Оздоровительная физическая культура в жизни лиц старшего и пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:06, реферат

Описание работы

Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее целый ряд направлений, видов и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки.
Мотивы привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление.docx

— 32.36 Кб (Скачать)

Физическая  культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее  целый ряд направлений, видов  и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки.  
Мотивы привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений. Могут решаться и такие частные задачи, как поднятие тонуса центральной нервной системы, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, улучшение обмена веществ, увеличение подвижности суставов, укрепление мышечной системы, улучшение координации движений и равновесия, общей подвижности занимающихся, повышение тренированности организма. 
Большой фактический материал, которым в настоящее время располагает физиология мышечной деятельности, позволяет рассматривать двигательную активность не только как средство общей стимуляции организма, но и как фактор регулирования функций стареющего организма. 
С возрастом человек все более существенно ощущает недостаток в движении. При дряблых скелетных мышцах с большим количеством разрушившихся волокон и капилляров ухудшается микронасосная работа внутримышечной периферии, она становится плохой помощницей сердца. Мышцы не только являются потребителями крови, но и выполняют, работая, роль присасывающе-нагнетательных насосов, способных обеспечить усиленную циркуляцию крови по кругу кровообращения. 
Возрастные изменения организма происходящие в пожилом и старческом возрасте оказывают значительное влияние на методику проведения занятий, что требует акцентировать внимание на оздоровительных аспектах физической культуры. Организация занятий в группах здоровья показывает необходимость работы тренера (преподавателя) в тесном контакте с врачом. Преподаватель группы здоровья должен и сам владеть простейшими методами медицинских исследований, умело оценивать полученные данные и использовать их для коррекции учебно-тренировочного процесса. 
Таким образом, целью данной работы является раскрытие важнейших моментов проведения занятий физической культурой с людьми пожилого возраста. Достижение данной цели подразумевает использование существующей методики проведения занятий, использующей наработки спортивной медицины, лечебной физкультуры и физического воспитания. В связи с этим, на мой взгляд, в курсовой работе необходимо выделить ряд конкретных задач: 
1.Определение возрастных изменений различных систем организма у людей пожилого возраста; 
2. Организация занятий физическими упражнениями с людьми пожилого возраста; 
3. Определение принципов комплектования групп здоровья; 
4. Раскрытие общего содержания занятий и их основные методические принципы. 
1. Возрастные изменения деятельности различных систем организма. 
Организм человека является динамической системой, в процессе деятельности которой наблюдаются разнообразные изменения: до 25 лет функции совершенствуются, а с 25-30 лет в них отмечается обратный процесс. При этом все возрастные сдвиги в организме развиваются неравномерно. Ряд жизненно-важных показателей организма, таких, как частота дыхания, сокращения сердца, уровень сахара в крови, солевой состав крови, внутриглазное давление, в старости изменяются не резко. Одни системы с возрастом изменяются быстрее, другие - медленнее. 
Если бы все процессы при старении происходили равномерно, то это привело бы к стремительному угасанию жизнедеятельности организма. Именно неравномерность обеспечивает поддержание деятельности стареющего организма. Ослабление одних звеньев регулирования и мобилизации других - ведущий фактор адаптации организма при старении. 
Механизм возрастных изменений в деятельности центральной нервной системы был раскрыт в работах И.П. Павлова и его учеников. Они показали, что в старости страдают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Старение более всего сказывается на тормозных процессах, как наиболее трудно вырабатываемых. Ослабление тормозного процесса отражается на эмоциональной сфере, психике старого человека. 
Важное значение имеют изменения анализаторов. При старении изменяются зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовая и температурная чувствительность. 
Изучение возрастных особенностей психической деятельности человека показало, что временные показатели психических реакций нарушались в большей степени, чем показатели качественные, многословность с возрастом неуклонно повышалась и меняла свой характер, то есть процесс активного (условного) торможения прогрессивно ослабевал. Известно, что различные типы памяти могут претерпевать различные изменения: логическая память снижается от 20 до 50 лет на 35-40 %, в то же время отмечено ослабление в первую очередь ее механического компонента, смысловой же сохраняется значительно дольше. В старости наступает снижение памяти на старые даты, на текущие события, при сохранности ее на события прошлого. 
