Переутомление школьника и как с ним бороться

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Цель работы – провести анализ проблемы переутомления школьников и найти эффективные методы борьбы с состоянием переутомления учащихся школ и гимназий.
В соответствии с этим ставятся и решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие переутомления;
изучить основные симптомы переутомления школьников;
выявить эффективные методы борьбы с переутомлением;
рассмотреть особенности применения данных методов борьбы с переутомлением;
сделать выводы об эффективности данных методов.
Для решения задач исследования использованы следующие методы: изучение проблемы переутомления школьников, основных причин и симптомов переутомления; изучение и анализ основных способов предотвращения и борьбы с переутомлением.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Переутомление………………………………….…………………….6
1.1. Понятие и симптомы переутомления ……………..…..………………..6
1.2. Признаки переутомления…..……..………….………………………….9
1.3. Последствия переутомления…..……..…………………………………10
Глава 2. Борьба с переутомлением…………………………………………..11
2.1. Методы предотвращения переутомления школьников………………11
Заключение……………………………………………………………….……14
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат - Переутомление школьника.docx

— 37.62 Кб (Скачать)

Глава 2. Борьба с переутомлением 

    В ситуации переутомления ребенка, прежде всего, нужно вовремя обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня ребенка. В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведет к большим проблемам со здоровьем [4]. 

       2.1. Методы предотвращения переутомления школьников

    Для того, чтобы самостоятельно предотвратить состояние переутомления школьников, в первую очередь, не стоит требовать от него лишнего. Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не следует упрекать его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

    Необходимо  установить четкий режим дня (труда и отдыха). 
Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад.

    Родителям нужно побеспокоиться об укреплении ребенком иммунитета.  
Для этого можно посоветоваться с врачом и составить для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не нужно забывать также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Эти меры помогут школьнику избавиться от частых болезней, которые усиливают усталость.

    Первоклассник не должен работать за компьютером  и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, необходимо убедить его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины [4].

    От  усталости помогает чередование  умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с  друзьями.

    После школы или перед сном можно давать ребенку травяной чай, он оказывает расслабляющее действие, помогает эмоционально разрядиться. Особенно полезен при умственных перегрузках чай с мятой, мелиссой, валерианой и пустырником.

    Хорошо  при переутомлении помогает массаж, так как умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится – в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Школьнику необходимо выполнять лечебную физкультуру и ходить в бассейн. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.

    Можно сделать так называемый массаж мозга. Следующие процедуры помогут ребенку и «отдохнуть головой», и подготовиться к умственному труду:

    • Массаж кончиков пальцев рук, лба  и ушной раковины в течение  одной минуты.

    • Клипса на ухо: Школьникам, у которых преобладает левое полушарие – на правое, и наоборот. Ставится на верхнюю часть уха на один час. Наиболее эффективны магнитные клипсы. Но можно использовать и обычные бельевые прищепки.

    • Жгуты на кисть, мизинец, большой  палец до 10 минут. Затем легкий массаж. У кого преобладает левое полушарие – на правую руку, и наоборот. В качестве жгутов можно использовать резинки для бигудей.

    • Пальцевые игры.

    • Голодание по 1–2 часа, холодные ванны для ног до 30 секунд, работа левой рукой или ногой, а левшам – правой.

    Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления  могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

    Одним из главных правил борьбы с переутомлением является правильное питание. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

    Безусловно, родителям самим стараться вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Ведь пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой [1].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В результате проведенной работы можно  заключить, что проблема переутомления является очень важной, так как в современном мире она затрагивает все больше и больше учеников. Это, в первую очередь, связано с завышенными требованиями к учащимся школ и гимназий.

    В данной работе мы рассмотрели основные причины, симптомы и последствия переутомления школьников, а также основные способы предотвращения состояния переутомления.

    По  результатам проведенного анализа, можно судить о том, что ребенку самому и его семье необходимо самим следить за нагрузками и состоянием ученика. Если же они обнаружили первые симптомы переутомления, нужно самим применять действия для борьбы с таким состоянием. В данной работе рассмотрены ряд методов предотвращения переутомления учеников.

    Таким образом, задачи данной работы нами выполнены  и цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Журнал  «Здоровье школьника»,№12, 2011.
  2. Газета «Новые известия» , 2008.
  3. Образовательный портал гимназии http://www.tgim1.edusite.ru/p101aa1.html
  4. «Современная медицинская служба» - http://www.smeds.ru/statii/101-shkolniystress.html

Информация о работе Переутомление школьника и как с ним бороться