Основные понятия медицинского и фармацевтического товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:37, практическая работа

Описание работы

Товароведение — это наука о характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
МФТ – это наука, изучающая потребительские свойства медицинских и фармацевтических товаров.
Целью МФТ является формирование товароведческого мышления и выработка умений и навыков по товароведческому анализу медицинских и фармацевтических товаров и факторов, влияющих на их потребительские свойства.

Работа содержит 1 файл

1. Основные понятия медицинского и фармацевтического товароведения.ppt

— 93.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Основные понятия медицинского  и фармацевтического товароведения

 

 

 

 

1.    Понятие товароведения

 

 

 

 

Товароведение — это наука о характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

 

 

 

 

Дисциплина «товароведение» изучает:

 

  • потребительские свойства товаров, их классификацию, кодирование и стандартизацию,
  • факторы, обуславливающие качество товаров,
  • контроль и оценку качества,
  • закономерности формирования ассортимента и его структуру,
  • условия хранения товаров,
  • транспортирование, потребление и эксплуатацию.

 

 

 

 

МФТ – это наука, изучающая потребительские свойства медицинских и фармацевтических товаров.

 

 

Целью МФТ является формирование товароведческого мышления и выработка умений и навыков по товароведческому анализу медицинских и фармацевтических товаров и факторов, влияющих на их потребительские свойства.

 

 

 

 

Предметом изучения МФТ являются потребительские стоимости медицинских и фармацевтических товаров, применяемых по отдельности или в сочетании между собой в следующих целях:

 

  • Профилактика, диагностика, лечение заболеваний и реабилитация.

 

  • Проведение медицинских процедур и исследований, замена или модификация тканей и органов человека, восстановление или компенсация нарушенных или утраченных физиологических функций.

 

  • Воздействие  без химических, фармакологических, иммунологических или иных взаимодействий на организм человека.

 

 

 

 

2. Основные категории товароведения

 

 

 

 

Товар (product) - все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем.

 

 

 

 

Продукция – это совокупность продуктов производства или отдельный продукт производства.

 

 

 

 

Классификация товаров

 

Товары

 

Индивидуального (широкого) потребления

 

Производственного (промышленного) назначения

 

Длительного пользования

 

Краткосрочного пользования

 

Услуги

 

Товары эксклюзивного ассортимента

 

Материалы и детали

 

Капитальное строительство

 

Вспомогательные материалы и  услуги

 

 

 

 

  • длительного пользования - приобретаются редко, выдерживают многократное пользование (телевизор, мебель; из медицинских товаров - медицинская техника, тонометры, предметы санитарии и гигиены: грелки, термометры и т. д.);

 

2) краткосрочного пользования - приобретаются часто, потребляются за один или несколько циклов использования (продукты питания, косметика, лекарства, перевязочные материалы);

 

 

 

 

3)  услуги - объекты продажи в виде действий, выгод. Услуги могут быть связаны с товарами в их материальном виде, а также могут оказываться и в нематериальной форме (например, информационные услуги);

 

4) товары эксклюзивного ассортимента - если товар отсутствует, то покупатель ждет, пока он не появится на рынке; если покупатель не находит такого товара, то не покупает вообще.

 

 

 

 

3. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров

 

 

 

 

Потребительная  стоимость товаров – это форма ее полезности, определяемая совокупным эффектом потребительских свойств:

 

  • эффективность использования изделий по назначению,
  • социальная значимость,
  • практическое применение,
  • удобство пользования,
  • безвредность и эстетическое совершенство.

 

 

 

 

Типы потребительских свойств  товаров 

 

Потребительские свойства товаров

 

Социальные

 

Функциональные

 

Надежность

 

Эргономические

 

Эстетические

 

Экологические

 

Безопасность

 

 

 

 

  • Социальные свойства – это соответствие товара потребностям общества или его общественную значимость для различных групп потребителей.

 

  • Функциональные свойства - это показатели соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению.

 

 

 

 

  • Надежность изделий в потреблении - это способность товаров выполнять заданные функции в течение определенного времени.

 

  • Эргономические свойства - это показатели удобства и комфорта в процессе эксплуатации изделия, это соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им.

