Расстройства мышления по форме (расстройства
ассоциативного процесса)
Они включают ряд нарушений
способа мышления по форме: изменение
его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.
Нарушения темпа
мышления
Болезненно ускоренное
мышление (тахифрения).
В основе лежит ускорение
течения ассоциативного процесса. Течение
мысли обусловливается внешними
ассоциациями, каждая из которых является
толчком для новой тематики рассуждений.
Ускоренный характер мышления приводит
к поверхностным, поспешным суждениям
и умозаключениям. Больные говорят
торопливо, без пауз, отдельные части
фразы связаны между собой
поверхностными ассоциациями. Речь приобретает
характер «телеграфного стиля» (больные
пропускают союзы, междометия, «проглатывают»
предлоги, приставки, окончания). Быстро
меняет тему разговора (отвлекаемость).
«Скачка идей» - крайняя степень ускоренного
мышления. Любое замечание собеседника
рождает новый поток поверхностных непродуктивных
ассоциаций (откликаемость). Оттмечается
речевой напор, больной стремиться
поскорее высказаться, не слушает ответов
на задаваемые им же вопросы.
Болезненно ускоренное мышление
наблюдается при маниакальном синдроме,
эйфорических состояниях, при приеме психостимуляторов.
Болезненно замедленное
мышление (брадифрения).
В отношении темпа представляет
собой противоположность предыдущего
расстройства. Часто сочетается с
гиподинамией, гипотимией, гипомнезией.
Выражается в речевой заторможенности,
застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость
затруднена. Больные в своем мышлении
не в состоянии охватить широкий круг
вопросов. Немногочисленные умозаключения
образуются с трудом. Больные редко проявляют
речевую активность спонтанно, их ответы
обычно немногословны, односложны. Иногда
контакт вообще не удается установить.
Однако замедление мышления
в преобладающем большинстве
случаев выступает как временный,
обратимый симптом, и с разрешением
психоза мыслительные функции полностью
восстанавливаются.
Это расстройство наблюдается
при депрессиях любого происхождения,
при травматическом поражении головного
мозга, органических, инфекционных заболеваниях,
эпилепсии, при оглушении легкой степени.
Перерывы в
мышлении (шперрунг, барраж, закупорка
мыслей) вызывает ощущение , что «мысли
улетели из головы», «голова пустая», «думал
думал – и как будто в стену кперся». Может
зарождать мысли у больного, что как будто
кто-то специально управляет его мышлением,
мешает ему думать.
Наплыв мыслей (ментизм) выражается тягостным
для пациента состоянием хаотичного потока
проносящихся в голове мыслей, обычно
возникающих во время приступа. В этот
момент больной не способен продолжать
обычную работу, отвлекается от беседы.
Ему кажется, что « мысли идут параллельными
рядами», «скачут», «пересекаются»,
«цепляются одна за другую», «путаются»,
«водят хороводы».
Ментизм и шперрунг – это проявления
психического автоматизма, который рассматриваю
как симптоим первого ранга при при диагностике
шизофрении.
Нарушения стройности мышления
Разорванное мышление
.
Отсутствие в речи больных логических
согласований между словами, грамматические
связи при этом могут быть сохранены. Тем
не менее речь больного может быть совершенно
непонятной, лишенной всякого смысла,
например: «Кто может выделить временное
расхождение относительности понятий,
включенных в структуру миробытия» и т.п.
Хаотичным мыслям больного
соответствует распад речи (шизофазия).
Такие больные сохраняют ясность сознания,
понимают обращенную к ним речь, правильно
выполняют инструкции. Этот симптом рассматривают
как негативный, чаще всего указывает
на конечное состояние при шизофрении.
При бессвязном мышлении - это более тяжелое
расстройство, проявляющееся полным распадом
речи, когда исчезает не только смысл,
но и грамматическая конструкция фраз.
Речь больных превращается в набор отдельных
слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень…
ах-ха-ха… лень» и т.п. («словесная окрошка»).
Довольно часто данный симптом возникает
на фоне тяжелого расстройства сознания
– аменции.
