Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:55, реферат
Телемедицина — направление медицины, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества диагностики и лечения конкретных пациентов.
Термин "телемедицина", введенный R. Mark в 1974
Телемедицинское консультирование в педиатрии широко используется в сфере здравоохранения многих стран. Первый опыт подобных процедур в Украине, несомненно, положителен. Цель работы — систематизировать и проанализировать результаты 52 педиатрических телемедицинских консультаций. Синхронные и асинхронные телеконсультации с использованием различных сервисов Интернета являются клинически, экономически и организационно эффективной процедурой для ежедневной клинической практики. Релевантность телеконсультаций является высокой в 70 % случаев.
Астраханская
государственная медицинская
Заведующий кафедрой
кандидат педагогических наук
Григорьев А.В.
Реферат на тему:
Применение телемедицины в педиатрии .Перспективы развития.
Выполнила: Нуралиева М.С.
303 группа пед.фак.
Астрахань 2013
Телемедицина — направление медицины, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества диагностики и лечения конкретных пациентов.
Термин "телемедицина", введенный R. Mark в 1974
Телемедицинское консультирование в педиатрии широко используется в сфере здравоохранения многих стран. Первый опыт подобных процедур в Украине, несомненно, положителен. Цель работы — систематизировать и проанализировать результаты 52 педиатрических телемедицинских консультаций. Синхронные и асинхронные телеконсультации с использованием различных сервисов Интернета являются клинически, экономически и организационно эффективной процедурой для ежедневной клинической практики. Релевантность телеконсультаций является высокой в 70 % случаев.
Телемедицина — отрасль здравоохранения, использующая компьютерные и телекоммуникационные технологии для оказания медицинской помощи в тех случаях, когда расстояние между медицинским работником и пациентом является критическим фактором [4]. В резолюции ВОЗ А58/21 «Электронное здравоохранение (eHealth)», в частности, указано: «Электронная система здравоохранения должна оказать воздействие на системы здравоохранения путем повышения эффективности медицинского обслуживания и улучшения доступа к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, для инвалидов и лиц пожилого возраста… Она должна также положительно сказаться на стоимости медицинской помощи в результате сокращения числа излишних обследований и их дублирования и обеспечения возможности экономии средств за счет эффекта масштаба». Под электронным здравоохранением при этом «…подразумевается использование информационно-коммуникационных технологий как в данном конкретном месте, так и на расстоянии». Таким образом, телемедицина является не просто «новой перспективной технологией», но и неотъемлемой частью современного здравоохранения, приносящей положительный клинический, экономический, моральный и организационный эффект.
В педиатрии ранее всего телемедицина стала использоваться в сфере детской психиатрии — экспериментальные разработки начались в 1970-х годах [21], а широкое применение — в 1980-х [15]. В последние годы были систематизированы различные аспекты детской телепсихиатрии на основе видеоконференций, в том числе поддержка психического здоровья для жителей отдаленных районов, межврачебные клинические телеконсультации с высокой экономической и моральной эффективностью [17]. Неоднократно проводилось сравнение телемедицинской и обычной форм оказания различных видов медицинской помощи. Например, определена высокая моральная эффективность телемедицины для врачей, пациентов и родителей при использовании дистанционной курации [19] на основе видеоконференций для постгоспитальной помощи пациентам-детям в комбустиологической практике.
Описаны возможности, целесообразность и технические детали использования низкоскоростной видеотелефонии на основе Интернета для телеконсультирования и медицинского сопровождения пациентов-детей, получающих паллиативную помощь в домашних условиях [12]. Предложены системы для телемедицинского скрининга, в частности для выявления диабетической ретинопатии у детей с использованием ретинальной цифровой камеры и электронной почты; показана клиническая, моральная и технологическая эффективность подобных систем [20]. Изучены возможности телемедицины в различных разделах педиатрии (диагностика и лечение врожденных пороков развития [6], детская челюстно-лицевая хирургия [7] и т.д.), вопросах организации телемедицинской помощи [8–11]. Отдельно необходимо упомянуть украинско-швейцарский проект «Перинатальное здоровье», в рамках которого уже несколько лет успешно используется телемедицинская веб-платформа iPath — проводятся телеконсультации, осуществляется непрерывное медицинское образование и информационная поддержка [5, 13].
