Концепция инь ян

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Теория Пяти Элементов не всегда применялась
в медицине в ходе своего исторического разви-
тия, поскольку ее популярность то росла, то шла
на убыль.
В эпоху Сражающихся царств она стала чрез-
вычайно популярной и была использована
в медицине, астрологии, естественных науках,
в календарной системе, музыке и даже полити-
ке. Благодаря этой популярности, большинство
феноменов стали классифицировать по пяте-
ричным группам.

Работа содержит 1 файл

Chapter_1.pdf

— 446.53 Кб (Скачать)
Page 1
ЧАСТЬ 1
ВВЕДЕНИЕ
В первой части мы обсудим общую теорию ки-
тайской медицины. Она стоит на трех столпах:
Теория Инь-Ян
Теория Пяти Элементов
Теория Ци.
Теория Инь-Ян происходит из глубокой древ-
ности. В «Книге перемен» (И Цзин, ок. 700 г. до
н.э.) Инь и Ян представлены в виде прерван-
ной и целой черт соответственно. Комбинации
восьми Триграмм (каждая из которых состоит
из трех линий) составляют 64 гексаграммы, ко-
торые символизируют бесчисленное множество
явлений в мире. Концепция Инь-Ян была раз-
работана одной из многих философских школ,
появившихся в период Сражающихся царств
(476-221 гг. до н.э.), - «Школой Инь-Ян», главным
мыслителем которой был Чжоу Ян (ок. 350-270
гг. до н.э.). К медицине концепция Инь-Ян была
применена уже после времени существования
этой философской школы.
Первое письменное свидетельство теории
о Пяти Элементах (У Син) датируется эпохой
правления династии Чжоу (1000-770 гг. до н.э.)
1
.
Теория Пяти Элементов не всегда применялась
в медицине в ходе своего исторического разви-
тия, поскольку ее популярность то росла, то шла
на убыль.
В эпоху Сражающихся царств она стала чрез-
вычайно популярной и была использована
в медицине, астрологии, естественных науках,
в календарной системе, музыке и даже полити-
ке. Благодаря этой популярности, большинство
феноменов стали классифицировать по пяте-
ричным группам. Начиная с правления династии
Хань, влияние теории стало падать, однако она
осталась одним из столпов китайской медици-
ны, проявляясь во многих аспектах (например,
пять патологических цветов лица, пять вкусов
трав, пять органов Инь, и др.)
Концепция Ци принципиально важна для китай-
ской медицинской мысли и является ее ядром.
То, что природа Ци изменчива и может тяготеть
и к материальной субстанции, и к духовной силе,
обусловливает взгляд китайской медицины на
тело и дух, как на нечто единое. Бесконечное
разнообразие проявлений Вселенной — резуль-
тат постоянной концентрации и рассеивания
Ци, в ходе которого происходят события разной
степени материальности. Идея концентрации
и рассеивания Ци всегда была одной из самых
популярных тем для обсуждения философами.
Ци — основа бесконечных проявлений жизни,
включая минералы, растения, животных, и в их
числе — человека.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Needham J. 1977 Science and Civilization in China. Cambridge
University Press, Cambridge, vol 2. p. 232-242.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
1 Инь-Ян 3
2 Пять Элементов 19
3 Жизненные Субстанции 41
4 Трансформация Ци 75

