Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:01, реферат
Врач любой специальности может столкнуться с инфекционной болезнью, причем первичную работу в эпидемическом очаге, как правило, должен начать лечащий врач, который выявляет больного, устанавливает диагноз инфекционной болезни. Это во многом определяет своевременность и эффективность последующей деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы (госсанэпидслужбы). Поэтому для успешной работы в современных условиях лечащий врач должен знать структуру эпидемического процесса инфекционных болезней, особенности эпидемиологии каждой, отдельно взятой, инфекции. Кроме того, врач должен уметь принять решение в конкретных эпидемических очагах и текущей эпидемиологической ситуации, а именно: спланировать и оперативно провести профилактические и противоэпидемические мероприятия; правильно оценить данные, представляемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Введение
Глава 1. Эпидемиологический процесс
1.1. Источники эпидемиологического процесса, механизмы передачи.
1.2.Факторы эпидемиологического процесса
1.3. Противоэпидемические мероприятия
Глава 2. Структура и функции эпидемиологического надзора
2.1. Характеристика эпидемиологического надзора
2.2. Правовые аспекты и структура эпидемиологического надзора
Заключение
Список литературы
Под эпидемиологическим эффектом противоэпидемических мероприятий понимают величину предотвращенных инфекционных заболеваний населения и связанных с заболеваемостью явлений. Характеризуют эпидемиологический эффект изменения уровня заболеваемости инфекционными болезнями населения или отдельных его групп и выражают в виде индекса эффективности.
Социальная
эффективность
Экономическая эффективность тесно связана с социальной. Она выражается тем экономическим эффектом, который достигнут в результате сохранения трудоспособности населения и предотвращения расходов общества на лечение больных, содержание нетрудоспособных, проведение мероприятий в эпидемических очагах и т.д.
Эпидемиологический,
социальный и экономический аспекты
отдельных мероприятий в
Эпидемиологический надзор представляет информационную систему обеспечения органов здравоохранения сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости населения. За рубежом его называют надзором за здоровьем населения. Являясь сугубо информационной системой, эпидемиологический надзор служит основой для разработки стратегии и тактики, рационального планирования, реализации, корректировки и усовершенствования деятельности санитарно-противоэпидемической службы по борьбе с инфекционными болезнями и по их профилактике. Основные положения эпидемиологического надзора (сбор, анализ, интерпретация и передача информации о состоянии здоровья населения) можно распространить и на неинфекционные заболевания. Применительно к инфекционным болезням эпидемиологический надзор, по мнению Б.Л. Черкасского (1994), можно определить как систему динамического и комплексного слежения (наблюдения) за эпидемическим процессом конкретной болезни на определенной территории в целях рационализации и повышения эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Мониторинг — часть эпидемиологического надзора, ответственная за диагностику ситуации и разработку непосредственных тактических действий санитарно-эпидемиологической службы. Конечная цель эпидемиологического надзора - выработка научно обоснованного комплекса управляющих стратегических решений и последующая оценка эффективности всей системы - выходит за рамки эпидемиологического мониторинга. При динамической оценке эпидемиологической ситуации необходимо учитывать как биологические (состояние популяции возбудителя, хозяев, их взаимодействия друг с другом и средой обитания посредством специфического механизма передачи), так и природно-социальные компоненты (условия труда, быта и отдыха населения) эпидемического процесса. Не следует оценивать эффективность эпидемиологического надзора по степени его влияния на уровень, структуру и динамику инфекционной заболеваемости. Влияние на эти проявления эпидемического процесса способна оказать только рациональная система профилактики и борьбы с инфекцией. Эффективность эпидемиологического надзора можно оценить лишь по способности обеспечить информацией, необходимой и достаточной для принятия рациональных управленческих решений и их оптимальной реализации. Влияние системы эпидемиологического надзора на эпидемический процесс может сказаться лишь опосредованно и зависеть от своевременности и целесообразности использования его результатов при планировании, усовершенствовании и реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий.