 

 

 

 

К эргономическим свойствам  относятся:

 

  • гигиенические - соответствие требованиям условий эксплуатации (температура, влажность, гигроскопичность и т. д.);

 

  • антропометрические - соответствие конструкции изделия форме и массе тела человека;

 

  • физиологические и психофизиологические - соответствие конструкции органам чувств и мышечной энергии человека;

 

  • психологические - соответствие изделий восприятию, мышлению и памяти человека.

 

 

 

 

  • Эстетические свойства – это отражение информационной выразительности и гармоничности, рациональности формы, конструкции, внешнего оформления, целостности композиции, совершенства исполнения.

 

  • Экологические свойства – это защита окружающей среды от выделений вредных веществ при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации товара.

 

  • Безопасность потребления – это обеспечение безопасности человека при пользовании изделием.

 

 

 

 

 

"Жесткие" параметры используются для оценки важнейших функций товара и связанных с ними основных характеристик, заданных конструктивными принципами изделия:

 

  • технические (классификационные, технической эффективности, конструктивные);

 

  • экономические (себестоимость, цена и т. п.);

 

  • нормативные (соответствие стандартам, нормативам и т. п.).

 

"Мягкие" параметры применяют для характеристики эстетических свойств товара (дизайн, цвет, упаковка и т. п.).

 

 

 

 

Основные характеристики товара:

 

  • ассортиментная,
  • качественная,
  • количественная,
  • стоимостная.

 

 

 

 

  • Ассортиментная характеристика - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

 

 

  • Качественная характеристика - это безопасность, экологичность и др.

 

 

 

 

  • Количественная характеристика - это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.

 

 

  • Стоимостная характеристика отражает реальные затраты на производство и доведение товара до потребителя.

 

 

 

 

4. Основы товароведческого анализа

 

 

 

 

Классификация медицинских и  фармацевтических товаров. 
Товароведческий анализ медицинских и фармацевтических товаров

 

 

 

 

1. Лекарственные средства — это обладающие биологической активностью средства, полученные на основе одного или нескольких лекарственных веществ (субстанций) и вспомогательных веществ и разрешенные к применению для лечения, анестезии, предотвращения беременности, профилактики и диагностики заболеваний, способные воздействовать на функции организма или на психическое состояние человека.

 

 

 

 

К лекарственным средствам относятся:

 

  • фармакологические средства — вещества или смесь веществ в определенной лекарственной форме с установленной фармакологической активностью, являющиеся объектами клинических испытаний;

 

  • лекарственные препараты — дозированные ЛС в адекватной для индивидуального применения лекарственной форме и оптимальном оформлении, со стандартным составом и неизменным названием, снабженные маркировкой и аннотацией о свойствах и применении.

 

 

 

 

2. Медицинская техника — приборы, аппараты, инструменты, оборудование и расходные материалы, применяемые для диагностики, лечения, профилактики и стоматологической помощи населению.

 

 

 

 

3. Изделия медицинского назначения, к которым относятся:

 

  • вата и изделия из ваты;
  • марля и изделия из марли;
  • нетканые материалы и изделия из них;
  • перевязочные материалы с клейкой поверхностью;
  • изделия санитарии и предметы ухода за больными.

 

 

 

 

4. Парафармацевтическая продукция — это пищевые и аналогичные им товары, содержащие биологически активные вещества и обладающие лечебно-профилактическим эффектом, подтвержденным фармакологическим заключением.

 

 

 

 

К парафармацевтической продукции относятся:

 

1) лечебно-косметические товары,  не предназначенные для декоративных  целей;

2) санитарно-гигиенические средства;

3) минеральные воды;

4) диетическое и детское питание;

5) очковая оптика;

6) диагностикумы, реактивы для  медицинских, биохимических и  клинических лабораторий;

7) средства для защиты растений  от болезней и вредителей;

8) средства санитарии и гигиены  для животных.

 

 

 

 

Целью товароведческого анализа является экспертная оценка специалистом комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия НТД и годности к применению в здравоохранении.

 

 

 

 

Основные задачи товароведческого анализа:

 

  • идентификация товара;
  • правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки;
  • определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям;
  • анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.

Информация о работе Основные понятия медицинского и фармацевтического товароведения