Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:35, реферат
Говоря о развитии и сохранении человеческого потенциала, невозможно не затронуть проблемы репродуктивных технологий – сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.
Реферат
Новые репродуктивные
технологии: искусственное осеменение,
экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное
материнство»
Говоря о развитии и сохранении человеческого потенциала, невозможно не затронуть проблемы репродуктивных технологий – сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.
Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Генетики, медики, биологи через вмешательство в репродуктивную сферу могут сегодня творить то, что всегда было доступно только Господу Богу. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») оплодотворенные яйцеклетки, полученные, как правило, после гормональной стимуляции женщины, переносят в полость матки, где они развиваются далее уже естественным путем, и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».
Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.
Метод
ЭКО-ТЭ – экстракорпорального
В
настоящее время в
Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей. В 1987 г. было принято Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (Мадридская декларация), в котором провозглашены следующие рекомендации и этические принципы: медицинская помощь оправдана при бесплодии, неподдающемся медикаментозному и хирургическому лечению, особенно в случаях иммуннологической несовместимости, непреодолимых препятствий для слияния мужской и женской гамет, бесплодия по неизвестным причинам. Действия врача должны осуществляться только на основе добровольного информированного согласия пациентов, соответствовать всем подзаконным и этическим нормам. Пациенты имеют такое же, как и при другом виде лечения право на соблюдение тайны и невмешательство в личную жизнь, определение судьбы яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия (уничтожены, подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде, оплодотворены и подвергнуты криоконсервации). Должно быть обеспечено невмешательство в процесс выбора пола зародыша, кроме случаев передачи сцепленных с полом генетических заболеваний, должен отвергается любой коммерческий подход, при котором яйцеклетки становятся предметом купли-продажи, оговорена этичность отказа врача от подобных манипуляций в соответствии с его убеждениями. Особое место занимает проблема выбора донора спермы, его анонимности, прав и обязанностей. Регламентируются следующие условия: донорами могут быть только мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар, все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).
Как в зарубежной, так и в отечественной практике решение проблем, связанных с донорством сперматозоидов, осложняется отсутствием юридического и морального статуса гамет. Очевидно, что половые клетки можно рассматривать либо как составную часть организма человека (и тогда хозяин является субъектом права), либо как самостоятельную единицу (в таком случае – он самостоятельный субъект права). На донорство гамет можно распространить законы о донорстве крови и органов, и тогда рассматривать его как терапевтическую помощь. Как следствие такое донорство должно быть бесплатным и анонимным. Кроме того, возникают правовые и этические проблемы, связанные с возможностью получения сведений о доноре (и сохранение требования анонимности), родительских прав доноров половых клеток и эмбрионов, прав совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом» отце. В условиях демократизации и расширения прав человека, специфическую актуальность приобретает желание представителей сексуальных меньшинств иметь детей, будет ли это морально?
Особое
место в вопросах новых репродуктивных
технологий занимает «суррогатное материнство»
- наиболее слабо разработана тема,
как в юридическом, так и в
этическом планах. Под «суррогатным
материнством» понимается такая
ситуация, когда добровольно, но, как правило,
за вознаграждение, женщина-реципиент
вынашивает ребенка либо в результате
трансплантации ей эмбриона, полученного
в пробирке, либо после искусственной
инсеминации ее собственной яйцеклеткой.
В условиях, когда брак безнадежно бесплоден
из-за несовместимости или отсутствия
матки, этот способ деторождения, по мнению
многих исследователей, имеет право на
существование, хотя этичность суррогатного
материнства подвергается сомнению. Необходимость
контроля, правового и этического регулирования
каждого этапа продиктована опасностью
коммерциализации деторождения. В отечественном
законодательстве такая правовая регламентация
вопроса о «суррогатном материнстве»
отсутствует. Хотя ряд центров материнства
и детства, планирования семьи этими технологиями
занимаются. В частности, городская газета
«Вечерняя Казань» (№ 172 от 29.10.1999) рекламировала
услуги республиканского медицинского
центра «Семья» МЗ Республики Чувашия
(г. Чебоксары): ЭКО и ТЭ, «суррогатное материнство».
Отношение большинства российских медиков
к этим технологиям – доброжелательное.
А как еще может относиться специалист
к методу, дающему возможность бездетной
паре при отсутствии у женщины матки или
при серьезной ее патологии, непроходимости
маточных труб или их отсутствии испытать
счастье материнства, получить генетически
«своего» ребенка? По данным лаборатории
генетики нарушений репродукции медико-генетического
научного центра РАМН, проводившей социологический
опрос населения, 79%, ответивших на анкеты
респондентов-немедиков, поддерживают
использование новых методов репродукции.
Дело теперь за юридической поддержкой.
Список использованной литературы
1.
Павлова Ю.В. Сергеев Ю.Д.
2.
Павлова Ю.В., Поспелова С.И. Новое
в правовом регулировании
3. Павлова Ю.В. Поспелова С.И. Правовые аспекты суррогатного материнства // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву (г. Москва, 13—15 апреля 2005 г.) / Под ред. Ю.Д. Сергеева. — М.: НАМП, 2003.
4. Павлова Ю.В. Репродуктивные права человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации // Всероссийской научно-практической конференции по медицинскому праву (г. Новосибирск, 13—14 сентября 2006 г.): Сборник научных трудов / Под ред. Ю.Д. Сергеева. — Новосибирск: НАМП, 2006.