Лечебная физическая культура при различных нарушениях осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Лечебная физическая культура и ее влияние на позвоночник и осанку, методики проведения занятий при различных нарушениях осанки.

Содержание

Введение.
1.Позвоночник – основа здоровья.
2.Дефекты осанки.
3.Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки.
4.Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Лечебная физическая культура при различных нарушениях осанки.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     У сутулых детей укорочены и  напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

     Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение  осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

     У детей с круглой спиной укорочены  и напряжены верхние фиксаторы  лопаток, большая и малая трудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

     Кругловогнутая  спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

     У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

     Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической или асимметричной осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловищ чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

     Профилактика  нарушений осанки в дошкольном учреждении осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, занятиях в бассейне, на музыкальных занятиях. 

     3. Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки 

     Первоначальный  этап работы — обследование детей, консультации хирурга, ортопеда. Оздоровительная гимнастика проводится с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.

     При организации гимнастики решаются следующие  задачи:

     Создание  условий для целесообразной двигательной деятельности детей.

     Формирование  Представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и Правилах.

     Развитие  психических качеств (внимание, память, воображение).

     Развитие физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость).

     Формирование  интереса к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни.

     Воспитание  доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

     Основные  принципы:

     индивидуальный  и дифференцированный подходы;

     систематичность Проведения занятий;

     подбор доступных детям упражнений;

     соблюдение  санитарно-гигиенических требований к оборудованию.

     Для обеспечения благоприятной психо-эмоциональной обстановки рекомендуется соблюдать следующие условия:

     Создавать мотивацию и интерес к Предстоящему действию.

     Использовать  имитационные упражнения, носящие творческий характер.

     Использовать  музыкальное сопровождение для  эмоционального и физического раскрепощения  детей.

     Использовать  качественное (практичное, безопасное) спортивное оборудование, привлекающее внимание детей, вызывающее у них  желание выполнять физические упражнения.

     Занятия (30-35 минут) проводятся с группой по 10-12 детей. Один комплекс рассчитан на несколько занятий и усложняется по мере освоения упражнений.

     Перед началом занятий необходимо подобрать  мяч (стандартный гимнастический на ножках и без них, физиороллы) для каждого ребенка, чтобы при сидении на нем бедро и голень, голень и стона образовывали угол 90 градусов. Желательно использовать мячи диаметром 35, 45, 55 см. Одежда должна быть свободной, эластичной. Это особенно важно при выполнении упражнений на растяжку.

     Занятие состоит из трех частей: вводной (подготовка к выполнению физических упражнений); основной (выполнение упражнений на гимнастических мячах); заключительной (восстановление организма после занятий физическими упражнениями).

     В вводную часть включаются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, ползания, на сохранение равновесия. С целью поддержания интереса к ним используем массажные дорожки, губки, гимнастические палки, спортивные мячи, мешочки с песком, резиновые геометрические формы, а также карточки с изображением животных для выполнения имитационных движений, цветные полоски.

     В основной части дети выполняют упражнения с гимнастическими мячами для  рук и плечевого пояса, пресса, ног, а также упражнения комплексного характера.

     С детьми логопедических групп целесообразно  выполнять логоритмические упражнения.

     В заключительной части проводится массаж и самомассаж с помощью массажных  мячей. Благодаря их воздействию  на рецепторы кожи активизируется деятельность всего организма, происходит мышечное расслабление. По руке и ноге движения осуществляются только вверх (избегать воздействия на суставы!), по животу - круговые движения по часовой стрелке. Массаж спины следует проводить, не затрагивая позвоночного столба.

     Чтобы эффективность занятий была высокой, важно правильно распределить физическую нагрузку - необходимо проводить медико-педагогический контроль, учитывать состояние здоровья и особенности каждого ребенка.

     Моторная  плотность занятий может быть невысокой - это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

     Для достижения желаемых результатов важно установить тесное взаимодействие ДОУ и семьи: работа, проводимая в детском саду, должна иметь свое продолжение в домашних условиях.

     С этой целью проводятся консультации, семинары-практикумы, родительские собрания. Уверены: совместные занятия физическими  упражнениями, спортом, прогулки на свежем воздухе, выполнение гигиенических процедур обязательно вызовут у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

 

     4. Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте 

     Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

     Неправильное  положение тела связано с односторонним  отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т. д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

     Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20̊.

     Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.

     Упражнения  для выработки  навыка правильной осанки.

     И.п. - стоя спиной к стене.

     1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

     2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

     3.Потянуться  вверх всем телом, от головы  до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь  позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

     4.Положить  руки на голову, потянуть вверх  все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный  отделы (выдох), расслабиться (вдох).

     Те  же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

     5.Закрыть  глаза, сделать шаг вперед, принять  правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

     6.Сделать  два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить  себя.

     7.Сделать  один-два шага вперед, расслабить  последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища – «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

     8. Подняться на носки, скользя  спиной по стене, потянуться  всем телом вверх. Задержаться  в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

     Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

     Главное средство профилактики и необходимый  компонент лечения заболеваний  позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная  задача не столько для ребенка, сколько  для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

     обеспечить  условия для формирования правильной осанки;

     знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

     сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;

     доводить  навык правильной осанки до автоматизма  с помощью специальных упражнений.

     Упражнения  на ощущение правильной осанки.

     Наиболее  отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

     1.И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

     2. И.п.- то же. Присесть и встать  или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

     3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

     Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Информация о работе Лечебная физическая культура при различных нарушениях осанки