Медицина катастроф
Медицина катастроф
система научных
знаний и практической деятельности,
направленных на прогнозирование и
организацию мероприятий по оказанию
медицинской помощи пострадавшим и
ликвидации медицинских последствий
при крупных авариях, стихийных бедствиях
и других экстремальных ситуациях. Как
самостоятельная область медицины сформировалась
в последней четверти 20 в.
Комитет ВОЗ
по проблемам современного общества
предложил следующую классификацию
катастроф: метеорологические —
ураганы, смерчи, циклоны (тайфуны),
бураны, морозы, необычайная жара, засуха
и др.; топологические — наводнения, цунами,
снежные обвалы, оползни, сели; теллурические
и тектонические — землетрясения, извержения
вулканов и др.; аварии — выход из строя
технических сооружений (плотин, тоннелей,
зданий, шахт), кораблекрушения, крушения
поездов, загрязнения воды в системах
водоснабжения и водоемах и др. Первые
три группы катастроф являются природными
(стихийные бедствия), аварии — антропогенными.
Прогнозирование
и предупреждение катастроф, а также
ликвидация их последствий являются одной
из острейших мировых проблем. Так, в 70—80-х
гг. катастрофы стали причиной гибели
3 млн. человек, число пострадавших составило
около 800 млн. человек, а общая стоимость
ущерба оценивается в 100 млрд. долларов.
В среднем еженедельно в мире регистрируется
одна катастрофа, в ликвидации последствий
которой участвуют международные силы.
На проведение спасательных работ ежегодно
расходуется более 1 млрд. долларов. Наиболее
тяжкие последствия имеют природные катастрофы.
Анализ показывает, что 90% из них составляют
наводнения, циклоны, землетрясения и
засухи (соответственно 40; 20; 15 и 15%). По
общему числу жертв первое место занимают
тропические тайфуны. Крупные землетрясения
амплитудой 8 баллов и более по шкале Рихтера
по масштабам разрушений и потерь сравнимы
с ядерными взрывами. Так, число жертв
при землетрясении в Мессине (Италия, 1908)
составило 100—160 тыс. человек, в Канто (Япония,
1923) — 143 тыс. человек. В результате землетрясения
в Перу (1970) погибло 70 тыс. и ранено около
миллиона человек, в Таншане (Китай, 1976)
погибло свыше 240 тыс. и ранено 773 тыс. человек.
При землетрясении в Армении (1989) погибло
около 25 тыс. и ранено свыше 18 тыс. человек.
Ряд регионов
подвержен опасности крупных
стихийных бедствий. Прогнозировать большинство
природных катастроф пока трудно или невозможно.
Бурное индустриальное
развитие, отсутствие должной устойчивости
и надежности в работе техники,
отставание в разработке средств
предотвращения ошибок при обращении
с техническими устройствами являются
основными причинами роста количества
и масштабов антропогенных катастроф.
Возникновение некоторых из них вследствие
преобразующей деятельности человека
рассматривается в качестве нового фактора
катастроф. Например, интенсивная вырубка
лесов на склонах гор приводит к их оголению,
что способствует схождению снежных лавин
и селевых потоков; осушение торфяных
болот становится одной из причин их возгорания.
Т.о., в современных условиях некоторые
виды катастроф имеют одновременно и природное,
и антропогенное происхождение. Научно-технический
прогресс породил и все более повышает
вероятность аварий и катастроф в ядерной
энергетике и на других объектах, результатом
которых является радиационное и химическое
поражение людей. Предостережением человечеству
служат антропогенные катастрофы в Бхопале
(Индия, 1984), Чернобыле (1986). Общество не
застраховано также от возможных катастроф
и аварий на всех видах транспорта, и в
т.ч. трубопроводного, на складах различных
вредных материалов, ядерных боеприпасов,
на предприятиях микробиологической промышленности,
фармацевтических, химических и др. Аварии
и нарушения технологических процессов
приводят к тяжелым экологическим последствиям,
которые сами приобретают катастрофический
характер. Это представляет постоянную
угрозу для мирового сообщества. Урбанизация
способствует концентрации на относительно
небольших площадях значительного количества
людей и мощных производственных комплексов,
запасов химических и горючих материалов,
энергоресурсов. При внезапном возникновении
природных и антропогенных катастроф
уязвимость городских жителей и численность
пострадавших среди них резко повышаются.