В задачи эпидемиологического надзора входят (Б.Л. Черкасский, 1994):
Эпидемиологический
надзор осуществляется в соответствии
с комплексно-целевыми программами,
специально разрабатываемыми для каждой
нозологической формы инфекционных
болезней. Программы надзора включают
взаимосвязанные, самостоятельные разделы
(подсистемы): информационно-аналитический
и диагностический. Информационно-аналитическая
подсистема является базовым разделом
эпидемиологического надзора. В рамках
этой подсистемы учитывают и регистрируют
все формы проявления заболеваний, а также
прослеживают динамику носительства,
заболеваемости, летальности и смертности.
Объем необходимых сведений в каждом случае
определяется особенностями эпидемиологии
болезни, а также реальными возможностями
противоэпидемической системы дли необходимого
информационного обеспечения в конкретных
условиях места и времени. Различия в задачах
надзора при отдельных инфекционных болезнях
определяют набор необходимой информации
для полноценного изучения эпидемиологической
ситуации. Так, наряду с общим для всех
программ надзора информационным обеспечением
слежения за уровнем, структурой и динамикой
заболеваемости (смертности) при инфекциях,
управляемых средствами иммунопрофилактики,
необходимы сведения об иммунном статусе
населения (иммунологический контроль)
с оценкой напряженности иммунитета в
группах риска. В то же время при дифтерии
актуально наблюдение за циркуляцией
возбудителя среди населения (бактериологический
контроль, включающий данные о структуре,
широте циркуляции и биологических свойствах
возбудителя). Для кори такие сведения
не нужны. Эпидемиологический надзор при
кишечных инфекциях должен опираться
на санитарно-гигиенический контроль
внешней среды, соблюдение санитарно-эпидемиологического
режима на пищевых объектах и т.д. При зоонозах
необходим комплексный многоаспектный
эпизоотолого-
Исходным пунктом разработки программы эпидемиологического надзора является ретроспективный анализ местной эпидемиологической ситуации за предшествующий период. Цель его определяется первоочередными направлениями эпидемиологического надзора за изучаемой инфекционной болезнью в конкретных условиях. Логическим продолжением ретроспективного эпидемиологического анализа является оперативный эпидемиологический анализ, т.е. изучение динамики эпидемиологической ситуации для принятия оперативных решений по управлению эпидемическим процессом.
Организационная
структура системы
Правовые аспекты противоэпидемической деятельности закреплены в законодательных документах. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) каждый гражданин России имеет право на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о ее состоянии. Гражданский кодекс РФ (гл. 59), Основы законодательства РФ об охране здоровья населения, закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России», Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ регламентируют права и обязанности граждан и медицинских работников в решении задач санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья населения.
В
систему государственной
1) Департамент санитарно-эпидемиологического надзора центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации;
2) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте (региональные и зональные);
3) научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля;
4) дезинфекционные станции;
5) государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов;
6) санитарно-эпидемиологическая служба Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, подведомственные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
7) другие санитарно-эпидемиологические учреждения.
Органы
и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического
надзора во взаимодействии с органами
и учреждениями здравоохранения
разрабатывают целевые
Очевидно, что только научно обоснованный подход к организации эпидемиологического надзора с учетом меняющихся условий среды обитания и специфики конкретного региона может оказать упреждающее воздействие на заболеваемость населения инфекционными болезнями.
Важное значение имеет разработка системы эпидемиологического надзора, предназначенная как для объективной оценки эпидемиологической ситуации в стационаре, так и для прогнозирования и научного обоснования мер борьбы и профилактики. Эпидемиологический надзор включает учет, регистрацию заболеваний, расшифровку этиологической структуры, изучение циркуляции патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. В эту работу входит контроль за здоровьем медицинского персонала (заболеваемостью и носительством). Составной частью надзора является слежение за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом в ЛПУ.