Изменения, происходящие в центральной нервной системе с возрастом, оказывают большое влияние на функции всех органов и систем. 
Касаясь физической работоспособности людей старших возрастных групп, следует рассмотреть функциональное состояние физиологических систем, обеспечивающих организм кислородом. Среди них главную роль, как известно, играет сердечно-сосудистая и дыхательная системы. 
Сердечно-сосудистая система в период старения претерпевает значительные изменения, касающиеся как сердечной мышцы, так и кровеносных сосудов. 
С увеличением возраста уменьшается вес сердца и его объем при одновременной гипертрофии левого желудочка, часть мышечных волокон сердца укорачивается и суживается, несколько изменяется его конфигурация. Характерной особенностью сердца старых людей является увеличение в мышце жирового слоя и эластической ткани, уплотнение клапанов. Обнаружено изменение обмена веществ миокарда, связанное с понижением потребления кислорода и усиление процессов гликолиза. 
Существенно изменяются с возрастом и кровеносные сосуды. Изменениям подвергаются все оболочки, но наиболее - внутренняя оболочка, где происходит увеличение числа и толщины эластических волокон и соединительной ткани. Вся кровеносная система в старости становится менее лабильной, уменьшается ее способность приспосабливаться к условиям внешней среды. 
Функции сердечно-сосудистой системы состоит в обеспечении различных органов кровью, богатой кислородом и питательными веществами. Важным показателем ее деятельности является артериальное давление. По сравнению с молодыми, кровяное давление у старых здоровых людей обычно бывает несколько повышенным. Систологическое давление нарастает больше, чем дистологическое. Пульсовое давление - разница между систологическим и дистологическим - с возрастом растет, причем у женщин резче, чем у мужчин. 
По мнению большинства исследователей, в возрасте после 60 лет ритм сердечных сокращений замедляется, развивается "ригидность" сердечного цикла. Происходит замедление пульса - брадикардия, при которой его частота снижается до 36-60 уд/мин. Это значит, что у пожилых и старых людей сердце не так быстро реагирует на различные изменения деятельности организма.  
Возрастные изменения отчетливо сказываются и на органах дыхания. Наиболее рано возникающим и прогрессивно нарастающим возрастным изменениям со стороны дыхательной системы является уменьшением с годами жизненной емкости легких. С возрастом величина ЖЕЛ снижается. Так, если в 20-29 лет ЖЕЛ равна в среднем 4,5 л., а в 30-39 - 4,2, то после 50 - уже 3,3 л. Объясняется это ограничением экскурсии грудной клетки вследствие окостенения реберных хрящевых соединений, ригидностью и атрофическими изменениями в мышцах диафрагмы и брюшной стенки, а нередко и обильным отложением жира, ограничивающим диафрагмально-брюшное дыхание. 
Кровообращение и дыхание взаимосвязаны в достижении одного результата - обеспечения окислительно-восстановительного процесса в тканях. В связи с этим между ними существуют компенсаторные взаимодействия. 
Понижение функций всех органов и систем организма с возрастом ведет к понижению обмена веществ. Перестройка обменных процессов начинается в возрасте 40-50 лет, а иногда и раньше. В отношении обмена веществ наиболее характерными для старости можно считать: а) падение активности окислительных процессов; б) общее падение активности ферментов; в) сдвиги в белковых фракциях крови и тканей; г) процессы трасминерализации. 
Двигательный аппарат, как и все системы организма, подвержен общим законам старения. Наиболее характерным старческим поражением кости является остеопороз. Сущность его заключается не в потере кальция или недостатке его отложений, а в превращении плотного вещества кости в губчатое. Возрастные изменения костно-суставного аппарата начинаются с хрящевой ткани, в частности, ребер и межпозвоночных хрящей. Хрящ теряет свою эластичность, сморщивается, уплотняется, пропитывается солями, объизвествляется и постепенно окостеневает. К числу ранних симптомов относится снижение подвижности шейных отделов позвоночника. Суставные сумки теряют свою эластичность, синовиальные складки и все места прикрепления связок окостеневают. Именно этим объясняется уменьшение гибкости позвоночника, уменьшение роста человека и уменьшение экскурсии грудной клетки при вдохе и выдохе. Все перечисленные изменения вызывают в суставах болевые ощущения, развитие воспалительных процессов - артриты и артрозы. 