В результате стихийных бедствий и аварий
страдает вся инфраструктура общества,
система управления силами и средствами
по ликвидации последствий, становится
реальным рост заболеваемости и возникновение
крупных эпидемий инфекционных болезней.
Поэтому очевидна
крайняя необходимость научных
разработок по прогнозированию
и предупреждению стихийных бедствий,
крупных аварий и изучению международного
опыта по ликвидации их последствий. Природные
и антропогенные катастрофы, как правило,
затрагивают интересы больших регионов,
а иногда приобретают глобальный характер.
Поэтому роль международных организаций
в координации научных исследований и
проведении подготовительных мероприятий
во всех странах на случай катастроф существенно
возрастает. С 1990 г. по решению ООН объявлено
международное десятилетие борьбы со
стихийными бедствиями и катастрофами.
Его основными задачами провозглашены
повышение возможностей каждой страны
по предотвращению ущерба от стихийных
бедствий; создание системы раннего оповещения
о катастрофах; разработка стратегии оказания
помощи при стихийных бедствиях.
В современном
мире отмечается тенденция перехода
от «послекатастрофических импровизаций»
к «докатастрофической» подготовке. Для
этих целей ООН создает различные специализированные
организации по оказанию помощи жертвам
стихийных бедствий. Учитывая большое
количество добровольных организаций,
желающих принять участие в разрешении
проблем катастроф, Генеральная ассамблея
ООН в 1971 г. приняла решение образовать
в Женеве Бюро координатора ООН по оказанию
помощи в случае стихийных бедствий. Целями
этой организации являются наиболее тесное
взаимодействие учреждений ООН как между
собой, так и с другими «донорами», руководство
всеми операциями по оказанию помощи и
поддержание связи с заинтересованными
странами, обществами в целях планирования
мероприятий в предвидении катастроф.
Всемирная
организация здравоохранения несет
ответственность за медицинские аспекты
экстренной помощи, осуществляемой любым
учреждением ООН в ответ на просьбы государств-членов.
В составе Исполнительного комитета ВОЗ
имеется сектор здравоохранения в чрезвычайных
ситуациях и оперативная группа по стихийным
и другим бедствиям.
В 1975 г.
в Женеве создано Международное
общество медицины катастроф.
В его задачи входят: координация
разработки проблем М.к. в международном
масштабе; научные исследования
и разработка программ по проблемам
медицинской помощи пострадавшим при
катастрофах и их лечения в условиях массовых
поражений; распространение специальной
информации среди медперсонала, учреждений
и общественных организаций. В ряде стран
издаются журналы по проблемам медицины
катастроф. Свои мероприятия Международное
общество медицины катастроф проводит,
как правило, совместно с международной
организацией Гражданской обороны. В 1986
г. создан Европейский центр по медицине
катастроф в Республике Сан-Марино, который
решает задачи подготовки кадров, сбора
научной информации о медицинских последствиях
катастроф и опыте их ликвидации, проведения
целенаправленных научных исследований
и распространения полученных данных
среди стран континента.
Мировое сообщество
накопило значительный опыт по
оказанию медицинской помощи при катастрофах.
созданию специальных высокомобильных
учреждений для решения этой задачи. Приобретенный
опыт широко используется при создании
национальных программ предупреждения
катастроф и ликвидации их последствий.
