Новые репродуктивные технологии: искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное материнство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Говоря о развитии и сохранении человеческого потенциала, невозможно не затронуть проблемы репродуктивных технологий – сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

Работа содержит 1 файл

Биоэтика.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Реферат

Новые репродуктивные технологии: искусственное осеменение,  экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное материнство» 
 
 

      Говоря  о развитии и сохранении человеческого  потенциала, невозможно не затронуть  проблемы репродуктивных технологий –  сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

      Успехи  биомедицинских технологий в области  репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Генетики, медики, биологи через вмешательство в репродуктивную сферу могут сегодня творить то, что всегда было доступно только Господу Богу. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») оплодотворенные яйцеклетки, полученные, как правило, после гормональной стимуляции женщины, переносят в полость матки, где они развиваются далее уже естественным путем, и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».

      Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.

      Метод ЭКО-ТЭ – экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона доступен за рубежом с 1978 г., в нашей стране – с 1986 г. Механизм метода следующий: созревшую яйцеклетку после соответствующей гормональной стимуляции лапароскопически или трансвагинально под контролем ультразвука отсасывают из фолликулов яичников, идентифицируют и оценивают, оплодотворяют (спермой мужа или донора), 1-3 суток культивируют в пробирке и переносят эмбрион в полость матки. Технически возможно вводить смесь яйцеклеток и сперматозоидов в маточную трубу в надежде, что яйцеклетки оплодотворятся и далее будут развиваться естественным образом, или можно оплодотворить яйцеклетку в пробирке и перенести ее в течение первых суток еще в стадии зиготы в маточную трубу, ожидая ее прикрепления к маточной стенке, но шанс возникновения беременности в этих случаях будет ниже. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной («суррогатное материнство»). Кроме того, благодаря методу ЭКО-ТЭ повышаются возможности предимплантационной диагностики, т.к. при выявлении генетического заболевания оплодотворенные яйцеклетки не переносятся в матку, что открывает возможность деторождения лицам, относящимся к группе риска развития генетических болезней у их потомства. Совершенствование техники замораживания (криоконсервация) генетического материала указало и новые горизонты – теперь женщина может надеяться на вторую и даже третью беременность без повторной операции забора яйцеклеток, если «лишние» ее половые клетки были сохранены на подобный случай, а использовать их можно в течение десятка лет. И хотя проводимые манипуляции (например, лапароскопия или гормональное стимулирование созревания яйцеклеток) далеко не безразличны для женщины, частота наступающей беременности в случае экстракорпорального оплодотворения составляет не более 25-30%, а рождения ребенка - 15-20% эти методы имеют право на существование и необходимо их дальнейшее совершенствование. В то же время вмешательство в процесс деторождения, возможность выбраковки неполноценных в генетическом отношении оплодотворенных яйцеклеток, опасность манипулирования половыми клетками очертили круг правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями: право на занятие практикой такого рода, правовой и этический статус эмбриона и фертильных тканей, правовой и моральный статус искусственного оплодотворения, правомерность замораживания эмбрионов, яйцеклеток, сперматозоидов, сроки их хранения и использование их для реципиентов (донорство яйцеклеток, сперматозоидов, эмбрионов), права и обязанности доноров половых клеток, правовые и этические особенности суррогатного материнства и др.

      В настоящее время в международном  праве нет никаких запрещающих норм ни в отношении искусственного оплодотворения, ни в отношении помещения яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа или донора, в матку «вынашивающей матери». В отечественном законодательстве этот вопрос нашел отражение в ст. 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которое осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличия письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, представляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную уголовным законодательством РФ»

      Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей. В 1987 г. было принято Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (Мадридская декларация), в котором провозглашены следующие рекомендации и этические принципы: медицинская помощь оправдана при бесплодии, неподдающемся медикаментозному и хирургическому лечению, особенно в случаях иммуннологической несовместимости, непреодолимых препятствий для слияния мужской и женской гамет, бесплодия по неизвестным причинам. Действия врача должны осуществляться только на основе добровольного информированного согласия пациентов, соответствовать всем подзаконным и этическим нормам. Пациенты имеют такое же, как и при другом виде лечения право на соблюдение тайны и невмешательство в личную жизнь, определение судьбы яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия (уничтожены, подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде, оплодотворены и подвергнуты криоконсервации). Должно быть обеспечено невмешательство в процесс выбора пола зародыша, кроме случаев передачи сцепленных с полом генетических заболеваний, должен отвергается любой коммерческий подход, при котором яйцеклетки становятся предметом купли-продажи, оговорена этичность отказа врача от подобных манипуляций в соответствии с его убеждениями. Особое место занимает проблема выбора донора спермы, его анонимности, прав и обязанностей. Регламентируются следующие условия: донорами могут быть только мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар, все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).

      Как в зарубежной, так и в отечественной  практике решение проблем, связанных  с донорством сперматозоидов, осложняется  отсутствием юридического и морального статуса гамет. Очевидно, что половые  клетки можно рассматривать либо как составную часть организма человека (и тогда хозяин является субъектом права), либо как самостоятельную единицу (в таком случае – он самостоятельный субъект права). На донорство гамет можно распространить законы о донорстве крови и органов, и тогда рассматривать его как терапевтическую помощь. Как следствие такое донорство должно быть бесплатным и анонимным. Кроме того, возникают правовые и этические проблемы, связанные с возможностью получения сведений о доноре (и сохранение требования анонимности), родительских прав доноров половых клеток и эмбрионов, прав совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом» отце. В условиях демократизации и расширения прав человека, специфическую актуальность приобретает желание представителей сексуальных меньшинств иметь детей, будет ли это морально?

      Особое  место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так и в  этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая  ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует. Хотя ряд центров материнства и детства, планирования семьи этими технологиями занимаются. В частности, городская газета «Вечерняя Казань» (№ 172 от 29.10.1999) рекламировала услуги республиканского медицинского центра «Семья» МЗ Республики Чувашия (г. Чебоксары): ЭКО и ТЭ, «суррогатное материнство». Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка? По данным лаборатории генетики нарушений репродукции медико-генетического научного центра РАМН, проводившей социологический опрос населения, 79%, ответивших на анкеты респондентов-немедиков, поддерживают использование новых методов репродукции. Дело теперь за юридической поддержкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

      1.      Павлова Ю.В. Сергеев Ю.Д. Проблемы  правового регулирования применения  методов вспомогательных репродуктивных технологий // Медицинское право. — М., 2006.

      2.      Павлова Ю.В., Поспелова С.И. Новое  в правовом регулировании репродуктивной  деятельности человека // Вестник  Российского государственного медицинского университета. — М, 2004.

      3.      Павлова Ю.В. Поспелова С.И. Правовые аспекты суррогатного материнства // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву (г. Москва, 13—15 апреля 2005 г.) / Под ред. Ю.Д. Сергеева. — М.: НАМП, 2003.

      4.      Павлова Ю.В. Репродуктивные права человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации // Всероссийской научно-практической конференции по медицинскому праву (г. Новосибирск, 13—14 сентября 2006 г.): Сборник научных трудов / Под ред. Ю.Д. Сергеева. — Новосибирск: НАМП, 2006.

Информация о работе Новые репродуктивные технологии: искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное материнство»