Возрастные изменения в мышечной ткани выражаются прежде всего в ограничении ее способности к сокращению и растягиванию. Выделяются две главные черты старческой мышцы: утомляемость и атрофия. 
Старческая атрофия протекает неравномерно. С возрастом меняется толщина мышечного волокна. Количество соединительной ткани при старении увеличивается, заполняя пространство между отдельными пучками мышечных волокон. Возрастные изменения двигательной функции организма выражаются в снижении показателей силы, гибкости, скорости, выносливости, ловкости и др. 
Особое внимание следует уделить вопросу об особенностях реакции организма людей старшевозрастных групп на нагрузку. Установлена зависимость между интенсивностью нагрузки и величиной реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем у людей разного возраста. У молодых людей выявлена четкая зависимость между этими параметрами, в то же время у пожилых людей зависимость отмечается до определенного предела, после чего увеличение интенсивности работы приводит к снижению показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем. 
Специальный анализ эргограммы пожилого человека обнаружил отдельные перерывы в работе - так называемый "феномен обрыва", который связан с развитием тормозного процесса в центрах и имеет приспособительное развитие. Ухудшение приспособляемости организма на начальном этапе занятий физическими упражнениями, называемое "барьером адаптации", и снижение интенсивности восстановительных процессов являются характерными особенностями стареющего организма.  
Таким образом, в любом сомнительном случае, безусловно, необходима врачебная консультация. Не следует выполнять специальные физические упражнения без совета врача. Целесообразнее спросить его специфическом воздействии того или иного упражнения, которое собираетесь использовать, на организм, чем выслушать общие рекомендации о пользе физической активности. Известно, что индивидуальные возможности человеческого организма весьма различны, так же как индивидуальная потребность в физической активности. 
Однако, необходимо избегать резких, непривычных энергичных упражнений, которые действительно могут оказаться опасными, но регулярные занятия с медленно возрастающей интенсивностью, к которым организм постепенно привыкает, принесут только пользу. 
Существует целый круг пожилых людей, которые перенесли различные заболевания, такие, как артрит, паралич конечностей и сердечно-сосудистые заболевания. Они не могут заниматься физкультурой наравне со здоровыми. Некоторым же заниматься оздоровительными упражнениями мешает излишний вес. 
Однако, для этих людей все же необходимо включать какую-либо форму физической активности в повседневную жизнь. Даже если она будет сводиться к упражнениям рук и плеч, их следует выполнять. Это усилит кровоток и таким образом укрепит сердечно-сосудистую систему, улучшит кровообращение и благоприятно повлияет на физическое и психическое состояние. Для выполнения таких упражнений не требуется специальной экипировки. 
Существует немало способов включить физические упражнения в повседневную жизнь. Это повысит независимость, позволит самим себя обслуживать, не полагаясь на постороннюю помощь. Независимость это самое ценное, чем располагает человек, однако по мере ослабления физических сил он рискует ее потерять. 
Работая с людьми старших возрастов необходимо знать, что с возрастом изменяется возможность освоения новых двигательных навыков, в то же время двигательный стереотип характеризуется непрочностью. Исходя из того, что двигательные и вегетативные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, учет динамики их взаимоотношений с возрастом - кардинальный вопрос методики занятий в группах здоровья.  
Прогнозирование тренировочного эффекта должно предусматривать всестороннюю оценку развивающихся изменений с тем, чтобы все они обеспечивали не только высокую специализацию двигательной функции, но и - главное - более совершенное приспособление организма ко всей совокупности конкретных условий его жизни. 
2. Организация занятий физическими упражнениями с людьми пожилого возраста и принципы комплектования групп здоровья. 
Первые группы здоровья в России создавались еще в 70-х годах. Согласно Положению о физкультурно-оздоровительных группах Комитета по физической культуре и спорту ВЦСПС их организация рекомендовалась на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах, по месту жительства населения, в парках культуры и отдыха, Домах и Дворцах культуры, Дворцах спорта, на туристских базах, в летних и зимних лагерях, в домах отдыха и профилакториях. 
Считалось, что организация групп здоровья - важный этап в работе физкультурной организации, предусматривающей решение ряда организационно-методических, финансовых и агитационно-пропагандистских вопросов. 