Определенное количество
работ посвящено дистанционному
обучению и электронной информационной
поддержке. Причем такая форма деятельности
может быть направлена как на специалистов
(врачей и медсестер), так и на
родителей пациентов с
Системное использование телемедицины в здравоохранении Донецкой области началось с 2001 года, когда на базе НИИ травматологии и ортопедии Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького был создан первый в Украине отдел информатики и телемедицины [22]. Перед отделом были поставлены клинические, научные и учебно-методические задачи. С 2004 года выполняются работы по созданию телемедицинской сети Донецкой области (при поддержке управления здравоохранения Донецкой областной госадминистрации) [23]. В течение шести лет сотрудниками отдела проведено 450 телемедицинских консультаций, из них 52 (11,5 %) — для пациентов в возрасте от двух дней до 16 лет. Данные телеконсультации были объединены в профиль «педиатрия».
Цель исследования — систематизировать и проанализировать результаты телемедицинских консультаций по профилю «педиатрия», определить клиническую эффективность телеконсультаций.
Исследуемую группу составили 52 пациента (25 мальчиков и 27 девочек) в возрасте от 2 дней до 16 лет (более точное распределение по возрасту указано в диаграмме на рис. 1). Отметим, что пациенты были из 10 стран мира (Украина, Грузия, Россия, США, Казахстан, Кыргызстан, Кипр, Бразилия, Индия, Соломоновы острова). Виды и структура нозологий, объединенных в профиль «педиатрия», представлены на рис. 2.
Для синхронного и асинхронного телеконсультирования использовались общеклинические телемедицинские рабочие станции, укомплектованные согласно моделям лучшей практики International Society for Telemedicine and eHealth [2]. В качестве линий связи применялись: выделенный интернет-канал (64 кбит/с), коммутируемый интернет-канал (30 кбит/с) и канал сотовой телефонной связи (мобильный Интернет в сочетании с SMS и MMS) [4]. Использовались базовые деонтологические и юридические решения для проведения телемедицинских сеансов [3]. Для оценки качества телеконсультаций использовалась шкала субъективного определения релевантности [1] — соответствия ответа эксперта информационно-методическим потребностям врача, обращающегося за телеконсультацией.
Всего сотрудники отдела принимали участие в 52 телеконсультациях, из них в качестве консультантов выступали в 32 (61,5 %) случаях, в качестве абонентов (консультируемых) — в 20 (38,5 %) случаях. Три телеконсультации выполнены синхронно по ургентным показаниям (в течение 23–35 минут), остальные — асинхронно (рис. 3).
Для телеконсультаций медицинская информация о пациентах предоставлялась строго анонимно в виде совокупности компьютерных файлов (телемедицинская история болезни): текстового (эпикриз, критичные данные лабораторных исследований — анализы крови в динамике, миелограммы и т.д.) и графического (диагностическая визуализация). Таким образом, в процессе телеконсультирования было передано 52 эпикриза, 92 оцифрованные рентгенограммы, 113 компьютерных томограмм, 45 цифровых клинических фотографий, 8 сонограмм. Примеры приведены на рис. 4.
Каждая телемедицинская история болезни включала вопросы к консультанту. В подавляющем большинстве случаев рассматривались вопросы лечения того или иного заболевания (60 вопросов). В том числе первичная тактика — 43 вопроса, особенности хирургического лечения — 7, сроки выполнения операций — 5, альтернативные методы — 3, оценка проведенного лечения и особенности медикаментозного лечения — по 1 вопросу. Установление диагноза (первичное или уточнение) потребовалось в 9 случаях. 6 раз абонентов интересовал прогноз, 9 раз — подбор медицинского учреждения для проведения лечения.
Каждый клинический случай рассматривали от 1 до 6 консультантов. В среднем получено по 1,9 ответа для каждого пациента. Консультантами были руководители профильных клиник, отделений, лечебно-профилактических учреждений (36 экспертов), сотрудники вузов (в том числе профессора — 31 эксперт), врачи высшей категории.
