Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:36, реферат
Спортивная медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактического направления системы здравоохранения, одним из решающих условий высокой эффективности физического воспитания населения нашей страны.
Предмет
и задачи спортивной
медицины (СМ) и врачебного
контроля (ВК)
Спортивная медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактического направления системы здравоохранения, одним из решающих условий высокой эффективности физического воспитания населения нашей страны.
Осуществление
систематических врачебных
Цели спортивной медицины:
-определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим рекомендация рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;
- организация и осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем всех лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой (ФК) и спортом;
- определение наиболее рациональных санитарно-гигиенических условий физического воспитания и осуществление системы мероприятий, направленных на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий оздоровительной ФК и спортом;
- содействие правильному проведению занятий оздоровительной ФК и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с разным состоянием здоровья;
-содействие обеспечению высокой эффективности всех физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- научное обоснование средств и методов физического воспитания;
- разработка
новых, наиболее совершенных методов врачебных
наблюдений за спортсменами, санитарно-гигиенических
исследований, диагностики, лечения и
предупреждения предпатологических (включая
травмы) состояний у организма спортсмена
в связи с динамикой тренированности.
Обследования спортсменов проводятся не реже 1 раза в год, лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоровительной физкультурой — 2 раза в год. Спортсмены, находящиеся на диспансерном наблюдении, проходят регулярные обследования не менее 4 раз в год.
Дополнительные врачебные обследования направлены на решение вопроса о допуске к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесенных заболеваний (и травм), длительных перерывов в занятиях, при явлениях переутомления, по рекомендации тренеров или по просьбе спортсмена.
Дополнительные обследования проводятся также для спортсменов, допущенных к занятиям, но имеющих отклонения в состоянии здоровья.
По
результатам обследования врач составляет
заключение, в котором дает оценку
физического развития, состояния
здоровья, функционального состояния
и степени общей
Всем учащимся определяют медицинскую группу для занятий на уроках физического воспитания.
Кроме
того, в заключение врач дает рекомендации
по характеру и режиму тренировки,
вносит ограничения, а в случае необходимости
определяет лечебно-профилактические
мероприятия, назначает срок повторного
врачебного обследования.
Диспансерный метод наблюдения за спортсменами является активной формой врачебного наблюдения за регулярно тренирующимися и выступающими в соревнованиях спортсменами, которые ведут круглогодичную тренировку. Этот метод стал применяться после организации в стране врачебно-физкуль-турных диспансеров (ВФД).
Основные задачи диспансерного наблюдения:
- укрепление здоровья и улучшение физического развития спортсменов, длительное сохранение их высокой спортивной работоспособности;
- предупреждение и выявление ранних признаков нарушения состояния здоровья, переутомления, перетренированностии перенапряжения;
- содействие повышению спортивного мастерства и совершенствованию методики тренировки.
В основу диспансерного наблюдения положено динамическое изучение физического развития и состояния здоровья, а также воздействия на организм спортивных занятий и соревнований.
Врачебно-физкультурная консультация.
Это форма работы по врачебного контроля (ВК), которая используется при обращении здорового или больного человека в ВФД или врачебно-консультативный пункт, расположенный в поликлинике.
Цель такой консультации — решение вопросов, связанных с занятиями физкультурой и спортом или использованием их средств для лечения. При этом может быть проведено углубленное обследование с применением функциональных проб.
В одних случаях консультация дается педагогу или тренеру, в других — спортсмену как во время плановых медицинских осмотров, так и при обращении к врачу с целью получения дополнительной информации по вопросам физиологии физических нагрузок, самоконтроля и др.
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) — исследования, проводимые совместно врачом и преподавателем физического воспитания (тренером) с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам.
На основании данных ВПН врач должен оценить степень соответствия процесса тренировочных занятий принятым гигиеническим и физиологическим нормам. Для этого врачу необходимо знать содержание, организацию, методику и условия проведения занятий, состояние занимающихся и их реакцию на физическую нагрузку.
В процессе ВПН используют следующие методические приемы.
Определение плотности занятия. Путем хронометража действий одного-двух занимающихся определяется общее время, потраченное на выполнение упражнений. Плотность занятий определяется как соотношение времени, потраченного на упражнения, к общему времени занятия (в процентах). Квалифицированно проведенное занятие имеет плотность 60— 70%.
Определение физиологической «кривой» урока. Врач, присутствуя на различных этапах тренировки, регистрирует частоту сердечных сокращений (ЧСС) или иной физиологический показатель и строит график, демонстрирующий его динамику в процессе физической нагрузки. Анализируя эту «кривую», можно оценить эффективность вводной части занятия, интенсивность физической нагрузки в его основной части, продолжительность заключительной части и степень восстанавливаемости пульса к концу занятия.
Оценка степени утомления. Проводится по внешним признакам утомления — цвету кожных покровов, потоотделению, точности движений и др., а также быстроте восстановления исходной ЧСС после окончания занятия.
При правильно построенном занятии отмечаются допустимая для данного контингента возбудимость пульса, практически полная его восстанавливаемость к концу занятия, средняя степень утомления занимающихся.
Задачи ВПН: изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам, определение воздействия занятия или соревнования на организм, анализ уровня общей подготовленности и специальной тренированности, помощь преподавателю (тренеру) в правильном планировании занятий в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке. Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии, микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект.
Срочный тренировочный эффект— изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений и в ближайший период отдыха.
Отставленный тренировочный эффект — изменения, отмеченные в поздних фазах восстановления (например, на другой день после занятий или через несколько дней).
Кумулятивный тренировочный эффект — изменения в организме, происходящие на протяжении длительного периода тренировки, в результате суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных тренировочных занятий.
ВПН проводятся во время этапных, текущих и оперативных исследований.
В этапных комплексных исследованиях, когда оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период, принимают участие педагоги, врачи и психологи. Задача врача — оценить изменения в функциональном состоянии отдельных систем организма, общую работоспособность организма. Этапные исследования проводят каждые 2—3 мес: в покое, во время и после выполнения физических нагрузок (с помощью велоэргометра, тредбана и др.).
В текущих
обследованиях оценивают
В оперативных
исследованиях оценивают
Методика ВПН обусловлена конкретными задачами и условиями обследования. При изучении реакции занимающихся на тренировочные нагрузки используют методы (с учетом анамнеза) оценки внешних признаков утомления и функциональных сдвигов в деятельности различных систем.
При проведении оперативного экспресс-контроля с учетом субъективных ощущений различают три типа реакции на тренировочную нагрузку: физиологический, «пограничный» и патологический (табл.11.1).
Санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения тренировочных занятий и соревнований
Санитарно-гигиенические условия занятий и тренировок во многом определяют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающегося. Самая совершенная методика тренировки не будет иметь положительного результата, если занятия проводятся в антисанитарных условиях.
Санитарно-гигиенический контроль складывается из текущего и предупредительного; он обеспечивает создание благоприятных условий проведения спортивных занятий и соревнований.
Текущий
санитарно-гигиенический
Помимо
текущего санитарного контроля, осуществляется
предупредительный, который возложен
на органы государственной санитарной
инспекции. При проектировании и строительстве
спортивных сооружений для консультации
привлекаются спортивные врачи.
Информация о работе Предмет и задачи спортивной медицины (СМ) и врачебного контроля (ВК)