Следует признать, что с тех времен многое изменилось в организации занятий физическими упражнениями как вообще, так и в организации работы с пожилыми людьми в частности. Однако, практические основы комплектования групп остались прежние - результаты медицинского освидетельствования, пол, возраст, физическая подготовленность. 
Допуск к занятиям в оздоровительную группу производится после полного клинического обследования по месту жительства или работы с учетом имеющихся противопоказаний. 
Предлагается следующий комплекс медицинских исследований: 
а) медицинский и спортивный анамнез; 
б) атнтропометрическое исследование (рос, вес, окружность грудной клетки, ее экскурсия, динамометрия рук); 
в) терапевтический осмотр с проведением функциональной пробы (20 приседаний за 30 секунд, или проба Мастера) с измерением артериального давления и частоты пульса до нагрузки и в течении 5 минут после нее. 
г) осмотры специалистов: окулиста, невропатолога, ларинголога, хирурга; 
д) электрокардиографическое исследование в состоянии покоя и после физической нагрузки; 
е) флюорографическое исследование органов грудной клетки; 
ж) клинические анализы крови и мочи. 
Помимо данных клинического обследования воможна и оценка физического развития людей пожилого возраста. Хотя оценка физического развития в большей степени применима в спортивной медицине, в группах здоровья могут использоваться различные критерии. 
1.Оценка физического развития телосложения.  
а) Соматоскопия: форма грудной клетки, форма живота, форма ног и стопы, развитие мускулатуры, жироотложение, кожа и т.д. 
б) Антропометрия: рост стоя и сидя, масса тела, диаметр плеч, таза, грудной клетки, окружности плеча, бедра, голени, определение жизненной емкости легких. 
2. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы. 
а) Клинические методы исследования: пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления. 
б) Инструментальные методы исследования подразумевают следующие показатели: размеры сердца, сократительная способность миокарда, электрические свойства миокарда, звуковые явления при деятельности сердца. 
в) Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы: нормотоническая реакция, атипические реакции. 
3. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания: общая емкость легких, жизненная емкость легких, минутный объем дыхания, максимальная вентиляция легких, мощность вдоха, выдоха и т.д. 
4.Оценка функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем. 
5.Характеристика функционального состояния эндокринной, пищеварительной, выделительной систем и системы крови. 
Оценка физического развития дается на основании наружного осмотра и антропометрических измерений. Оценивается как правильное и неправильное ( при обнаружении каких-либо дефектов телосложения и осанки). Путем сравнения антропометрических величин с имеющимися стандартами оценивается уровень физического развития (средний, ниже среднего, выше среднего). 
Оценка функционального состояния дается на основании комплекса показателей полученных при врачебном обследовании, - анамнеза, результатов всех использованных методов исследования в состоянии мышечного покоя и функциональных проб (тип, реакция, амплитуда). 
На основании проведенных обследований врач делает заключение о состоянии здоровья (определяет медицинскую группу), характер приспособляемости к нагрузкам и определяет дозировку на занятиях физическими упражнениями. При обследовании лиц среднего и пожилого возраста обязательно следует указать не только к каким видам занятий они допускаются, но и возможно ли их участие в соревнованиях 
Люди среднего и пожилого возраста подразделяются по состоянию здоровья на три медицинские группы - первую, вторую и третью, согласно которым определяются виды занятий и их дозировка(см. Приложения. Таблица 1). 
В практике работы групп здоровья нашли применение повторные, дополнительные и итоговые исследования. Повторные врачебные исследования проводит врач спортсооружения или ближайшего лечебного учреждения через 3 месяца после начала занятий в группе. 
Объем исследований значительно сокращается и основная цель его сводится к тому, чтобы дать сравнительную оценку функционального состояния занимающихся и рекомендации руководителю по изменению программы занятий. их объема и интенсивности. 
При необходимости между повторными обследованиями проводятся дополнительные в связи с жалобами и заболеваниями и пропусками занятий. Через год занимающиеся обследуются с целью определения эффекта занятий физическими упражнениями и разработки рекомендаций по оптимизации двигательного режима. Врачебно-педагогический контроль на занятиях групп здоровья имеет важное значение, так как он позволяет определить соответствие нагрузки функциональным возможностям занимающихся, допустимость ряда средств физической культуры и их рациональное сочетание в годичном и многолетнем циклах занятий. 