Это расстройство мышления
так же встречается при шизофрении, экзогенно-органических
психозах, сопровождающихся аментивным
помрачением сознания.
Нарушение целенаправленности мышления
Резонерство (бесплодное мудрствование,
рассуждательство). Мышление с преобладанием
пространных, отвлеченных, туманных, часто
малосодержательных рассуждений на общие
темы, по поводу общеизвестных истин, например,
на вопрос врача «как вы себя чувствуете?»
долго рассуждают о пользе питания, отдыха,
витаминов.
Его речь изобилует сложными
логическими построениями , вычурными
абстрактными понятиями, терминами, нередко
употребляемыми без пониманиия их истинного
значения. Им интересен сам процесс логических
построений, а не конечная идея. Мышление
становится аморфным, лишенным четкого
содержания.
Подобная склонность к
пространным бесплодным рассуждениям
сочетается с нелепыми абстрактными
увлечениями ( метафизическая интоксикация).
Этот вид мышления чаще
всего встречается при шизофрении.
Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление,
оторванное от реальности, противоречащее
реальности, не соответствующее реальности
и не корригирующееся реальностью. Больные
теряют связи с действительностью, погружаются
в мир собственных причудливых переживаний,
представлений, фантазий, непонятных окружающим.
Которые хорошо излагают на бумаге. Больные
не интересуются практичесой значимостью
своих идей, могут обдумывать мысль очевидно
противоречащую дейстаительности, делать
из нее выводы, такие же бессмысленные,
как и исходная посылка. Их не волнует
мнение окружающих, они малоразговорчивы,
скрытны. Наблюдая таких больных, читая
их записи можно удивляться тому, что пациенты,
которые ведут себя пассивно, говорят
бесцветно, равнодушно, охвачены столь
фантастичными, абстрактными, филосовскими
переживаниями.
Аутистическое мышление относится
к основным симптомам шизофрении,
но может встречаться и при
других заболеваниях и патологических
состояниях: шизоидная психопатия,
шизотипические расстройства.
Символическое мышление. Мышление, при котором обычным,
общеупотребимым словам придается особый,
отвлеченный, понятный лишь самому больному
смысл. При этом слова и понятия часто
заменяются символами или новыми словами
(неологизмами), больные разрабатывают
собственные языковые системы. При выраженных
изменениях мышления речь больных может
состоять из одних им понятных символов,
в том числе и неологизмов (употребление
новых, ни на что не похожих словообразований;
например, больной при выражении удовольствия
говорит «блюм-Олям», а при недовольстве
чем-то - «пури-прури», так же примеры неологизмов:
«зеркаластр, пенснэхо, электрическая
эксквозочка»).
Наглядным примером символического
мышления могут быть рисунки, стихи и вообще
любое творчество больных. Метерлинк —
очень талантливый человек, к сожалению,
страдавший шизофренией, вывел в своей
широко известной пьесе-сказке образ Синей
птицы, ставшей затем для всех людей символом
недосягаемого, призрачного счастья.
Этот вид мышления встречается
при шизофрении.
Патологическая
обстоятельность (детализированность, вязкость,
инертность, тугоподвижнгость, торпидность
мышления). Характеризуется склонностью
к детализации, застреванию на частностях,
«топтанием на месте», неспособностью
отделить главное от второстепенного,
существенное от несущественного. Переход
от одного круга представлений к другому
(переключение) затруднен. Прервать речь
больных и направить в нужное русло очень
трудно. Это разновидность мышления чаще
всего встречается у больных эпилепсией,
при органических заболеваниях головного
мозга.
Речевые
стереотипии – различные симптомы, при
которых в речи больного постоянно повторяются
одни и теже слова, мысли и выражения. Стереотипность
мышления указывает на обеднение мышления,
снижение интеллекта, нарастание негативной
симптоматики.
Выделяю варинты стереотипий:
персеверации, вербигерации, стоячие обороты.
- Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления.
Это расстройство встречается
при эпилепсии, органических заболеваниях
головного мозга, у депрессивных
больных.
- Вербигерации – представляют собой насильственные двигательные акты. Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повтряют отдельные слова, сочетание звуков. Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, вертят головой, размахивают пальцами.