Примечательно, что телеконсультации проводились на трех уровнях:
— внутриобластном (по линии городские и районные ЛПУ — областные ЛПУ);
— межобластном (между ЛПУ Донецкой, Ивано-Франковской, Киевской, Волынской областей);
— международном (пациентов из Украины дистанционно консультировали эксперты из Германии, Австрии, России, Израиля, Италии, Великобритании, Грузии, США, Австралии, Испании, Индии, Турции).
Отметим, что одновременное участие в телеконсультациях нескольких экспертов из разных стран позволяло получить несколько независимых рекомендаций с совершенно различных точек зрения, с различными подходами, идеями и т.д. Лечащему врачу, обратившемуся за телеконсультацией, предоставлялась возможность ознакомиться с мнением нескольких коллег, рассматривавших пациента независимо друг от друга, и выработать оптимальное клиническое решение.
Активная хирургическая
тактика рекомендована
Стоит отметить, что не менее 15 % всех телеконсультаций проведено по инициативе пациентов (родителей), которые использовали заключения удаленных экспертов с целью разрешения спорных вопросов и подбора медицинского центра для дальнейшего лечения.
Одним из показателей клинической эффективности телеконсультации является ее влияние на принятие решений лечащим врачом. Медико-информационное качество ответа удаленного эксперта характеризуется термином «релевантность» — соответствие ответа потребностям абонента. Для 20 (38,5 %) телеконсультаций, проведенных нами в качестве абонента, была определена релевантность по оригинальной методике [1] (рис. 5). Как видно из диаграммы, высокая релевантность отмечена в 70 % случаев, средняя — в 30 %. Телеконсультаций с низкой релевантностью не было.
Клинический пример № 1. Синхронная телеконсультация (по ургентным показаниям). Длительность — 28 минут. Телемедицинская система — «SMS + E-mail + Skype» [1]. Абонент — Центральная районная больница г. Волновахи Донецкой области.Мальчик К., 2 дня, вес 3100 г, доношенный, диагноз: закрытый перелом верхней трети правого бедра со смещением (рис. 6). Вопросы консультанту: 1. Дальнейшая тактика лечения и ведения новорожденного (перевод в областную больницу, экстренная операция). 2. Нужен ли вызов консультанта?
Так как запрос на консультацию
пришел в вечернее время, в качестве
консультанта был приглашен дежурный
врач отделения детской
В результате консультантами
независимо друг от друга рекомендовано
консервативное лечение, отмечена нежелательность
транспортировки пациента. Примечательно,
что в качестве доказательной
базы для подобного решения
Клинический пример № 2. Асинхронная телеконсультация. Длительность — 24 часа. Телемедицинская система — веб-платформы TeleDerm и iPath [4, 5]. Телеконсультация проводилась по инициативе родителей пациентки, находящейся на лечении в областной детской больнице г. Донецка. Девочка А., 10 лет. Предварительный диагноз: системный васкулит (?), ревматизм, I активная фаза, активность II ст., миокардит, малая хорея, острое течение, гематидроз (?), гиперкинетический синдром на органическом фоне в рамках PANDAS- синдрома. На рис. 7 представлены фотографии locus morbi (эпизод появления «кровавого пота»). Вопросы консультанту: 1. Уточнение диагноза. 2. Тактика дальнейшего лечения.
Клинический случай рассмотрен
профессорами и руководителями педиатрических
и дерматологических клиник (всего
6 экспертов из Австрии, Германии, Великобритании
и России). Ключевые моменты ответов:
данное состояние является вторичным
на фоне системного заболевания соединительной
ткани, указан ряд исследований для
дифференциальной диагностики, медикаментозная
терапия должна быть направлена на
лечение основного
Релевантность телеконсультации — 22 балла (высокая), пациентка продолжает наблюдаться у своего лечащего врача.
Этапы реализации концепции развития телемедицинских технологий.
В нормативно-методической сфере
Информация о работе Применение телемедицины в педиатрии .Перспективы развития