Нетрадиционные методы оздоровления детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:24, доклад

Описание работы

Дыхательная гимнастика проводится для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

Работа содержит 1 файл

нетрадициооные методы оздоровления детей.docx

— 20.68 Кб (Скачать)

Нетрадиционные методы оздоровления детей

Дыхательная гимнастика 

     Дыхательная гимнастика проводится для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

     Комплекс  дыхательных упражнений мы разработали  на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК. Он включает игровые  упражнения для освоения навыков  нижнего брюшного дыхания с последующим  переходом к среднему, верхнему и  полному дыханию, очистительного дыхания  и очистительного дыхания "Ха".

     Полное  дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

     Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые  губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.

     Очистительное дыхание "Ха" совершается так: полный вдох носом, одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Ставим задачу как можно дольше задержать звук до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. Полный выдох через рот с произнесением "Ха", с резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз (при этом на выдохе дети должны "выбросить из себя" недомогание и усталость).

Вот некоторые дыхательные  упражнения, которые мы предлагаем детям на занятиях по физическому  воспитанию.  

Упражнение "Часики".

Инструктор по физкультуре  имитирует ход маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.

Упражнение "Трубач".

И.П. - стоя, кисти рук  сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох  и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.

Упражнение "Петух".

И.П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть  живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).

Упражнение "Паровозик".

Осуществляется при  ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".

Упражнение "Насос".

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох  с произнесением звука "с-с-с" - насос), при выпрямлении - вдох (6-8 раз).

Упражнение "Мяч".

Руки с мячом (или  имитация мяча) поднять вверх и  бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз. 

     Все средства для совершенствования  физического развития ребенка можно  разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.

Интенсивные методы 
К этой группе оздоровления детей относятся:

  • Оздоровительный бег,
  • Утренняя гимнастика,
  • Дыхательная гимнастика по системе Бутейко,
  • Аутотренинг,
  • Массаж и самомассаж.

1.Оздоровительный  дозированный бег.

    Цель  оздоровительного дозированного  бега –дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

    Значение  оздоровительного бега:

  • Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
  • Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

    Сколько по времени длится оздоровительный  бег.

В среднем дошкольном  возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с  1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут. 
В  старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.

    В какое время заниматься оздоровительным  бегом с ребенком. 
Проводить оздоровительный бег лучше:

  • до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
  • в конце прогулки,
  • после занятий.

Родители могут  делать утреннюю пробежку вместе с  ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед  непосредственным возвращением домой  после вечерней прогулки. 

2.Утренняя  гимнастика  и лучший вариант - на свежем воздухе.

    Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

Комплекс  упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз),затем для мышц туловища(наклоны вниз или  в стороны, повороты, прогибания), для мышц ног(приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или  на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад) 

3.Аутотренинг.

    Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

    Значение аутотренингов для ребенка. 
После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно  вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние. 
Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам. 
Способ №1.  Сесть в кресло или  лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно. 
Можно использовать такую формулу: 
Напряженье улетело… 
И расслаблено всё тело(2 раза), 
Будто мы лежим на травке, 
На зеленой мягкой травке… 
 
Греет солнышко сейчас… 
Руки тёплые у нас… 
Жарче солнышко сейчас… 
Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко… 
Губы теплые и вялые 
И нисколько не усталые, 
Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется(2 раза), 
И послушный наш язык 
Быть расслабленным привык. 
Нам понятно, что такое 
Состояние покоя…
 

    Вполне  возможно включить и проговаривать  эти слова на фоне спокойной  классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра…) 

Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.
Текст Движения
Ветер по лесу летал, 
Ветер листики считал:
Плавные, волноообразные движения ладонями.
Вот дубовый,  
Вот кленовый, 
Вот рябиновый резной, 
Вот с березки –золотой
Загибать  по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки 
Ветер бросил на тропинку.
Укладывать  ладони на колени.
 
 
   
 

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Текст Движения
Эта птичка-соловей, 
Эта птичка-воробей, 
Эта птичка совушка - сонная головушка, 
Эта птичка – свиристель, 
Та птичка-коростель,
Загибать по одному пальчику
Эта птичка – злой орлан. Махать сложенными кресс-накрест ладонями
Птички, птички- по домам. Махать обеими руками, как крыльями

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления детей