Page 2


Page 3

ЧАСТЬ 1
3
Глава 1
ИСТорИчеСкИй ЭкСкурС 3
СуТь конЦеПЦИИ Инь-Ян 4
Инь-Ян как две фазы циклического
движения 5
Инь-Ян как два состояния плотности
материи 6
Четыре аспекта отношений Инь-Ян 7
ПрИМененИе Инь-Ян В МеДИЦИне 8
Инь-Ян и строение тела 9
ПрИМененИе чеТЫреХ ПрИнЦИПоВ Инь-Ян
В МеДИЦИне 11
Противоположность Инь и Ян 11
Взаимозависимость Инь и Ян 13
Взаимопоглощение Инь и Ян 14
Взаимопревращение Инь и Ян 15
Концепция Инь-Ян, вероятно, является самой
важной и определяющей теорией китайской
медицины. Можно сказать, что вся китайская
медицинская физиология, патология и терапия
могут быть, в конечном итоге сведены к учению
Инь-Ян.
Концепция Инь-Ян чрезвычайно проста, но
очень глубока. Поняв ее на рациональном уров-
не, Вы сможете постоянно находить все новые
проявления этого учения не только в клиниче-
ской практике, но и в жизни вообще.
Концепция Инь-Ян, наряду с учением о Ци, про-
низывает всю китайскую философию на про-
тяжении многих веков и радикально отличает-
ся от какой-либо философской идеи Запада. В
целом, западная логика базируется на противо-
поставлении различий, что является фундамен-
том логики Аристотеля. Согласно этой логике,
пара противоположностей (например, «стол
квадратный» и «стол не квадратный») не могут
быть истиной одновременно. Эта мысль господ-
ствует в западном мышлении на протяжении бо-
лее чем 2000 лет. Китайская концепция Инь-Ян
радикально отличается от этой системы мыш-
ления: Инь и Ян представляют собой противо-
положные и дополняющие друг друга качества.
Каждое явление может быть самим собой и
своей же противоположностью. Более того, Инь
содержит в себе семя Ян и наоборот, поэтому
Инь может трансформироваться в Ян, а Ян мо-
жет трансформироваться в Инь.
В комментариях Чуан Цзи мысль о комплемен-
тарности противоположностей выражена очень
ярко:
Под Небесами нет и двух вещей, которые не име-
ли бы тесных взаимных связей между «собой»
и «другим». Оба в равной степени желают дей-
ствовать для себя, поэтому их противостояние
сильно, как противостояние Востока и Запада.
Но, с другой стороны, они связаны между собой
также тесно, как губы и зубы, поэтому действие
«другого» одновременно помогает «себе». Поэ-
тому, хотя они взаимно противоположны, они не
способны к взаимоотрицанию.
1
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Наиболее ранние упоминания об Инь и Ян, ве-
роятно, связаны с «Книгой Перемен» (И Цзин),
ИНЬ-ЯН
Рис. 1.1 Диаграммы Инь и Ян

Page 4

4
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
датируемой примерно 700 г.до н.э. В этой книге
Инь и Ян обозначены прерванной и целой чер-
тами (рис. 1.1).
Комбинация прерванной и целой черт в пары со-
ставляет четыре диаграммы, представляющие
крайний Инь, крайний Ян и два промежуточных
состояния (рис. 1.2).
Добавление еще одной черты увеличивает чис-
ло возможных комбинаций до восьми триграмм
(рис. 1.3).
И, наконец, комбинации восьми триграмм между
собой дает 64 вариации гексаграмм. Они сим-
волизируют все явления в мире и показывают,
что все зависит, прежде всего, от двух противо-
положностей - Инь и Ян.
Философская школа, которая развила теорию
Инь–Ян до высокого уровня, называлась Шко-
лой Инь-Ян. Многие философские школы сфор-
мировались во времена Сражающихся царств
(476-221 гг. до н.э), и школа Инь–Ян была одной
из них. Основным предметом исследования
являлись Инь-Ян и Пять Элементов, а главным
представителем школы был Чжоу Ян (350-270
гг.до н.э.). Иногда в литературе эту школу на-
зывают Натуралистической, так как ее предста-
вители предлагали относиться к Природе пози-
тивно, действовать в гармонии с природой и ее
законами, использовать их на пользу человека,
а не стремиться контролировать ее, как это де-
лается в современной западной науке. Эта шко-
ла создала учение, в котором теории Инь-Ян и
Пяти Элементов используются для интерпрета-
ции природных явлений, включая человеский
организм, его здоровье и болезни.
Теории Инь-Ян и Пяти Элементов, подробно
разработанные Натуралистической Школой,
позднее использовались и другими философа-
ми, в частности, неоконфуцианскими школа-
ми династий Сун, Мин и Цин. Они объединили
большинство теорий предыдущих школ, чтобы
создать последовательное учение по филосо-
фии природы, этике, социальному устройству
и астрологии.
2
Сначала мы обсудим концепцию Инь-Ян с точки
зрения общей философии, а затем с точки зре-
ния медицины.
СУТЬ КОНЦЕПЦИИ ИНЬ-ЯН
Этимологические значения Инь-Ян — теневой
и солнечный склоны холма.
В графемах Инь означает холм или гору.
В графемах Инь означает облако.
В графемах Ян означает солнце.
В графемах Ян означает солнце над гори-
зонтом.
В графемах Ян означает лучи света.
Иероглиф Инь указывает на затененную сторо-
ну горы, а иероглиф Ян — на солнечную.
Следовательно, они так же могут означать тем-
ное и светлое или тень и свет.
Рис. 1.2 Четыре фазы Инь-Ян
Рис. 1.3 Восемь триграмм
YIN
YANG