Перед М.к. стоят чрезвычайно важные задачи,
и в первую очередь всесторонняя организационная,
кадровая и морально-психологическая
подготовка специальных функциональных
структур здравоохранения, рассчитанных
на постоянную готовность к оказанию различных
видов медпомощи большим контингентам
пострадавших. Научное обобщение международного
и отечественного опыта работы при массовых
санитарных потерях позволяет совершенствовать
организацию специальных медицинских
учреждений, бригад и групп усиления, предназначенных
для деятельности в экстремальных ситуациях.
Медицина
катастроф тесно связана с
военной медициной. С одной
стороны, М.к. использует огромный
опыт, накопленный военными медиками
в ходе многочисленных войн, особенно
в области организации оказания
медпомощи в условиях возникновения
массовых санитарных потерь; с другой
стороны, для военной медицины весьма
ценным является опыт ликвидации последствий
стихийных бедствий и катастроф. Эти две
отрасли медицины имеют много общего в
подготовке кадров, материальном оснащении,
обеспечении постоянной готовности к
оказанию медпомощи, принципах ее организации.
Международное
сообщество накопило большой
опыт участия военно-медицинских
служб различных стран в ликвидации
последствий стихийных бедствий
и катастроф как в своих
странах, так и за рубежом. В
подавляющем большинстве случаев военно-медицинские
службы продемонстрировали преимущество
перед гражданским здравоохранением и
МС ГО. Так, после землетрясения в Таншане
(Китай, 1976) военными медиками оказана
помощь почти 2,5 млн. раненых и больных,
спасена жизнь 160 тыс. тяжелораненых (97,6%
от всех раненых этой категории). В Скопле
(Югославия, 1963) после землетрясения наиболее
эффективно действовала военно-медицинская
служба Югославской народной армии. Военно-медицинские
службы многих стран имеют специальные
формирования для оказания экстренной
медпомощи в чрезвычайных ситуациях. например,
медицинская служба вооруженных сил Франции
в 1904 г. создала специальное формирование
быстрого реагирования в виде модульного,
автономного, авиатранспортабельного
полевого госпиталя. Практическое использование
его в нескольких международных миссиях
гуманитарной помощи подтвердило эффективность
и целесообразность подобных формирований.
Решением французского правительства
в 1986 г. созданы военные силы быстрого
реагирования для гуманитарной помощи,
которые состоят из парашютно-десантной
хирургической группы, собственно военно-медицинского
формирования быстрого реагирования,
группы для проведения противоэпидемических
мероприятий, а также сил и средств усиления.
При необходимости привлекается персонал
гражданских медицинских учреждений,
члены Общества Красного Креста, добровольцы.
Военно-медицинские формирования для
оказания помощи иностранным государствам
на случай катастроф созданы и используются
в Норвегии, США, ФРГ и других странах.
Большинство
авторов, исследующих роль военно-медицинских
служб, отмечают, что они наиболее приспособлены
для быстрого ведения спасательных операций
в полевых условиях, отличаются высоким
уровнем организации и медицинской техники,
имеют необходимый палаточный фонд. Военно-медицинские
учреждения и части должны быть ядром,
объединяющим вокруг себя формирования
МС ГО и гражданских органов здравоохранения.
Некоторые авторы утверждают, что во время
катастроф военно-медицинская служба
должна подменять службу общественного
здравоохранения.
До 1988 г. в
СССР при авариях и катастрофах
планировалось использование в
основном сил и средств МС
ГО. Однако многообразие задач,
решаемых при ликвидации последствий
катастроф, обусловило создание
специального государственного
координационного органа. В 1989 г. была
образована Государственная комиссия
Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям, а в 1990 г. принято Постановление
Совета Министров СССР «О создании в стране
службы экстренной медицинской помощи
в чрезвычайных ситуациях». Подготовка
учреждений экстренной медицинской помощи
к действиям в чрезвычайных ситуациях,
а также планирование, организация и проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ с учетом производственных, экономических,
климатогеографических, демографических
и других особенностей определенных территорий
возложены на шесть региональных центров
экстренной медицинской помощи, два из
которых находятся в Москве, остальные
в Киеве, Ташкенте, Новосибирске, Хабаровске.
