Предмет и задачи спортивной медицины (СМ) и врачебного контроля (ВК)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:36, реферат

Описание работы

Спортивная медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактического направления системы здравоохранения, одним из решающих условий высокой эффективности физического воспитания населения нашей страны.

Работа содержит 1 файл

Врач.котроль.должно открыться.docx

— 772.85 Кб (Скачать)

Предмет и задачи спортивной медицины (СМ) и врачебного контроля (ВК) 

Спортивная  медицина (СМ) является составной частью лечебно-профилактического направления системы здравоохранения, одним из решающих условий высокой эффективности физического воспитания населения нашей страны.

Осуществление систематических врачебных наблюдений за огромным количеством людей, занимающихся оздоровительной физкультурой и  спортом, является главной задачей  спортивной медицины.

Цели  спортивной медицины:

-определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим рекомендация рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;

- организация и осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем всех лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой (ФК) и спортом;

- определение наиболее рациональных санитарно-гигиенических условий физического воспитания и осуществление системы мероприятий, направленных на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий оздоровительной ФК и спортом;

- содействие правильному проведению занятий оздоровительной ФК и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с разным состоянием здоровья;

-содействие обеспечению высокой эффективности всех физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- научное обоснование средств и методов физического воспитания;

- разработка новых, наиболее совершенных методов врачебных наблюдений за спортсменами, санитарно-гигиенических исследований, диагностики, лечения и предупреждения предпатологических (включая травмы) состояний у организма спортсмена в связи с динамикой тренированности. 

Обследования  спортсменов проводятся не реже 1 раза в год, лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоровительной физкультурой — 2 раза в год. Спортсмены, находящиеся на диспансерном наблюдении, проходят регулярные обследования не менее 4 раз в год.

     Дополнительные  врачебные обследования направлены на решение вопроса о допуске  к соревнованиям, а также к  тренировкам после перенесенных заболеваний (и травм), длительных перерывов  в занятиях, при явлениях переутомления, по рекомендации тренеров или по просьбе  спортсмена.

     Дополнительные  обследования проводятся также для  спортсменов, допущенных к занятиям, но имеющих отклонения в состоянии здоровья.

     По  результатам обследования врач составляет заключение, в котором дает оценку физического развития, состояния  здоровья, функционального состояния  и степени общей тренированности  спортсмена.

Всем  учащимся определяют медицинскую группу для занятий на уроках физического  воспитания.

     Кроме того, в заключение врач дает рекомендации по характеру и режиму тренировки, вносит ограничения, а в случае необходимости  определяет лечебно-профилактические мероприятия, назначает срок повторного врачебного обследования. 

     Диспансерный  метод наблюдения за спортсменами является активной формой врачебного наблюдения за регулярно тренирующимися и выступающими в соревнованиях спортсменами, которые ведут круглогодичную тренировку. Этот метод стал применяться после организации в стране врачебно-физкуль-турных диспансеров (ВФД).

Основные  задачи диспансерного  наблюдения:

- укрепление здоровья и улучшение физического развития спортсменов, длительное сохранение их высокой спортивной работоспособности;

- предупреждение и выявление ранних признаков нарушения состояния здоровья, переутомления, перетренированностии перенапряжения;

- содействие повышению спортивного мастерства и совершенствованию методики тренировки.

     В основу диспансерного наблюдения положено динамическое изучение физического  развития и состояния здоровья, а  также воздействия на организм спортивных занятий и соревнований.

Врачебно-физкультурная  консультация.

     Это форма работы по врачебного контроля (ВК), которая используется при обращении здорового или больного человека в ВФД или врачебно-консультативный пункт, расположенный в поликлинике.

 Цель  такой консультации — решение  вопросов, связанных с занятиями  физкультурой и спортом или  использованием их средств для лечения. При этом может быть проведено углубленное обследование с применением функциональных проб.

В одних  случаях консультация дается педагогу или тренеру, в других — спортсмену как во время плановых медицинских осмотров, так и при обращении к врачу с целью получения дополнительной информации по вопросам физиологии физических нагрузок, самоконтроля и др.

     Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) — исследования, проводимые совместно врачом и преподавателем физического воспитания (тренером) с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам.

На основании  данных ВПН врач должен оценить степень  соответствия процесса тренировочных занятий принятым гигиеническим и физиологическим нормам. Для этого врачу необходимо знать содержание, организацию, методику и условия проведения занятий, состояние занимающихся и их реакцию на физическую нагрузку.

В процессе ВПН используют следующие методические приемы.