Page 5

ИНЬ-ЯН
5
Инь и Ян как две фазы
циклического движения
Вероятно, изначально концепция Инь-Ян возник-
ла в связи с наблюдениями крестьян над сменой
дня и ночи. День соответствует Ян, а ночь – Инь,
и тогда активность - это Ян, а отдых - это Инь.
Эта мысль легла в основу первых наблюдений
над бесконечным чередованием двух цикличе-
ски сменяющихся полюсов в природе любого
явления: с одной стороны - свет, Солнце, яр-
кость и деятельность (Ян), с другой – тьма, Луна,
тень и отдых (Инь). С этой точки зрения Инь и Ян
являются двумя стадиями циклического движе-
ния, в котором один всегда сменяется другим,
как день сменяется ночью, и наоборот.
Небеса (а с ними и Солнце) - Ян, а Земля - Инь.
Древние считали, что Земля плоская, а Небо
имеет форму сферического свода, поэтому
круг - это Ян, а квадрат - это Инь. Небеса не-
сут Солнце, Луну и звезды, по движениям кото-
рых разрабатывался календарь, поэтому время
было отнесено к Ян; Земля была разделена на
поля, и пространство и было отнесено к Инь.
Так как солнце восходит на востоке и заходит
на западе, восток - это Ян, а запад – Инь. Если
смотреть на юг, то восток будет по левую руку,
а запад – по правую. В китайской космологии
направления компаса распределены, как будто
стоишь лицом на юг, что нашло отражение в им-
перских обрядах древности:
«Император садился лицом к югу, а его собе-
седники напротив - лицом на север… Таким об-
разом, Император был открыт для влияния Не-
бес, Ян и юга. Юг потому был подобен Небесам
вверху, а север уподобляется Земле внизу…
Будучи лицом к югу, Император по левую руку
видел восток, а по правую руку – запад».
3
Поэтому левое относится к Ян, а правое -
к Инь.«Вопросы о простейшем» относят соот-
ношения Инь- правое и Ян-левое к физиологии:
«Восток представляет Ян… запад представляет
Инь. На западе и севере Небеса в недостатке,
поэтому левое ухо и левый глаз слышат и видят
лучше; на востоке и юге меньше Земли, поэтому
правая рука и нога сильнее».
4
Иероглифы слов «левый» и «правый» отчетли-
во показывают их отношение к Инь и Ян.
В иероглифе «левый» присутствует символ «ра-
бота» (активность – Ян), а в иероглифе «пра-
вый» присутствует символ рта, через который
потребляются дары земли (Инь).
5
Таким образом, мы имеем первый ряд соответ-
ствий:
Ян
Инь
Свет
Тьма
Солнце
Луна
Яркость
Тень
Деятельность
Отдых
Небеса
Земля
Круглое
Плоское
Время
Пространство
Восток
Запад
Юг
Север
Левый
Правый
По существу Инь и Ян, являются проявлениями
чередующихся во времени противоположных
по качеству стадий. Все в мире чередуется че-
рез циклическую смену вершины и дна, таким
образом, чередование Инь и Ян является дви-
жущей силой изменения и развития. День сме-
няется ночью, лето — зимой, рост — упадком,
и наоборот. Развитие всех явлений в мире яв-
ляется результатом взаимодействия двух про-
тивоположных стадий, символизируемых Инь
и Ян, и каждое явление содержит внутри себя
оба аспекта в различных степенях проявления.
День относится к Ян, но как только он достигает
пика в полдень, Инь внутри него постепенно на-
чинает отвоевывать свой путь. Каждое явление
может принадлежать к стадии Ян или к стадии
Инь, но оно всегда содержит семя противопо-
ложной стадии внутри себя и суточный цикл
очень ясно иллюстрирует это. (рис. 1.4).
То же самое происходит внутри годового цикла,
только мы должны заменить весну рассветом,
лето – днем, осень - сумерками, а зиму – полно-
чью (рис. 1.5).
Левое
символизирует «работу»
символизирует «рот»
Правое