Комплектование групп осуществляется с учетом возраста. Для мужчин группы формируются в следующем возрастном диапазоне: 
средний возраст (40-49, 50-59) 
пожилой возраст (60-66, 67-75) 
старческий возраст (свыше 75 лет) 
Для женщин рекомендуются следующие возрастные группы: 
средний возраст (35-44, 45-54) 
пожилой возраст (55-65, 66-75) 
старческий возраст (свыше 75 лет). 
При наличии хорошей материальной базы комплектование групп может изучаться с направленностью изучения и совершенствования одного из средств физической культуры или вида спорта: волейбола, плавания, туризма, бадминтона, тенниса и др. 
Количественный состав групп различен: первая медицинская группа насчитывает 20-25 человек, вторая и третья - 12-15 человек. Определенное влияние на комплектование групп здоровья оказывает физическая подготовленность. С этой целью используются контрольные упражнения на силу, гибкость, выносливость, ловкость. Оценка физической подготовленности на этапах учебно-тренировочного процесса позволяет выявить эффективность влияния занятий на двигательную функцию занимающихся. 
Наиболее распространенными в группах здоровья являются следующие физические упражнения: 
1) наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамейке Критерий - подвижность суставов; 
2) подъемы ног до прямого угла из положения лежа на спине, взявшись руками за нижнюю стойку гимнастической скамейки. Критерий - сила мышц пресса; 
3) прыжки в длину с места. Критерий - силу мышц ног; 
4) бег до 300 м. Критерий - выносливость; 
5) преодоление полосы препятствий. Критерий - ловкость; 
6) метание в цель. Критерий - меткость. 
Ряд преподавателей оценку уровня развития основных физических качеств проводят по выполнению серии из 30 гимнастических упражнений, включаемых в контрольный урок, проводимый в начале и в конце каждого года. Повторные замеры выполнения контрольных упражнений следует проводить, по возможности сохраняя условия и требования к упражнениям. 
При комплектовании групп также учитывается пол. Однако в нередко на спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха группы комплектуются преимущественно с учетом возраста, но смешанные по полу. Такое комплектование групп нередко является оправданным, так как позволяет удовлетворить желание заниматься всей семьей.  
3. Содержание занятий групп здоровья и особенности  
методики их проведения. 
Эффективность физкультурных занятий зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок. 
Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю. Сложившаяся практика работы групп здоровья и результаты научных исследований определили структуру содержания педагогического процесса и особенности методики занятий. 
Специалисты рекомендуют трех этапное построение педагогического процесса (см. подробное описание в приложениях - таблицы 2-7): 
1. Первый этап- 1-3 месяцы занятий. В этот период идет изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, на выявление нарушений в состоянии здоровья и оценку прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма, и занимающиеся обучаются основным движениям. 
2. Второй этап - 4-6 месяцы занятий. На этом этапе продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыкам. 
3. Третий этап - по истечение 6 месяцев занятий. В этот период решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости. 
Основной формой проведения занятий в группах является урок. Согласно данным геронтологических исследований (замедленные процессы вхождения в работу и восстановления после ее прекращения), урок строится на первом году обучения на четырехчастной системе, предусматривая следующее содержание и временные соотношения: 
вводная часть (до 10минут) - упражнение на внимание, в различных перестроениях и движении: 
подготовительная часть (40-50 минут) - общеразвивающие упражнения без предметов, бег, прыжки; 
основная часть (30-35 минут) - общеразвивающие упражнения с предметами, парные упражнения, игры, обучение элементам техники игры или вида спорта (плавание, бег, лыжи, бадминтон, теннис); 
заключительная часть (до 10 минут) - ходьба, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление, элементы массажи и другие группы упражнений с целью воздействия на нервно-эмоцианальную сферу занимающихся. (Ряд преподавателей в заключительной части используют свободное плавание). 
В соответствии с задачами урока и состоянием здоровья занимающихся, продолжительностью занятий, схемы уроков и их содержание несколько изменяются (табл. 2). 
Особую популярность имеют группы здоровья. занятия с которыми проводятся в условиях парка, на открытом воздухе. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе не только оказывают общеукрепляющее воздействия на организм занимающихся, но и благотворно влияют на настроение, вызывая положительные эмоции, так как в условиях этих занятий используется значительный круг средств - лыжи, коньки, финские сани, волейбол, плавание, бег, гребля. 