     Определение плотности занятия. Путем хронометража действий одного-двух занимающихся определяется общее время, потраченное на выполнение упражнений. Плотность занятий определяется как соотношение времени, потраченного на упражнения, к общему времени занятия (в процентах). Квалифицированно проведенное занятие имеет плотность 60— 70%.

     Определение физиологической «кривой» урока. Врач, присутствуя на различных этапах тренировки, регистрирует частоту сердечных  сокращений (ЧСС) или иной физиологический  показатель и строит график, демонстрирующий  его динамику в процессе физической нагрузки. Анализируя эту «кривую», можно оценить эффективность  вводной части занятия, интенсивность  физической нагрузки в его основной части, продолжительность заключительной части и степень восстанавливаемости пульса к концу занятия.

     Оценка  степени утомления. Проводится по внешним  признакам утомления — цвету кожных покровов, потоотделению, точности движений и др., а также быстроте восстановления исходной ЧСС после окончания занятия.

При правильно  построенном занятии отмечаются допустимая для данного контингента  возбудимость пульса, практически полная его восстанавливаемость к концу занятия, средняя степень утомления занимающихся.

     Задачи  ВПН: изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам, определение воздействия занятия или соревнования на организм, анализ уровня общей подготовленности и специальной тренированности, помощь преподавателю (тренеру) в правильном планировании занятий в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке. Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии, микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект.

Срочный тренировочный эффект— изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный  тренировочный эффект — изменения, отмеченные в поздних фазах восстановления (например, на другой день после занятий или через несколько дней).

Кумулятивный  тренировочный эффект — изменения в организме, происходящие на протяжении длительного периода тренировки, в результате суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных тренировочных занятий.

     ВПН проводятся во время этапных, текущих и оперативных исследований.

В этапных  комплексных исследованиях, когда  оценивается кумулятивный тренировочный  эффект за определенный период, принимают участие педагоги, врачи и психологи. Задача врача — оценить изменения в функциональном состоянии отдельных систем организма, общую работоспособность организма. Этапные исследования проводят каждые 2—3 мес: в покое, во время и после выполнения физических нагрузок (с помощью велоэргометра, тредбана и др.).

В текущих  обследованиях оценивают отставленный тренировочный эффект. Формы организации  этих наблюдений могут быть различными: а) ежедневно утром в условиях тренировочного сбора или перед тренировочными занятиями; б) ежедневно утром и вечером; в) в начале и конце одного или двух микроциклов (утром или в любое время перед занятиями); г) на другой день после занятия (утром или перед следующей тренировкой). Для проведения текущего контроля используют простейшие методы клинико-функционального исследования — одномоментные функциональные пробы (20 приседаний, задержку дыхания и др.).

В оперативных  исследованиях оценивают срочный  тренировочный эффект, т.е. изменения, происходящие в организме во время  выполнения физических упражнений и  в ближайший восстановительный  период. Используют следующие формы  оперативных исследований: а) непосредственно  на занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или  после различных частей занятия); б) до тренировочного занятия и через 20—30 мин после него (в покое  или с применением дополнительной нагрузки); в) в день тренировки утром  и вечером.

Методика  ВПН обусловлена конкретными  задачами и условиями обследования. При изучении реакции занимающихся на тренировочные нагрузки используют методы (с учетом анамнеза) оценки внешних признаков утомления и функциональных сдвигов в деятельности различных систем.

При проведении оперативного экспресс-контроля с учетом субъективных ощущений различают три типа реакции на тренировочную нагрузку: физиологический, «пограничный» и патологический (табл.11.1).

Санитарно-гигиенический  контроль за местами и условиями проведения тренировочных занятий и соревнований

Санитарно-гигиенические  условия занятий и тренировок во многом определяют эффект воздействия  физических упражнений на организм занимающегося. Самая совершенная методика тренировки не будет иметь положительного результата, если занятия проводятся в антисанитарных условиях.

Санитарно-гигиенический  контроль складывается из текущего и  предупредительного; он обеспечивает создание благоприятных условий  проведения спортивных занятий и  соревнований.

Текущий санитарно-гигиенический контроль-наблюдение за санитарным состоянием спортивных сооружений, метеорологическими условиями, за состоянием спортивного оборудования, инвентаря, одежды, обуви спортсменов и защитных приспособлений. Важное значение принадлежит оценке эпидемиологического состояния районов в местах проведения соревнований или тренировочных сборов.

Помимо  текущего санитарного контроля, осуществляется предупредительный, который возложен на органы государственной санитарной инспекции. При проектировании и строительстве спортивных сооружений для консультации привлекаются спортивные врачи. 
 

Информация о работе Предмет и задачи спортивной медицины (СМ) и врачебного контроля (ВК)