Page 6

6
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
Таким образом:
Весна = Ян внутри Инь = рост Ян
Лето = Ян внутри Ян= максимум Ян
Осень = Инь внутри Ян= рост Инь
Зима = Инь внутри Инь = максимум Инь.
Две промежуточные стадии (рассвет - весна
и сумерки – осень) не нейтральны: они сохра-
няют принадлежность к тому или другому (т.е.
рассвет/весна - это Ян, а сумерки/осень - Инь),
поэтому цикл все равно может быть сведен
к двум полярным стадиям.
Инь-Ян как два состояния
плотности материи
С другой точки зрения, Инь и Ян - это показа-
тели двух состояний в процессе изменения и
трансформации всех вещей в мире. Как мы уже
видели, все проходит через фазы цикла и меня-
ет форму. Например, вода в озерах и морях со-
гревается в течение дня и превращается в пар.
На рассвете воздух охлаждается и пар, конден-
сируясь, превращается обратно в воду.
Вещество может иметь различную плотность.
Например, стол состоит из плотного вещества,
но если его поджечь, он превратится в жар и
свет, которые являются значительно менее
плотными.
Используя такие же примеры, мы увидим, что
вода в своем жидком состоянии принадлежит
Инь, а пар, образующийся под воздействием
жара, принадлежит Ян: точно также дерево, из
которого сделан стол, принадлежит Инь, а теп-
ло и свет, образующиеся при сгорании, принад-
лежат Ян.
Этот дуализм степеней
плотности вещей
в древнем Китае символизировался каче-
ствами Неба и Земли. Небо символизировало
разреженное, нематериальное, чистое и газо-
образное состояние вещей, а Земля символи-
зировала концентрированное, материальное,
грубое и плотное состояние. Во второй главе
«Вопросов о простейшем» сказано: «Небо - это
скопление Ян, а Земля - это скопление Инь.».
6
Поэтому конденсация и накопление являются
состояниями Инь, а дисперсия и испарение яв-
ляются состояниями Ян.
Важно понять, что два противоположных состоя-
ния испарения и скопления не являются незави-
симыми друг от друга, а скорее – перетеканием
друг в друга. Инь и Ян символизируют собой два
этих противоположных состояния — «плотное»
и «рассеянное». Даосский философ Ли Чжи (ок.
300 г. до н.э.) говорил: «Более чистые и легкие
[элементы], устремляясь вверх, сотворили Небо;
более твердое и тяжелое, стремясь вниз, сотво-
рило Землю».
7
В своей легкой и наиболее разреженной фор-
ме Ян совершенно нематериален и относится к
чистой энергии, тогда как Инь в своей грубой и
плотной форме является проявленным и отно-
сится к материи. С этой точки зрения энергия
и материя являются ничем иным, как двумя со-
стояниями непрерывности, подразумевающей
бесконечную смену агрегатных состояний. Во 2
главе «Вопросов о простейшем» сказано: «Инь
спокоен, Ян активен, Ян дает жизнь, Инь дает
рост… Ян превращается в Ци, Инь превращает-
ся в материальную жизнь».
8
Так как Ян относится к творению и деятельно-
сти, его суть соответствует расширению и вос-
хождению. Так как Инь относится к конденсации
и материализации, его природа соответствует
сжатию и спуску. Таким образом, мы можем до-
бавить еще несколько пунктов в перечень соот-
ветствия Инь и Ян:
Рис. 1.4 Инь и Ян в дневном цикле
Рис. 1.5 Инь и Ян в годовом цикле