Головным центром является Всесоюзный
научно-практический центр экстренной
медицинской помощи при институте хирургии
им. А.В. Вишневского АМН СССР (Москва).
На базе
республиканских, областных (краевых)
крупных многопрофильных больниц
и научно-исследовательских учреждений
организованы специализированные медицинские
бригады (хирургические, ожоговые, травматологические,
радиологические, педиатрические, токсико-терапевтические,
психиатрические и др.), которые обеспечены
специалистами и оснащены медицинским
оборудованием, приборами, инструментами,
а также другим имуществом, необходимым
для работы в чрезвычайных ситуациях.
Эти бригады являются средством усиления
стационарных лечебных учреждений. Несколько
бригад могут объединяться в отряды экстренной
медицинской помощи. Работать в очаге
массовых поражений или на его границах
должны создаваемые бригады доврачебной
помощи, врачебно-сестринские бригады
и бригады скорой медицинской помощи близлежащих
лечебных учреждений и станций скорой
помощи. Принцип формирования медицинских
бригад, групп и отрядов в зависимости
от категории учреждения, его профиля
и кадровых возможностей принят и в санитарно-эпидемиологических
учреждениях.
За основу
организации медицинской помощи
населению в случае катастроф
и аварий в мирное время
принимается система двух- или
трехэтапного лечебно-эвакуационного
обеспечения (Лечебно-эвакуационное обеспечение).
Одним из главных принципов службы экстренной
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях
является ее общегосударственный характер
и опора на существующую сеть медицинских
учреждений территориального и ведомственного
здравоохранения.
Создание
высокоэффективной системы экстренной
медицинской помощи в стране
невозможно без активного участия
медицинской службы (Медицинская
служба) ВС СССР, которая имеет
значительный опыт такой работы.
Только за период с 1980 по 1990 г. она принимала
участие в ликвидации последствий более
чем 130 катастроф и аварий с человеческими
жертвами, в т.ч. с химическим и радиационным
поражением людей. Накоплен уникальный
опыт работы военно-медицинских отрядов
при ликвидации последствий стихийных
бедствий и за рубежом, например в Никарагуа
(1983), Эфиопии (1984), где медпомощь оказана
десяткам тысяч раненых и больных. Эти
отряды работали в тесном взаимодействии
с организациями Союза обществ Красного
Креста и Красного Полумесяца СССР.
В системе
оказания медпомощи в очагах
катастроф большая роль отводится
десантируемым, в т.ч. парашютным
способом, врачебно-фельдшерским бригадам
Воздушно-десантных войск (рис. 1—4).
В определенных ситуациях, когда
отсутствуют или разрушены местные
лечебные учреждения, повреждены транспортные
коммуникации, они должны играть решающую
роль в оказании первой медпомощи пострадавшим.
Для оказания
квалифицированной и основных
видов специализированной медпомощи
по жизненным показаниям, проведения
кратковременной интенсивной терапии
и подготовки пострадавших к дальнейшей
эвакуации предназначены отдельные медицинские
отряды специального назначения медицинской
службы ВС СССР, Это многопрофильные, мобильные
(в т.ч. авиадесантируемые), полевые госпитали
с модульным принципом формирования организационно-штатной
структуры (рис. 5—8), оснащенные портативным
медицинским имуществом (рис. 9—12). Развертывание
их для работы в очагах массовых поражений
существенно улучшает качество и эффективность
оказываемой медпомощи в чрезвычайных
ситуациях. Кроме того, в военно-медицинских
учреждениях формируются врачебно-сестринские
и специализированные медицинские бригады,
имеющие необходимое оснащение для оказания
медпомощи в очагах аварий, стихийных
и экологических бедствий. Т.о., организационные
структуры военной М.к. являются составной
частью общегосударственной службы медицинской
помощи в экстремальных ситуациях.