Являются компонентом
кататонического или гебефренического
синдромов, характерных для шизофрении.
- Стоячие обороты – это короткие стереротипные выражения, однотипные мысли, которыми больной заполняет речь настолько, что она теряет всякий смысл. Например, вся речь больного может состоять только из пословиц.
Хараткерен данный симптом
для больных с эпилептическим слабоумием,
повреждениями лобных долей мозга и на
поздних этапах атрофических заболеваний
( болезнь Пика).
Расстройства мышления по содержанию
Включают в себя бредовые,
сверхценные и навязчивые идеи.
Бредовые идеи.
Представляют собой ложные,
ошибочные суждения (умозаключения),
возникшие на болезненной основе
и недоступные критике и коррекции.
Заблуждающегося, но здорового человека
рано или поздно можно либо разубедить,
либо он сам поймет ошибочность своих
взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений
расстройства психической деятельности
в целом, может быть устранен только посредством
специального лечения.
Фабула бреда – это
сюжет, содержание бредовой мысли. Фабула
бреда каждого больного уникальна
и не повторима, во многом содержание
бреда соответствует идеям, популярным
в обществе в данное время.
Таким образом, от обычных
человеческих заблуждений бред отличается
следующим: 1) он всегда возникает на болезненной
основе, это всегда симптом болезни; 2)
человек полностью убежден в достоверности
своих ошибочных идей; 3) бред не поддается
никакой коррекции, никакому разубеждению
со стороны; 4) бредовые убеждения имеют
для больного чрезвычайную значимость,
так или иначе они влияют на его поведение,
определяют его поступки.
По психопатологическим
механизмам бредовые идеи делятся на
первичные и вторичные.
Первичный бред,
или бред толкования, интерпретации вытекает непосредственно
из расстройств мышления и сводится к
установлению неправильных связей, неправильному
пониманию взаимоотношений между реальными
объектами. Восприятие здесь обычно не
страдает. Изолированно первичные бредовые
идеи наблюдаются при сравнительно легких
психических заболеваниях. Болезненной
основой здесь чаще всего является патологический
характер или личностные изменения.
Этапы формирования превичного
бреда:
- Бредовое настроение;
- Бредовое восприятие ;
- Бредовое суждение;
- Этап кристаллизации – на данном этапе бред превращается в паранойяльный синдром.
Вторичный, или
чувственный бред представляет собой производное
от других первичных психопатологических
расстройств (восприятия, памяти, эмоций,
сознания). Выделяют галлюцинаторный,
маниакальный, депрессивный, конфабуляторный,
образный бред. Из сказанного следует,
что вторичный бред возникает на более
глубоком уровне расстройства психической
деятельности. Этот уровень или «регистр»,
как и генетически связанный с ним бред,
называют параноидным (в отличие от первичного
– паранойяльного).
По содержанию (по фабуле
бреда) все бредовые идеи можно разделить
на три основные группы: преследования (персикутрный), величия
и самоуничижения (депрессивный).
К группе идей преследования относятся:
- Собственно преследования (пациент убежден в том, что воображаемые преследователи ходят за ним по пятам, наблюдают за его жизнью из окон соседних домов, следую за ним всюду, куда бы он не направлялся);
- Бред отравления;
- Отношения (заключается в патологическом убеждении человека, что все имеет к нему отношение: окружающие смеются над ним, перемигиваются по его адресу, он вызывает их насмешливое или даже брезгливое к себе отношение. Такие больные перестают посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, ходить в театр или на лекции, так как убеждены, что стоит им только появиться, как все тут же замечают их, насмешливо улыбаются, как-то подозрительно смотрят, плохо говорят о них);
Разновидностью бреда
отношения является бред особого
смысла (особого значения). При этом самым
обычным вещам больные придают особое
значение, видят в них особый для себя
смысл.
