношение врача к интересам больного и интересов общества. Информация получена врачом, делится на несколько видов: безразлична для больного и общества, но нужна для врача в процессе его общения с больным; не безразлична для больного, но индифферентная для общества; одинаково интересна и для общества потому, что некоторые патологические состояния требуют требуют дополнительных мер охраны здоровья и жизни окружающих. Моральным ориентиром в поведении врача в сложных ситуациях, возникающих в процессе врачебной деятельности, есть согласие приоритета ценности человеческой жизни, ценности здоровья. Профессия врача требует высокой внутренней нравственной культуры. Мы иногда допускаем психологической ошибки, когда пренебрегаем внешним видом врача или медицинской сестры, грубостью их манер, неумением разговаривать ... Но существуют признаки а первоначальный код общения, с которыми больного складывается первое впечатление о медицинского работника, причем почти в 80% случаев мнение о человеке, доверие к ней строится именно на основе первого впечатления, сознательного или бессознательного. Целесообразно, чтобы медик не был по стилям одежды и поведением ни ультра модным ни слишком старомодным ибо любая зайвисть не проходит мимо внимания больного и определенным образом психологически беспокоит его; в частности, совсем не подходит врачу курения. Медицинский работник, если он спокоен и уверен однако не высокомерный, если решительность и быстрота выводов и действий объединяются в нем с чудовищность, участливостью и одновременно деликатностью участливостью следовательно, уравновешенная натура врача - то один из гармонических внешних стимулов, способствующих выздоровлению пациента. Но это не всегда стала константа Особенность врача корректируется, улучшается при условии учета взглядов на свое поведение - как больных так и коллег. Такая информация бывает непосредственно или вербальной, но всегда важна. Медицина во многом несовершенна. За эту несовершенство спрашивать у врача, а не в науке. И ответственность будет нести врач. В не одной профессии не сталкиваются с жизнью в таких его полноте, противоречия, драматизме, как в профессии врача, можно испортить рисунок но страшно, когда врач плохо лечит. Ведь ему доверяют жизнь, за которым часто стоит благополучие, радость и право на счастье детей, женщины, мужчины, родственников. В тибетской медицине понятие "плохой врач" не существует плохой - значит, не врач ошибки в выборе врачебной профессии, которые способны порождать не только плохого, но и даже среднего уровня врача, необходимо свести к минимума. После окончания высших медицинских учебных заведений молодые врачи дают клятву Гиппократа. Клятва требует от врача быть всегда готовым оказать медицинскую помощь больному. В медицинских училищах выпускники дают Торжественную обещание, в определенной мере отражает содержание присяги врача. Медицинская сестра должна осознавать свою ответственность за жизнь больного, однако это чувство не должно переходить в сентиментальность, которая станет на помехой собранности, активности в борьбе за здоровье, а нередко и жизнь больного. Одной из основных черт характера медицинской сестры должна быть честность. Ни в коем случае нельзя скрывать допущенные ошибки. М.И. Пирогов говорил с этому поводу: «Необходимо иметь мужество обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других работников ». Медицинская сестра должна добросовестно выполнять свои обязанности по раздаче лекарственных препаратов и осуществления манипуляций. Она обязана быть всегда собранной, спокойной и уравновешенной, не допускать нервозности и суеты в работе. При ухудшении состояния больного нельзя допускать паники и растерянности. В таких случаях действия медсестры должны быть четкими и уверенными. Следует помнить »что невнимательность в работе, посторонние разговоры при обслуживании больных, а также затвор, высокомерие подрывают авторитет медицинской сестры. Квалифицированное, четкое, своевременное и старательное выполнение назначений и процедур укрепляют веру больного в успех лечения. Существенное значение для создания благоприятной атмосферы в лечебном учреждении имеет внешний вид медицинского персонала. Аккуратная, в белоснежном халате, с убранным под шапочку волосами, медицинская сестра вызывает доверие больного. И наоборот, смят или загрязнен халат, неухоженные руки, избыток украшений и косметики, раздражающие запахи неблагоприятно влияют на больного. Важной обязанностью медицинской сестры является сохранение профессиональной тайны, если она не затрагивает интересов общества или больного. Медицинские сестры не имеют права разглашать и обсуждать сведения о болезни и интимная жизнь больного, которые они получили во время выполнения профессиональных обязанностей. Медицинским