Page 7

ИНЬ-ЯН
7
Четыре аспекта
взаимоотношений Инь и Ян
Главными аспектами взаимоотношений Инь
и Ян являются:
• противоположность Инь и Ян
• взаимозависимость Инь и Ян
• взаимное поглощение Инь и Ян
• взаимное превращение Инь и Ян.
Противоположность Инь и Ян
Инь и Ян являются противоположными стадия-
ми цикла или противоположными агрегатными
состояниями вещества, о чем говорилось выше.
Ничто в мире не может быть вне этого противо-
поставления. Это глубокое противоречие по-
рождает движущую силу для всех изменений,
развития и распада вещей и явлений.
Но это относительная противоположность, а не
абсолютная, ибо ничто не является полным Инь
или полным Ян, все содержит в себе семя проти-
воположности. Более того, противоположность
Инь и Ян относительна, потому что качества Инь
или Ян не являются внутренним неизменным
качеством, а проявляются относительно чего-
либо еще. Поэтому нельзя говорить, что нечто
является Ян или Инь. Все является Инь или Ян
по отношению к чему-либо еще. Например, жар
относится к Ян, а холод относится к Инь. Тог-
да, например, мы можем говорить, что климат
в Барселоне - это Ян по отношению к климату
в Стокгольме. Но тот же климат в Барселоне
будет Инь по отношению к климату в Алжире.
Другой пример из китайской диетологии: овощи
в целом — Инь, а мясо в целом - Ян. Однако вну-
три каждой категории есть различные степени
Ян или Инь качеств: курица - это Ян по отноше-
нию к салату Латук, но Инь, если ее сравнивать
с мясом ягненка.
Хотя каждый предмет или явление содержат в
себе Инь и Ян, это не означает статичного со-
отношения 50:50. Это подвижный, динамичный
и все время меняющийся баланс. Например,
температура тела человека почти постоянна в
очень узких пределах, однако это не результат
статичной ситуации, а динамический баланс
множества противоположных сил.
Ян
Инь
Нематериальное
Материальное
Производит энергию
Производит форму
Рождает
Растит
Не субстанциональный Субстанциональный
Энергия
Материя
Расширение
Сжатие
Восхождение
Спуск
Верх
Низ
Огонь
Вода
Взаимоотношения и взаимозависимость Инь и
Ян можно представить в виде хорошо известно-
го символа (рис. 1.6). Этот символ еще называ-
ют Высшим пределом (Тай Цзи), и он олицетво-
ряет собой взаимозависимость Инь и Ян.
Основы взаимозависимости Инь и Ян:
• Несмотря на противоположность стадий
во времени и противоположность свойств
в плотности, Инь и Ян формируют единство
и дополняют друг друга.
• Ян содержит в себе семя Инь, и наоборот;
это отражено белой точкой на черном поле,
и наоборот, черной точкой на белом поле.
• Ничто не бывает полностью Инь
или полностью Ян.
• Ян превращается в Инь и наоборот.
Рис. 1.6 Символ Инь и Ян

Page 8

8
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
Взаимозависимость Инь и Ян
Хотя Инь и Ян противоположны, они также и
взаимозависимы: один не может существовать
без другого. Все содержит в себе противопо-
ложные силы, которые взаимоисключаемы, но
в то же самое время зависят друг от друга. День
не может придти, если не было ночи, и наоборот;
не может быть активность без отдыха, энергии -
без материи и сжатия - без расширения.
В отрывке из 36 главы даосского классическо-
го трактата «Канон пути и благодати» (Дао Дэ
Цзин) Лао Цзи проиллюстрировал эту мысль
фразой: «Чтобы сократиться, нужно сначала
расшириться».
9
Взаимное поглощение Инь и Ян
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного ди-
намического баланса, который поддерживается
взаиморегулированием их относительных уров-
ней. Если любой из них теряет сбалансирован-
ное состояние, он неизбежно влияет на второй
и, тем самым, изменяет соотношение, чтобы
снова достигнуть баланса.
Помимо нормального баланса возможны еще
четыре варианта дисбаланса.
• Превосходство Инь
• Превосходство Ян
• Слабость Инь
• Слабость Ян.
Когда преобладает Инь, это ведет к уменьше-
нию Ян (т.е. избыток Инь потребляет Ян). Когда
преобладает Ян, это ведет к уменьшению Инь
(т.е. избыток Ян потребляет Инь).
Когда Инь ослаблен, Ян находится в относи-
тельном избытке, а когда ослаблен Ян, то в от-
носительном избытке находится Инь, то есть
это является проявлением избыточности не аб-
солютной, а относительно друг друга.
Четыре типа дисбаланса Инь Ян можно предста-
вить в виде диаграмм, представленных на рис
1.7. Детально эти диаграммы будут рассмотре-
ны в части, касающейся клинического примене-
ния концепции Инь-Ян в китайской медицине.
Несмотря на то, что на диаграмме нормальный
баланс Инь и Ян показан равными пропорция-
ми этих двух качеств, это нельзя воспринимать
буквально: баланс достигается при различных
динамических пропорциях Инь или Ян.
Рис. 1.7 Превосходство и слабость Инь и Ян