Уроки, проводимые на свежем воздухе, строятся по схеме: подготовительная часть - ходьба, общеразвивающие упражнения; основная часть - основное средство (лыжи, волейбол, коньки, гребля и т.п. или их сочетание); заключительная часть - медленный бег, ходьба, упражнение на дыхание и расслабление мышц. 
Отличительной особенностью уроков групп здоровья является комплексное использование средств физической культуры и преимущественное использование ОРУ в различных типах уроков, проводимых как в зале, так и на открытом воздухе. Конкретным примером этого занятия может быть одно из занятий приведенных в приложении (приложение, см. табл.7) 
Для ОРУ используемых в группах здоровья характерно: 
- возможность использование в любых условиях (зал, площадки, открытый воздух); 
- индивидуализация подхода к упражнениям; 
- целенаправленность избирательного воздействия упражнений на все звенья опорно-двигательного аппарата и на отдельные части тела; 
- разнообразие движений в отдельных суставах и группах мышц из различных исходных положений, разносторонность влияния этих движений на все мышечные группы и другие системы организма; 
- необходимость точно и постепенно дозировать нагрузку занятий, регламентировать темп и скорость упражнений, амплитуду, направление движений, чередование напряжения с расслаблением; 
- большое разнообразие методов проведения и организации упражнений, усложнений координационной структуры (комбинирование, сочетание и др.) . 
Конкретная схема подбора упражнений по направленности и интенсивности для подготовительной части урока представлена в таблице (приложения, см. таблица 3). Всего в подготовительной части урока занимающиеся выполняют до 12 и более упражнений. 
Для усложнения структуры гимнастических занятий ОРУ применяются следующие методы: 
1) пружинящее выполнения "главного действия" (т.е. двух-, трех-, четырехкратное выполнение одного и того же упражнения); 
2) совмещение движений ( то есть введение дополнительных элементов или сложных действий, выполняемых одновременно с "главным"); 
3) комбинирование движений (сочетание двух-трех "главных действий"), выполняемых последовательно одно за другим, с возвращением в исходное положение или без возвращения, когда конечное положение после одного движения служит исходным для начала следующего. 
Направленность предлагаемых методов определяется большими возможностями варьирования упражнений, поэтому содержание заложено в изменениях амплитуды, направления, темпа и ритма движений, величины мышечного напряжения при их выполнении, а также в использовании разнообразных исходных положений. Конкретным примером может быть пружинящие наклоны в сторону, или совмещение движений при наклонах вперед и назад, или комбинирование рывков руками и поворотов в сторону. 
Одним из важных условий эффективности работы группы здоровья является целесообразное распределение средств физической культуры. При планировании практического материала педагог руководствуется принципом постепенного нарастания нагрузки с целью успешного преодоления барьера адаптации и создания физиологического комфорта для организма занимающихся. Практика работ групп здоровья и научные исследования предлагают разные варианты планирования учебного материала (табл. 5, 6, 7). Планирование производится из расчета 96-98 занятий в год, общий объем 192-196 часов. 
Распределение нагрузки на уроках производится с учетом возраста, состояния здоровья. Согласно рекомендуемой частоте пульса (табл. 8) преподаватель групп здоровья имеет возможность в любом возрастном периоде подобрать педагогические воздействия с целью получение оздоровительного эффекта. В настоящее время группы здоровья получили всеобщее признание. Научные исследования доказали эффективность влияния многолетних занятий на организм на организм занимающихся. 
Выводы. 
Огромное значение занятий спортом для укрепления здоровья, повышения работоспособности и профилактики преждевременного старения стало общеизвестным фактом. Поэтому знание возрастных изменений и особенностей влияния нагрузок на стареющий организм приобретает определенный интерес для практики оздоровительных групп. Поиски средств физической культуры направленного воздействия на организм позволят определить комплекс физических упражнений, который противодействует преждевременному увяданию организма и способствует продлению высокопродуктивной их жизнедеятельности. 
При организации занятий физической культурой среди лиц пожилого возраста особое значение имеет ряд факторов. Первое - возрастные изменения в организме. Второе - рациональное комплектование групп. Третье - особенности содержания и планирования средств физической культуры в годичном и многолетнем циклах занятий. Четвертое - эффективность избранной методики занятий. Учет этих факторов, использование существующих методик и последовательное решение поставленных задач является, на наш взгляд, одним из главных слагаемых успеха в организации занятий физической культурой с людьми пожилого возраста. 
