Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:32, реферат
Обращение к вопросам отношений “врач-пациент” в современной медицине в контексте этики и права весьма актуально. В значительной степени от того, как будут поняты эти отношения, зависит, претерпит ли медицина в ближайшем будущем серьезные типологические изменения, т.е. откажется или сохранит медицина фундаментальный тип взаимоотношения между врачом и пациентом, который известен под названием “патернализм”.
"Патернализм"
и "информированное согласие":
этическое и правовое
Силуянова И.В, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ, Москва
Обращение к вопросам
отношений “врач-пациент” в современной
медицине в контексте этики и
права весьма актуально. В значительной
степени от того, как будут поняты
эти отношения, зависит, претерпит
ли медицина в ближайшем будущем
серьезные типологические изменения,
т.е. откажется или сохранит медицина
фундаментальный тип
Патернализм - это
классический тип взаимоотношения
между врачом и пациентом, который
пользовался в профессиональной
врачебной этике абсолютным признанием
на протяжении более двадцати столетий.
Его суть фиксировалась в корне
понятия - слове “pater” (лат. - отец). Врач,
как отец, заботящийся о своем ребенке,
сострадает больному, помогает ему, берет
ответственность за свои принимаемые
решения о его лечении.
Ни для кого не
секрет, что патернализм, как норма
отношения врач-пациент, укоренен в
христианской морали. В профессиональной
врачебной этике на протяжении более
двадцати столетий никогда и никем
не оспаривались ценности милосердия,
сострадания, заботы, помощи, которые
составляли краеугольное основание
морально-нравственного
В конце ХХ
века в обществе все чаще
стали появляться суждения о
“крахе патернализма”. Вместо
патернализма стали
Для западных исследователей классический патернализм уступает место современной модели взаимоотношения “врач-пациент”, которая получила название “информированноe согласиe”.
В чем суть “информационной модели” по Е.Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США)? “В соответствии с ней от врача требуется предоставление больному всей существенной информации, касающейся заболевания. В задачи пациента входит выбор медицинского вмешательства по своему усмотрению, на врача возлагается обязанность лишь осуществить выбранное лечение”. В границах данной модели четко разграничиваются объективные факты и пожелания больного. При этом врач меняет роль “отца” на роль или консультанта, или советчика, или компетентного эксперта-профессионала, что означает, что при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими данными, врач должен отдавать предпочтение мнению и решению пациента.
С 1993 года данные ориентации становятся основополагающими и для российского медицинского сообщества. Согласно статье 30 “Основ законодательства РФ об охране здоровье граждан” пациент имеет право на “информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ, на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ”.
В западной литературе распространено отношение к происходящим изменениям как фундаментальной смене “моральных парадигм”. Например, Р Витч (США) полагает, что в патерналистской (он называет ее “сакральной”) парадигме “моральный авторитет врача оказывает такое влияние на пациента, что подавляет его свободу и достоинство”. Модель моральных отношений, которая соответствует реальным условиям - это модель, основанная на контракте, соглашении и согласии. ”Здесь два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидаемой взаимной выгоды”.
Мы не склонны
закрывать глаза на современные
реалии, но с нашей точки зрения
отношение между “
Дискредитация и
отказ от патернализма способны не
только выхолостить морально-
1-ая позиция связана с принципом доверия к врачу.
Профессор Войно-Ясенецкий утверждает, что “доверие или недоверие врачу..... глубоко определяет исход болезни”. Он разделяет принцип врачебного сообщества, который окончательно формируется к 16 веку, согласно которому успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: “Тот, кто больше верит, излечивается лучше".
Понимание доверия
больного к врачу, как элемента терапии,
непосредственно связано с
2-ая позиция связана с вопросом, как же формировать это доверие?, т.е. посвящена раскрытию механизма формирования доверия. Для ответа на этот вопрос святитель Лука (Войно-Ясенецкий) прибегает к учению о центральной нервной системе. Он пишет: “Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще”. Причем “центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов”. При этом головному мозгу приписываются психические функции. Разделение при этом низших и высших функций, лишь фиксируют господство последних над всеми прочими. “Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями”. И самая главная мысль: “... если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме”.