Page 9

ИНЬ-ЯН
9
Очень важно увидеть отличие между избытком
Инь и дефицитом Ян; они могут казаться одним
и тем же, но это не так. Вопрос в том, что пер-
вично, а что вторично. В случае избытка Инь это
первично, и этот избыток поглощает Ян. При
слабости Ян первична именно эта слабость, и
как следствие Инь находится в относительном
избытке. Он выглядит, как избыток, но является
таковым только относительно ослабленного Ян.
То же самое можно сказать об избытке Ян из-за
дефицита Инь.
Взаимное превращение Инь и Ян
Инь и Ян не статичны, они превращаются друг в
друга. Инь может превратиться в Ян и наоборот.
Это происходит не стихийно, а на определенной
стадии развития чего-либо. Лето переходит в
зиму, день - в ночь, жизнь - в смерть, счастье - в
несчастье, жар - в холод, и наоборот. Например,
алкогольная эйфория приведет к страданиям
утреннего похмелья.
Существуют два условия, необходимых для
трансформации Инь в Ян и, наоборот.
Первое - внутреннее условие. Изменения про-
исходят только тогда, когда созревают внутрен-
ние причины. Например, яйцо превращается в
цыпленка под действием тепла только потому,
что в самом яйце заложена способность стать
цыпленком. Приложите тепло к камню, даже
если он похож на яйцо, он никогда не станет
цыпленком. Явления могут меняться из-за вну-
тренних причин в первую очередь и из-за внеш-
них причин во вторую.
Следующее условие - фактор времени. Инь мо-
жет превратиться в Ян (и наоборот) только на
определенной стадии развития, когда сложи-
лись условия для того, чтобы это изменение
произошло. В примере с яйцом, цыпленок вы-
лупится только тогда, когда наступит для этого
время.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНЬ-ЯН В МЕДИЦИНЕ
Можно сказать, что вся китайская медицина
(физиология, патология, диагностика и лечение)
может быть сведена к базовой и фундаменталь-
ной теории Инь-Ян. Любой физиологический
процесс и любой симптом или признак может
быть проанализирован в свете теории Инь-Ян.
В конечном итоге, любое лечебное действие на-
ходится в рамках одной из четырех стратегий,
перечисленных ниже:
!
В лечении все стратегии сводятся к четырем:
1. Укрепить Ян
2. Укрепить Инь
3. Снять избыток Ян
4. Снять избыток Инь.
Прикладное значение теории Инь-Ян в китай-
ской медицине настолько велико, что можно
сказать: «Китайская медицина немыслима без
этой теории».
Инь–Ян и строение тела
Каждая часть человеческого тела по своим
свойствам относится либо к Инь, либо к Ян, и
это очень важно в применении к клинической
практике. Я должен, однако, напомнить, что при-
Рис. 1.8 Инь-Ян и структуры тела