Занятия с лицами пожилого возраста не должны преследовать цель - достижение высоких результатов. Главная задача таких занятий оздоровительная, поэтому и уроки следует строить с широким применением различных упражнений и элементов спортивных игр. Следует применять порядковые упражнения, общеукрепляющие со снарядами и без них, на гимнастических скамейках и стенке, упражнение на равновесие и координацию, эстафеты, ходьбу, коньки,плавание, лыжные прогулки, бег трусцой. 
Литература 
1.Семенов А.И. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - М.: Знание, - 1992. 
2. Попов В.П. Холодов Ж.К. Папа, мама и я - физкультурная семья. -Минск: Полымя, - 1989. 
3. Трофимова Л.П. Содержание, методика и планирование комплексных занятий в группах здоровья. - Л. - 1990. 
4. Спортивная медицина, лечебная физическая культура, массаж: Учебник для техн. Физкульт. /Под ред. С.Н. Попова. - М.: Физультура и спорт, 1985. 
5. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, - 1991. 
6. Фомин Н.Я. Физиология человека. / Уч. пособ. - М. -1975. 
Приложения 
Таблица №1. Медицинские группы лиц среднего и пожилого возраста, занимающиеся физической культурой. 
Название группы Медицинская характеристика группы Рекомендуемые виды занятий Первая Лица среднего и пожилого возраста без отклонения в состоянии здоровья при достаточной физической подготовленности Занятие в группах ОФП, здоровья по специальным программам для возрастных групп, участие в соревнованиях. Вторая Лица среднего и пожилого возраста с небольшими отклонениями в состоянии здоровья на фоне возрастных изменений, но без существенных функциональных расстройств, а также лица здоровые на слабо физически подготовленные. Занятия в группах ОФП, здоровья по специальным программам для возрастных групп. Третья Лица среднего и пожилого возраста с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера на фоне возрастных изменений, с функциональными расстройствами, без достаточной физической подготовленности, с явлениями снижения приспособляемости к физическим нагрузкам Занятия в группах здоровья, дополненные специальными упражнениями по методикам, разработанным для лиц с различными заболеваниями.  
Таблица №2. Структурно-временная схема уроков групп здоровья с учетом недельной динамики работоспособности. 
Части урока Цель Упражнения Прод Подготовительная В начале недели 
Организация занимающихся, сосредоточение внимания, подготовка к предстоящей работе Общеразвивающие упражнения, ходьба с заданием и упражнениями на внимательность 10 мин Основная Повышение общей тренированности, развитие основных двигательных качеств, овладение новыми и усложнение координационной структура освоенных навыков. повышение тонуса Гимнастические упражнения без предметов, с предметами и на снарядах, подвижные и спортивные игры, бег. 27 мин 
12 мин 
6 мин Заключительная Снижение физической и эмоциональной нагрузки Упражнения на дыхание, внимание, корригирующие упражнения 5мин Подготовительная В конце недели 
Организация занимающихся, сосредоточение внимания занимающихся, подготовка к предстоящей мышечной работе Ходьба с заданием, упражнение на внимание, общеобразовательные упражнения 10 мин Основная Нормализация нервно-эмоционального состояния, совершенствование основных двигательных навыков, поддержание уровня общей работоспособности Игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, бег 39 мин 
6 мин Заключительная Снижение физической и эмоциональной нагрузки Упражнения на дыхание, внимание, подвижные игры 5 мин  
Таблица №3. Примерный комплекс упражнений подготовительной части урока для групп здоровья (женщины 35-50 лет, I и II медгруппы) 
№ Наименование упражнения ЧСС 1 Подтягивание 105,1 2 Рывки и круги руками 95,6 3 Повороты в сторону 101,0 4 Наклоны в стороны 92,3 5 Наклоны вперед 107,2 6 Приседания 117,6 7 Наклоны назад 95,0 8 Упор лежа боком прогнувшись 120,6 9 Махи ногами 114,7 10 Понимание ног вперед сидя 109,2 11 Сгибание рук в упоре лежа 124,2 12 Прыжки 130,2 

Информация о работе Оздоровительная физическая культура в жизни лиц старшего и пожилого возраста