Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:25, реферат
Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. На протяжении индивидуальной жизни состояние здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга. Для понимания сущности болезни важно определить, что же такое норма или здоровье.
ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ И МЕТОДАХ ДИАГНОСТИКИ
Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. На протяжении индивидуальной жизни состояние здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга. Для понимания сущности болезни важно определить, что же такое норма или здоровье. По определению ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Следовательно, под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенную, оптимальную деятельность и подходящие условия существования в среде.
Болезнь - это процесс, протекающий в организме в результате воздействия на него внешних и внутренних факторов, вызывающих расстройство деятельности разных органов и систем, на что организм отвечает рядом защитных реакций. Болезнь можно определить и как нарушение способности организма к существованию в окружающей среде. Несмотря на то, что наиболее поражённым может быть какой-то орган или система органов, в болезненный процесс всегда оказывается вовлечённым весь организм. Болезнь является не только биологическим явлением, причиняющим физические и психические страдания, но и явлением социальным, так как влияет также на трудоспособность человека, отношение к нему окружающих, его место в обществе.
Причинами болезней могут быть различные факторы. Можно выделить несколько основных групп причин.
1. Физические причины (изменение температуры окружающей среды, влажности, атмосферного давления, запылённость воздуха и др.).
2. Химические причины (воздействие на организм различных химических веществ, нарушене экологии).
3. Механические причины (воздействие на организм внешней силы, вызывающей ушибы, вывихи, переломы, раны, сотрясения и т.д.).
4. Биологические причины (возбудители заболеваний: вирусы, микробы, простейшие, глисты, а также переносчики заболеваний: комары, вши, мухи и др.).
5. Нездоровый образ жизни (нарушения питания: избыточное, недостаточное, несбалансированное питание; вредные привычки, дефицит двигательной активности и др.).
6. Психогенные факторы (острые и хронические психические травмы, нарушение психологического, духовного, нравственного равновесия между человеком и окружающим миром).
7. Социальные причины (неблагоприятные производственные факторы, жилищные условия, низкий материальный и культурный уровень жизни, низкий уровень оказания медицинской помощи).
8. Наследственные факторы (по наследству могут передаваться как сами заболевания, так и предрасположенность к ним).
По данным ВОЗ до 80 % регистрируемых в мире заболеваний являются психосоматическими, то есть нарушения психического состояния ведут к нарушению деятельности различных органов и систем. Во многих случаях болезнь возникает и развивается под воздействием сразу нескольких причин.
Зная
причины возникновения
Различают болезни острые и хронические. Острая болезнь имеет ограниченное во времени течение. Хроническая болезнь длится неограниченное время, иногда всю жизнь.
В развитии каждой болезни можно выделить ряд периодов.
1. Скрытый (латентный, инкубационный) период – промежуток времени между началом заболевания и его первыми проявлениями. В это время в организме происходят процессы которые внешне не проявляются и не ощущаются больным.
2. Период предвестников (продромальный) – промежуток между появлением первых симптомов и полным развитием болезни.
3. Период полного развития болезни.
4. Период завершения болезни.
Исходом острой болезни может быть выздоровление или смерть, а так же переход заболевания в хроническую форму.
В течении хронического заболевания выделяют фазу обострения, когда все симптомы становятся выраженными, и фазу ремиссии – существенное улучшение состояния больного.
Каждая
болезнь имеет различные
Симптом – признак болезни (кашель при заболевании органов дыхания, желтуха при поражении печении т.д.). Субъективные симптомы – это ощущения, испытываемые больным (боль, тошнота и др.). Объективные симптомы – признаки болезни, выявляемые при обследовании больного.
Синдром – сочетание различных тесно связанных между собой симптомов (тошнота, рвота, понос – диспепсический синдром, наблюдающийся при заболеваниях органов пищеварения).
Наука о методах распознавания болезней называется диагностикой. Как правило, диагностика включает весь процесс обследования больного и мыслительные операции для постановки диагноза.
Диагноз – это краткое заключение о сущности заболевания, выраженное с помощью медицинских терминов.
Лечение
назначают после того, как поставлен
диагноз. Лечение всегда бывает комплексным.
Оно включает помимо медикаментозных
средств немедикаментозные
Методы клинического обследования больного.
Субъективным методом обследования является опрос больного, который проводят по определённой схеме: 1) общие сведения о больном; 2) жалобы больного; 3) история (анамнез) жизни; 4) история данного заболевания; 5) уточнение жалоб по системам. Некоторые сведения о больном можно получить при опросе его родственников. Полученные сведения записывают в историю болезни.
Объективные методы обследования включают
1. Осмотр. При осмотре обращают внимание на положение больного, состояние его сознания, состояние и цвет кожи, наличие отёков, форму костей и суставов, развитие мышц. Положение больного называется активным, если он может самостоятельно двигаться, пассивным, - если больной сам двигаться не может, вынужденным называют положение, которое он сам занимает для облегчения страданий. При некоторых заболеваниях меняется состояние волос, форма и состояние ногтей. Необходимо обратить внимание на телосложение (конституцию) больного, так как некоторые заболевания характерны для людей определённой конституции. При осмотре (не фиксируя на этом внимания больного) определяются и такие характеристики дыхания, как частота, ритм, глубина.
2. Ощупывание (пальпация) проводится параллельно с осмотром. С помощью пальпации можно получить сведения о состоянии кожи (сухость, влажность, эластичность, упругость, наличие отёков и др.), степени развития мышц, подкожно-жировой клетчатки, состоянии костей, суставов, величине лимфатических узлов и др.
3. Выстукивание (перкуссия) позволяет определить границы органов или по особенности звука судить о состоянии исследуемого органа.
4. Выслушивание (аускультация) основано на выявлении звуков, возникающих в некоторых органах (сердце, лёгких, кишечнике). Прямая аускультация осуществляется непосредственно ухом, непрямая – при помощи фонендоскопа.
Инструментальные методы обследования.
1. Измерение артериального давления производится при помощи тонометра.
2. Электрокардиография
регистрация электрических
3. Фонокардиография – графическая запись звуков, возникающих в сердце.
4. Спирография – регистрация дыхательных колебаний, служит для определения функции внешнего дыхания.
5. Рентгенологические методы: рентгеноскопия – наблюдение изображения органов на экране; рентгенография – фиксация изображения на плёнке; контрастная рентгеноскопия (графия) – получение изображения органов при введении в их полость вещества, задерживающего рентгеновские лучи; флюорография позволяет получить изображение органов грудной клетки в уменьшенном размере; томография – получение рентгеновского изображения объекта на заданной глубине; компьютерная томография позволяет выявить даже незначительные изменения органов и тканей.
6. Магнитно-резонансная
томография даёт возможность
произвести исследование
7. Ультразвуковая диагностика (УЗИ, эхография) применяется для определения структуры органа и выявления патологических (не соответствующих норме) образований.
8. Эндоскопические методы (бронхоскопия, гастроскопия, ректоскопия, колоноскопия, лапароскопия и др.) основаны на исследовании внутренних органов путём их непосредственного осмотра с помощью специальных оптических приборов.
9.Сканнирование.
Метод основан на введении
в организм радиоактивных
Лабораторные методы.
1. Исследование крови (общий анализ, биохимические исследования).
2. Исследование мочи.
3. Исследование кала.
5. Исследование мокроты.
6.Пункционная
диагностика (биопсия) –