- Воздействия (данный бред может иметь много различных вариантов: больной убежден, что на него на расстоянии воздействуют гипнозом, электричеством, атомной энергией, влияя таким образом на его мышление, поступки, вызывая у него сексуальное возбуждение. Больной сообщает: «Существует преступная группа, которая с помощью особых аппаратов постоянно держит меня под лазерными лучами. Они воруют мои мысли, жгут мои внутренности, создают мне плохое настроение».;
- Ревности (больной или больная немотивированно ревнуют жену или мужа, без всякого повода убеждены в супружеской неверности, они в самых невинных вещах видят «неоспоримые доказательства» своей правоты. Больной сообщает - «Жена каждое утро выходит на балкон, чтобы полить цветы, а на самом деле сигнализирует этим любовнику, когда меня не будет дома» или. «Коврик у дверей сдвинут в сторону, ясно, что без меня здесь был кто-то чужой, ведь и я, и жена очень аккуратны».
Бред ревности может встречаться
при различных заболеваниях, в частности
при алкоголизме);
- Сутяжный (обращение в различные инстанции с жалобами и требованиями);
- Инсценировки (больной уверен, что окружающие хотят его обмануть, разыгрывая из себя врачей, больных, сослуживцев, хотя в действительности являются переодетыми работниками спецслужб, родственники которых давно не видел);
- Материального ущерба (характеризуется ложной убежденностью в том, что окружающие постоянно обворовывают больного, крадут его вещи и деньги, носят его одежду, получают за него по зарплату или пенсию, портят его имущество, морят его голодом: «Вот так и сплю в шапке и валенках, только сниму — тут же украдут, уже очки украли, все книги растащили, даже кофейник унесли». Бред материальною ущерба наиболее типичен для психозов старческого возраста);
Бредовые идеи
величия также разнообразны по содержанию:
бред изобретательства, реформаторства,
богатства, высокого происхождения, бред
величия.
К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный
бред) относят бред самообвинения, самоуничижения,
греховности, виновности.
Депрессивные фабулы обычно
сопровождаются подавленностью и предъявляются
астенично. Параноидный бред может
быть как астеничным, так и стеничным
(«преследуемый преследователь»).
Бредовые синдромы
Паранойяльный
синдром характеризуется систематизированным
бредом отношения, ревности, изобретательства.
Суждения и умозаключения больных внешне
производят впечатление вполне логичных,
однако они исходят из неверных посылок
и ведут к неверным выводам. Этот бред
тесно связан с жизненной ситуацией, личностью
больного, либо измененной психическим
заболеванием, либо являющейся патологической
от самого рождения. Галлюцинации обычно
отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным
бредом характеризуется сутяжничеством,
кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью.
Наиболее часто этот синдром наблюдается
при алкогольных, пресенильных психозах,
а также при шизофрении и психопатиях.
Параноидный
синдром. Характеризуется вторичным
бредом. К группе параноидных синдромов
относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой,
кататоно-бредовой и некоторые другие
синдромы. Параноидные синдромы встречаются
как при экзогенных, так и при эндогенных
психозах.
При шизофрении часто наблюдается
один из наиболее типичных вариантов
галлюцинаторно-параноидного синдрома
– синдром Кандинского-Клерамбо,
который складывается из следующих симптомов:
псевдогаллюцинации, психические автоматизмы,
бредовые идеи воздействия. Автоматизмами
называют явление утраты чувства принадлежности
самому себе мыслей, эмоциональных переживаний,
действий. По этой причине психические
акции больных субъективно воспринимаются
как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал
три вида автоматизмов:
- Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.
- Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.
- Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).
Объяснение подобных внутренних
переживаний при помощи воздействия
гипнозом, космическими лучами или
различных технических средств
называется бредом воздействия и иногда носит
достаточно нелепый (аутистический) характер.
Аффективные расстройства при этом чаще
всего представлены чувством тревоги,
напряженности, в острых случаях – страха
смерти.
Парафренный
синдром. Характеризуется сочетанием
фантастических, нелепых идей величия
с экспансивным аффектом, явлениями психического
автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями.
Иногда бредовые высказывания больных
имеют в качестве основы фантастические,
вымышленные воспоминания (конфабуляторный
бред). При параноидной шизофрении парафренный
синдром является заключительным этапом
течения психоза.
