Нейропсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Нейропсихология, наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и регистрация электрической активности различных его отделов, в том числе при отсечении отдельных его частей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Два открытия позволили нейропсихологам по крайней  мере наметить путь к решению этой проблемы. Первое было сделано математиками и привело к появлению голографии. Голограмма хранит информацию своеобразным способом. В отличие от обычной фотографии, при которой изображение воссоздается на фотографической пленке, голограмма состоит из точек интерференции световых волн различной формы, отраженных от объекта. В таких точках взаимодействующие между собой волны либо усиливают, либо гасят друг друга. С математической точки зрения фотографическое изображение и голограмма представляют собой обратимую трансформацию друг друга, т.е. изображение может быть трансформировано в голограмму, а голограмма – в изображение.

Второе  открытие является скорее изобретением, нежели открытием. Ученые нашли способ моделировать связи мозговых клеток с помощью компьютерных программ. Были разработаны специальные программы, способные обучаться чему угодно – от музыкальных фраз до языка. Особый интерес представляло то, что при анализе подобных программ было невозможно локализовать запоминание отдельных музыкальных фраз или слов в отдельных частях этих сетей. Хранение оказалось распределенным. Следовательно, информация, которую нужно запомнить, вначале расчленяется и хранится делокализованным способом. С математической точки зрения эти компьютерные программы основаны на таких же обратимых трансформациях, как и те, что создают голографию. Регистрируя активность единичных мозговых клеток в зрительной коре обезьян и кошек, ученые установили, что обработку информации в зрительной системе можно описать с помощью тех же самых математических формул, что и голографию, а также компьютерные программы, основанные на параллельной обработке данных.

Экспериментальная психология и нейропсихология выделяют несколько типов научения и памяти. Один из них – сенсорная память – тесно связан с соответствующими сенсорными системами. В такой памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких минут, реже часов. Другой тип научения и памяти относится к приобретению навыков; он нарушается при повреждении двигательных систем мозга. Семантическая, или референтная, память организована, как словарь, и связана с активностью затылочных отделов больших полушарий. Лобные же и лимбические отделы обеспечивают память на события. Память этого типа связывает воедино факты, воспринимаемые как единое событие, начало и конец которого отмечен ориентировочной реакцией. Память на события близка к т.н. «рабочей» памяти, которая повседневно отвечает за то, что должно быть сделано.

Речь. Человек  обладает способностью передавать сообщения  с помощью набора сигналов, которыми он может выразить то, что думает и чувствует, и вызвать сходные мысли и чувства у других людей. К сигналам такого рода относятся естественные языки, математика, музыка. У большинства людей, воспитанных в западной культуре, полушария мозга играют разную роль в обработке этих сигналов. Основное различие состоит в том, что левое полушарие специализировано на речевых функциях. Еще в Древней Греции знали о специализации полушарий: Гиппократ и Гален отмечали, что повреждение левой половины мозга приводит к нарушению речи. В современную эпоху этот факт повторно открыл П.Брок , который, однако, не совсем правильно определил расположение речевой зоны. Та область мозга, при повреждении которой возникают речевые расстройства, на самом деле лежит позади зоны, указанной Брока. Границы этой области уточнил К.Вернике, который, кроме того, выделил два типа нарушений речи. Первый тип, связанный с нарушением речевой экспрессии, был назван афазией Брока, поскольку возникает при повреждении передних отделов речевой зоны вблизи области, отмеченной Брока. Этот тип афазии часто характеризуется телеграфным стилем – больной использует только «содержательные слова», обозначающие события или объекты. Другой тип афазии, в настоящее время называемый афазией Вернике, характеризуется нарушением восприятия речи. Больные с афазией Вернике часто многословны, их речь на первый взгляд кажется осмысленной, но, прислушавшись, можно понять, что больной строит внешне правильные предложения из совершенно бессмысленного набора слов .

При более  обширных повреждениях мозга возникают  и другие, более тяжелые типы афазии. Кроме того, существуют особые типы речевых нарушений, связанные с  повреждением нервных связей и разобщением различных систем мозга, ответственных не только за саму речь, но и за ее смысл, а также за то действие, которое она должна произвести. Язык как средство общения включает в себя несколько мозговых систем, и собственно речь лишь одна из них.

Исследуя  взаимоотношения между мозгом, речью  и языком, нейропсихологи многое узнали и об организации мозга в целом. Тот факт, что компьютерные модели мозговых сетей, основанные на параллельной обработке данных, оказались способны обучаться речи, позволил прийти к выводу, что и мозг должен быть устроен как комбинация отдельных систем, которые, в свою очередь, состоят из сетей, осуществляющих параллельную обработку информации. Системы объединены разветвленными дистантными проводниками (нервными трактами), связывающими органы чувств с мозгом, мозг с мышцами, а отдельные части мозга друг с другом. Сами сети состоят из коротких микросвязей, образованных ответвлениями нервных волокон. На свойствах сетей базируются процессы научения и памяти, а системная организация придает функционированию мозга стабильность.

После повреждения мозга, например в результате инсульта, его организация, даже на уровне систем, может быть до определенной степени преобразована. Если в результате практики и тренировки образуется достаточное количество новых микросвязей, они могут подавлять прежнюю систему, осуществляя процесс реорганизации. Возможно, именно таким образом время от времени происходит реорганизация наших знаний и устремлений, когда накопленный опыт приходит в противоречие с системой, в рамках которой он организован. Реорганизация может быть постепенной или стремительной, например в тех случаях, когда мы неожиданно меняем свои взгляды.

Личность. Каждый из нас осмысливает жизнь  по-своему, и этот смысл опосредован  процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.

Нейрохимия  только приступила к изучению многообразных  химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.

Задние  отделы лобных долей особенно тесно  связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.

Список  литературы

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973

Прибрам К. Языки мозга: эксперимент, методика и принципы нейропсихологии. М., 1975

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bio.freehostia.com

Информация о работе Нейропсихология