сестрам не надо брать на себя функции, которые отнесены к врачебной компетенции, разъяснять больным или их родственникам характер заболевания, интерпретировать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических исследований. Они могут говорить лишь об общем состоянии больного. Внимание и деликатность со стороны медицинской сестры к больным не должны выходить за пределы разумного. Обращаться к больных надо со строгой нежностью, не допускать кокетства и навязчивости » Недопустимо в присутствии больных обсуждать или критиковать профессиональный уровень и назначения врачей. Это подрывает не только авторитет врача, но и веру больного в успех лечения. Для формирования личности медика важное значение имеет уровень общего культурного развития, знакомство с литературой, искусством, умение организовать свое самовоспитания »Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания есть такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие. Они должны стать внутренней духовной потребностью, моральным кредо человека, который их выражает повседневными делами и действиями. К вопросам этики относятся также и медицинские ошибки, которые следует отличать от преступных действий, караются законом. Профессиональные ошибки могут быть связанные с недостаточным уровнем знаний, отсутствием опыта, несовершенными методами исследования. Их следует рассматривать и анализировать в коллективе, чтобы не повторять больше. Служебные взаимоотношения палатной медицинской сестры состоят из взаимоотношений с сотрудниками, больными и родственниками. Прежде культура служебных взаимоотношений в коллективе базируется на высокой трудовой дисциплине, товарищеской взаимопомощи, вежливости и доброжелательном отношении к людей. членами коллектива. Свои распоряжений. И выполнять. решения. Для того чтобы создать условия для соблюдения правил деонтологии, построения благоприятных взаимоотношений с больными, врачи и средние медицинские работники должны четко представлять весь комплекс переживаний больного, связанных с болезнью. Конечно, помимо собственно переживаний, то есть эмоциональных нарушений, в суждения и выводы, связанные с ней. Кроме того, больному присущи и такие психологические процессы, как борьба мотивов, принятие решения, стремление к определенной цели, то есть явления, относящиеся к волевой сферы. но и определенных процессов интеллектуального и волевого порядка, связанных с сознанием, переживанием и отношением к болезни. Упрощенно структуру внутренней картины болезни можно представить следующим образом. реакция больного на факт заболевания. Со временем эти эмоциональные нарушения сложными за счет недостаточности информации, а также взаимовлияний пациентов. Возникают состояния страха, тревоги, депрессии. Мышление больного базируются не на логических закономерностях, а на эмоциональной значимости тех или иных фактов. Проблемы болезни занимают в нем непропорционально большое место, оттесняя другие проблемы (работа, семья, общественная деятельность). Некоторые положения и выводы приобретают значение сверхценных идей, которые трудно поддаются коррекции. У людей со слабой волей заболевание может привести к состоянию пассивности, депрессии. У людей с сильной волей наблюдается принятие и внедрение в жизнь решений, направленных как на борьбу с болезнью и рациональное приспособление к жизни, так и на развитие сверхценных и бредовых идей. Для Вторым психологическим моментом является поддержание надежды на успех лечения. типов течения заболевания. Это предостережет больного от разочарований в лечении при возможном ухудшении его состояния. Пациент будет знать, что некоторое обострения заболевания закономерное, предусмотренное врачом и что оно не помешает благоприятном течении болезни. Приведем варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию или состояния своего здоровья: 1) отрицательное - игнорирование факта Болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни, 2) пренебрежительное - недооценка тяжести предболезни, 4) ипохондрическое отношение - безосновательный страх за здоровья и жизни (при неврозах), 5) утилитарное - получение определенной выгоды от болезни, материальной или моральной. больничная обстановка, особенно если в лечебном учреждении нарушаются гигиенический и лечебно-охранительный режимы, не соблюдаются нормы медицинской этики и эстетики. При таких условиях возможно ухудшение не только психического и эмоционального, но и физического состояния больного, обострение его болезни. Негативное влияние больничной обстановки на здоровье пациента, особенно в условиях неправильной организации его содержание, определяет понятие «госпитализм». пациентов. положительным или отрицательным.


Информация о работе Профессиональные черты медицинского работника