Помимо описанных выше
хронических бредовых синдромов
в клинической практике встречаются
остро развивающиеся бредовые состояния,
имеющие лучший прогноз (острая паранойя,
острый параноид, острая парафрения). Они
характеризуются выраженностью эмоциональных
расстройств, низкой степенью систематизации
бредовых идей, динамизмом клинической
картины и соответствуют понятию острого
чувственного бреда. На высоте этих состояний
могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации
психической деятельности в целом, в том
числе признаки нарушения сознания (онейроидный
синдром).
Острый чувственный бред
также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим
помимо тревоги и идей инсценировки симптом
двойников. При симптоме отрицательного двойника больной
утверждает, что близкий человек, например,
мать или отец, не является таковым, а представляет
собой подставную фигуру, загримированную
под его родителей. Симптом положительного двойника заключается
в убеждении, что незнакомые лица, специально
изменившие свой облик, представляются
больному в качестве близких людей.
Синдром
Котара (нигилистический бред, бред
отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в
ошибочных умозаключениях мегаломанического,
ипохондрического характера по поводу
своего здоровья. Больные убеждены в наличии
у них тяжелого, смертельного заболевания
(сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей»,
считают, что заразили неизлечимым заболеванием
всю планету, говорят о поражении отдельных
органов или частей тела («сердце перестало
работать, сгустилась кровь, кишечник
сгнил, пища не перерабатывается и из желудка
поступает через легкие в мозг» и т.п.).
Иногда они утверждают, что умерли, превратились
в гниющий труп, погибли.
Сверхценные идеи
Сверхценные
идеи – суждения, возникающие на
основе реальных фактов, которые эмоционально
переоцениваются, гиперболизируются и
занимают в сознании больных неоправданно
большое место, вытесняя конкурирующие
представления. Таким образом, на высоте
этого процесса при сверхценных идеях,
также как и при бреде, исчезает критика,
что позволяет отнести их к разряду патологических.
Умозаключения возникают
как на основе логической переработки
понятий, представлений (рационально),
так и с участием эмоций, организующих
и направляющих не только сам процесс
мышления, но оценивающих его результат.
Для личностей художественного
типа последнее может иметь решающее
значение по принципу: «если нельзя,
но очень хочется, то можно». Сбалансированное
взаимодействие рациональной и эмоциональной
составляющих называется аффективной
координацией мышления. Наблюдающиеся
при различных заболеваниях и
аномалиях эмоциональные расстройства
вызывают ее нарушения. Сверхценные
идеи являются частным случаем неадекватно
избыточного насыщения аффектом
какой-либо отдельной группы представлений,
лишающего конкурентоспособности
все прочие. Этот психопатологический
механизм называется механизмом кататимии. Вполне понятно, что возникающие
подобным образом патологические идеи
могут иметь не только личностную, болезненную,
ситуационную обусловленность, но и содержательно
связаны с жизненными темами, вызывающими
наибольший эмоциональный резонанс.
Этими темами чаще всего
являются любовь и ревность, значимость
собственной деятельности и отношение
окружающих, собственное благополучие,
здоровье и угроза потери того и
другого.
Чаще всего сверхценные
идеи возникают в ситуации конфликта
у психопатических личностей, в
дебютных проявлениях экзогенно-органических
и эндогенных заболеваниях, а также
в случаях их легкого течения.
При отсутствии стойкой дезорганизации
эмоционального фона они могут иметь
транзиторный характер и при его
упорядочивании сопровождаться критическим
отношением. Стабилизация аффективных
расстройств в процессе развития психического
заболевания или хронизации конфликта
у аномальных личностей приводит к стойкому
снижению критического отношения, что
некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают
называть «сверхценным бредом».
Навязчивые идеи
Навязчивые идеи,
или обсессии, - это возникающие спонтанно
патологические идеи, носящие навязчивый
характер, к которым всегда имеется критическое
отношение. Субъективно они воспринимаются
как болезненные и в этом смысле являются
«инородными телами» психической жизни.
Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются
при заболеваниях невротического круга,
однако могут встречаться и у практически
здоровых людей с тревожно-мнительным
характером, ригидностью психических
процессов. В этих случаях они, как правило,
нестойкие и не причиняют значительного
беспокойства. При психическом заболевании,
напротив, концентрируя на себе и на борьбу
с ними всю активность больного, переживаются
как крайне тягостные и мучительные. В
зависимости от степени эмоциональной
насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные
(абстрактные) навязчивости. Они могут
быть представлены навязчивым мудрствованием
(«мыслительная жвачка»), навязчивым счетом
(арифмомания).
К эмоционально насыщенным
навязчивостям относятся навязчивые
сомнения и контрастные навязчивости.
При них больные могут многократно
возвращаться домой, испытывая тревожные
сомнения, закрыли ли они дверь, выключили
ли газ, утюг и т.п. При этом они
прекрасно понимают нелепость своих
переживаний, но не в силах перебороть
возникающие вновь и вновь
сомнения. При контрастных навязчивостях
больные охвачены страхом совершить что-то
недопустимое, аморальное, противозаконное.
Несмотря на всю тягостность этих переживаний,
больные никогда не пытаются реализовать
возникшие побуждения.
Навязчивые идеи, как правило,
представляют собой идеаторный компонент
навязчивых состояний и редко встречаются
в чистом виде. В структуре их также имеют
место эмоциональная составляющая (навязчивые
страхи – фобии), навязчивые влечения
– компульсии, моторные расстройства
– навязчивые действия, ритуалы. В наиболее
полном виде эти нарушения представлены
в рамках обсессивно-фобического синдрома.
Навязчивые страхи (фобии) могут иметь
различное содержание. При неврозах они
чаще всего носят понятный характер, тесно
связанный с ситуацией реальной жизни
больного: страхи загрязнения и заражения
(мизофобия),
закрытых помещений (клаустрофобия), толпы и открытых
пространств (агорафобия), смерти (танатофобия). Чаще всего встречаются
навязчивые страхи возникновения тяжелого
заболевания (нозофобия), особенно в случаях, спровоцированных
психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия,
спидофобия.
При шизофрении навязчивые
переживания чаще имеют нелепое,
непонятное, оторванное от жизни содержание
– например, мысли о том, что
в употребляемой пище могут присутствовать
трупный яд, иголки, булавки; домашние
насекомые могут заползти в ухо,
нос, проникнуть в мозг и т.п.
Тревожно-напряженный аффект
в этих случаях довольно часто
послабляется ритуалами – своеобразными символическими
защитными действиями, нелепость которых
больные также могут понимать, однако
их выполнение приносит больным облегчение.
Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых
мыслей о заражении, больные моют руки
определенное количество раз, используя
при этом мыло определенного цвета. Для
подавления клаустрофобических мыслей
перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются
вокруг своей оси. Подобные действия больные
вынуждены повторять по многу раз при
всем понимании их бессмысленности.
Чаще всего обсессивно-фобический
синдром наблюдается при неврозе навязчивых
состояний. Он также может встречаться
в рамках эндогенных психозов, например,
при неврозоподобных дебютах шизофрении,
а также при конституциональных аномалиях
(психастении).
Одним из вариантов обсессивно-фобического
синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический)
синдром. При этом переживания больного
сосредоточены на наличии либо мнимого,
либо реально существующего физического
недостатка или уродства. Они могут носить
как характер навязчивых страхов, так
и сверхценных мыслей со снижением или
отсутствием критического отношения,
напряженным аффектом, вторичными идеями
отношения, неправильным поведением. В
этих случаях больные пытаются самостоятельно
устранить имеющиеся недостатки, например,
избавиться от веснушек при помощи кислоты,
бороться с излишней полнотой, прибегая
к изнурительному голоданию, или обращаются
к специалистам с целью хирургического
устранения имеющегося, по их мнению, уродства.
Синдром дисморфомании может
наблюдаться у аномальных личностей в
подростковом и юношеском возрасте, чаще
у девушек. Также у них часто встречаются
близкие к этому синдромы – синдром нервной
анорексии и ипохондрический. Бредовой
вариант синдрома дисмофомании наиболее
типичен для дебютных проявлений параноидной
шизофрении.
|