Профессор утверждает
“могущественное влияние
Логикой своего безукоризненного
рассуждения автор корректирует
материалистическое утверждение о
соматической зависимости психики,
меняя вектор этой зависимости. В
итоге профессор обнаруживает полную
гармонию своей позиции с
Считается, и не без достаточных оснований, что именно христианское понимание устроения человека способствовало становлению суггестивной терапии (терапии внушения). Выдающийся христианский врач XVI в. Дж. Кардано рассматривал ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия.
Святитель Лука в свою очередь пишет: ”Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней”.
Обратим внимание на
это утверждение, ибо с ним
связана 3-я позиция, обосновывающая
патернализм. Эта позиция отвечает
на вопрос, кто именно должен формировать
доверие пациента? Сегодня эту
функцию зачастую передают психологам,
лишая врача возможности
Патерналистские традиции
врачебной этики - это результат
осмысления сложного межличностного отношения
между врачом и пациентом в
лечебной практике. Отказываясь от
морально-этических
Рассмотрим теперь новую модель взаимоотношений между врачом и пациентом, получившую название “информационная”, которую современное законодательство активно внедряет в медицину. Согласно данной модели при оказании медицинской помощи должен соблюдаться принцип свободы выбора пациента и обязательности предоставления добровольного информированного согласия самому пациенту или его законным представителям, как на отдельное медицинское вмешательство, так и на комплекс медицинских мероприятий. Введение модели “информированного согласия” не является неким субъективным и произвольным действием. Оно подчинено определенным и объективным процессам, к которым безусловно относятся реалии страховой медицины, определенные Законом РФ “О медицинском страховании граждан в РФ”, который легализует “услуги по программе добровольного медицинского страхования”, и система предоставления платных медицинских услуг, которую легализует ст.50 Гражданского Кодекса РФ, где отмечено, что “некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям”. Таким образом, медицинские учреждения, как некоммерческие организации, имеют право оказывать платные медицинские услуги. Но поскольку и услуги добровольного медицинского страхования и платные медицинские услуги становятся и являются элементами “рыночных”, т.е. финансово-экономических отношений, постольку претензии и споры, возникающие между пациентом и врачом по поводу качества оказания медицинских услуг, разрешаются в судебном порядке.
Количество судебных
исков, связанных с
В связи с этим
принцип информированного согласия
может быть рассмотрен как долго
искомая и, наконец, найденная форма
правовой защищенности рисков врача, незастрахованного
от так называемых “врачебных ошибок”.
Юридически “врачебная ошибка” квалифицируется,
как “ненаказуемое
Действительно, принцип информированного согласия не обеспечивает в полной мере правовую защищенность больного.
Любое лечение, проведенное
при отсутствии информированного согласия,
оценивается как
В данной ситуации истец-пациент встает перед задачей, доказать связь между лечением и наступившим вредом, вне границ информированного согласия, или перед задачей раскрытия “недоброкачественности”, “недостаточности”, “неполноты информации”, и в этом случае его согласие, выраженное и в устной и в письменной форме, теряет свое значение.
Тем не менее, многими информированное согласие рассматривается и как непосредственная форма защиты прав пациента. В чем же проявляется эта защита?
Во-первых, в предоставлении больному полной информации о его заболевании. Во-вторых, в утверждении права на самоопределение пациента, на выбор медицинского вмешательства, согласно его пониманию и представлениям. В-третьих, в обязанности врача реализовать выбор больного, с последовательным информированием о ходе и результатах диагностических процедур и лечения. Нельзя забывать при этом, что особенностью информированного согласия является не только допускаемое противоречие между объективными медицинскими показаниями и пожеланиями больного, но и принцип принятия субъективного решения пациента иногда с заведомо необъективными основаниями. В связи с этим роль врача в системе взаимоотношений по типу “информированное согласие” заключается в решении трех задач. Первое - подготовка и подача информации, которая должна привести пациента к выбору верного решения и при этом свободна от элементов принуждения и манипуляции. Второе — признание автономного решения пациента. Третье — добросовестное осуществление лечения, выбранного пациентом.