Медицина Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:29, реферат

Описание работы

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций , классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Работа содержит 1 файл

ГБОУ ВПО ВГМУ.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО ВГМУ

МИНЗДРАВ СОЦРАЗВИТИЯ  СТРАНЫ

 
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

 

 

ЗАВ. КАФ: к.м.н. КРИВЕЛЕВИЧ Е. Б.

с.т.: КАЧАЕВА Т.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

СТУДЕНТКА 206 ГРУППЫ ПФ СОРОКИНА Е. С.

 

 

ВЛАДИВОСТОК 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

Древний Восток явился колыбелью  всемирной истории человеческих цивилизаций , классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и  Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой -— в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих  государствах древнего мира основными  являются следующие:

—        изобретение     письменности    (с IV тысячелетия    до н. э.)  и создание (с конца    III тысячелетия   до   н. э.) первых текстов медицинского содержания.

—        формирование    двух   направлений врачевания: эмпирического враче

вания,основанного на практическомопыте народа, и культового  (теургического), основанного на религиозныхверованиях;

—        развитие представлений о про исхождении   болезней    (связанных  с природой, морально-этических, религиозно-мистических) ;

—        подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

—        создание древнейших    санитарно-технических сооружений;  развитие гигиенических навыков;

—        развитие классового  подхода  к врачеванию;

—        формирование  основ  врачебной этики;

—        развитие взаимных    влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

ВРАЧЕВАНИЕ  В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилония, Ассирия)

История

Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии (так же, как ,и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Первые крупные поселки в Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т. д.) появились уже в VIII— VI тысячелетиях    до н. э.    Однако в цивилизации  они  не развились  и погибли, так и не став    государствами.

Древнейшие    города-государства   шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур   и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (рис. 7).

С начала II тысячелетия' до н. э., после возвышения г. Вавилон в  Нижней Месопотамии, началась история  Вавилонского, царства, которое с  небольшими перерывами существовало в  течение 15 столетий ..(XX—XVI вв. до н. э. —  старовавилонский период, XVI—XII вв. до н. э. — средневави-лонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н. э.— нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

В  верхней  Месопотамии  с  XV  по VII   в. до н. э.    существовала другая великая держава    Месопотамии — Ассирийское    царство,    уничтоженное   в 614—605 гг. до н. э. в результате пашествия мидян.

Источники  по  истории   и   врачеванию

Об истории и врачевании древней Месопотамии     свидетельствуют     подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5), а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, ок. 484— 425 гг. до н. э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н. э. 

ВРАЧЕВАНИЕ В  ШУМЕРЕ (III тысячелетие до н. э.)

История

С глубокой древности, земли  Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху  расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали    шедевры    ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

В период формирования клинописи  население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские  тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э.

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек» — э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

Развитие медицинских  знаний

При археологических раскопках  одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества.

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные  средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

Шумерский врачеватель, составивший  табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти  лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот  период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем  которых человеческая память уже  не могла удержать.  

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она  представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое  продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной  глиняной табличке и выполняла в  древнем Шумере функции появившейся  позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и  т. п. Самые строгие требования предъявлялись  к жрецу: перед статуей бога шумерский  жрец должен был появляться тщательно  вымытым и начисто выбритым с  головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о  том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени  еще недостаточно оформились, а вырастало  из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего  рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области  врачевания.

ВРАЧЕВАНИЕ В  ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (II тысячелетие  — середина I тысячелетия до н. э.)

История

Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества в  старовавилонский период во времена Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) — одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.

Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней  Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы? минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Неслучайно наши часы имеют 12 цифр на циферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических наблюдений шумеров, а затем — вавилонян, которые в середине I тысячелетия до н. э. ввели математические методы в астрономию (одно из основных достижений месопотамской науки) и точно определили продолжительность лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия.

Вавилоняне считали, что  земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т. ё. Вселенной.

Могущественным соседом  Вавилонии было Ассирийское царство. Его первоначальной столицей был г. Аш-шур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII—VII вв. до н. э.) столицей царства стал г. Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.  

В то же время этот жестокий царь создал самое большое в тогдашнем  мире царское хранилище клинописных  текстов (так называемая «библиотека» Ашшурбанапала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения (рис. 9).

Умение писать сделало  Ашшурбанапала «самым выдающимся и он намеренно подчеркнул в вдной из своих табличек: «Из предшествующих мне царей никто не овладел искусством». 

 

Мифология и врачевание

Древние вавилоняне приняли  верования шумеров и пантеон  шумерских богов (так же, как полтора  тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена. По представлениям древних вавилонян, во ~аве мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и ::здуха Энлйль и бог водной стихии Мирового океана)  Эа (Эйа).

По преданию, Эа ведал глубинами юд, где, как верили еще шумеры, збитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу (шум. a-zu, аккад. asu). Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы (рис. 10). Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

Помимо верховной триады богов существовала    другая     триада:    бог Солнца Шамаш, бог Луны Сии и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение  Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Столь же могущественной считалась  л богиня Эрешкигаль, владычица подземного мира — «страны, из которой нет возврата». Ее супруг — бог >Нергал, покоривший Эрешкигаль и ставший также властелином подземного царства, среди прочих своих дел управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли — преисподнего мира. Прямой противоположностью Эрешкигаль была богиня врачевания и исцеления Гула, которая получила свое искусство от верховной триады богов.

Гула в переводе с шумерского означает «Великая». Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней (рис. 11).

Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш — Гудеа, который жил в XXII в. до н. э. (рис. 12).

Информация о работе Медицина Месопотамии