Page 10

10
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
надлежность к Инь или Ян носит исключитель-
но относительный характер. Например, область
груди - это Ян по отношению к животу (потому
что она расположена выше), но она же является
Инь по отношению к голове.
Ниже приведены общие правила распределе-
ния строения тела на Инь и Ян.
Ян
Инь
Верхнее
Нижнее
Внешнее
Внутреннее
Заднее
Переднее
Латеральное
Медиальное
Наружное
Внутреннее
Заднее
Переднее
Функция
Структура
Более подробно распределение частей тела, ор-
ганов и энергий по принадлежности к Инь и Ян
выглядит следующим образом (рис. 1.8):
Ян
Инь
Спина
Грудь, живот
Голова
Туловище
Наружное
Внутреннее
(кожа мышцы)
(органы)
Выше талии
Ниже талии
Задне-латеральная
Внутренне-
поверхность
медиальная
конечностей
поверхность
конечностей
Органы Ян
Органы Инь
Функции органов
Строение органов
Ци
Кровь/ Жидкости
тела
Защитная Ци
Питательная Ци
Каждая позиция нуждается в детальном обсуж-
дении.
Переднее - заднее
Спина - это место, по которому проходят все
каналы Ян, они несут энергию Ян и выполняют
функцию защиты тела от внешних патогенных
факторов. Быть на поверхности и защищать —
функция Ян, быть внутри и питать — функция
Инь. Именно поэтому каналы на спине принад-
лежат Ян и могут быть использованы для укре-
пления Ян, противостояния внешним патоген-
ным факторам и уничтожения их сразу же после
проникновения в организм.
Спереди - грудь и живот, по ним проходят ка-
налы Инь, в которых течет энергия Инь, они вы-
полняют функцию питания и могут быть исполь-
зованы для укрепления Инь.
Голова-тело
Голова - это место, где начинаются или заканчи-
ваются все Ян каналы: здесь они встречаются и
перетекают один в другой. Отношение головы к
Ян может быть клинически подтверждено раз-
личными путями.
Так как голова является самой верхней частью
тела, энергия Ян (будь то физиологическая или
патологическая энергия) стремится вверх, к го-
лове, поэтому в патологических ситуациях мы
видим как Жар и Огонь устремляются вверх,
вызывая появление красноты лица и глаз..
Голова легко подвергается воздействию внеш-
них патогенных Ян факторов таких как Ветер
или Летний Жар.
И, наконец, раз именно на голове проходят и
сливаются все каналы Ян, точки головы можно
использовать для укрепления Ян энергии.
Остальная часть туловища - грудь и живот при-
надлежат Инь, и потому легко повреждается
патогенными факторами Инь природы, такими,
как Холод и Сырость.
Наружнее - внутреннее
Снаружи тело состоит из кожи и мышц, кото-
рые выполняют функцию защиты организма от
внешних патогенных факторов и поэтому при-
надлежат Ян.
Внутри тела находятся внутренние органы, их
функцией является питание организма, поэтому
они являются Инь.
Выше и ниже талии
Область тела выше талии относится к Ян и легко
подвергается действию патогенных факторов
Ян, такими, как ветер, тогда как область тела
ниже талии относится к Инь и легко поража-
ется патогенными факторами Инь, такими как
Сырость. Это базовое правило часто успешно
используется в диагностике заболеваний, осо-
бенно кожных.

Page 11

ИНЬ-ЯН
11
Заднелатеральная
и переднемедиальная
поверхность конечностей
Каналы Ян проходят по задней наружной по-
верхности конечностей, а каналы Инь - по пе-
редней внутренней, поэтому эти поверхности
имеют и соответствующую принадлежность к
Ян и Инь.
Органы Ян и Инь
Некоторые органы принадлежат к Ян, а некото-
рые - к Инь. Органы Ян трансформируют, пере-
варивают и выделяют «нечистоты» - продукты
трансформации пищи и воды. Органы Инь хра-
нят «чистые» субстанции, полученные врезуль-
тате деятельности органов Ян. В 11 главе «Во-
просов о простейшем» сказано:
«Пять органов Инь хранят… и не выделяют… 6
органов Ян трансформируют и переваривают,
но не хранят».
10
Поэтому органы Ян связаны с активностью Ян,
постоянно наполняются и опустошаются, транс-
формируют, разделяют и выделяют остатки,
чтобы произвести Ци. Органы Ян (желудок, ки-
шечник и мочевой пузырь) сообщаются с На-
ружным через рот, анус и мочеиспускательный
канал.
Органы Инь, напротив, не преобразуют, не пере-
варивают и не выделяют, а хранят чистые суб-
станции, полученные при экстрагировании из
пищи органами Ян. Точнее, они хранят Жизнен-
ные Субстанции (то есть Ци, Кровь, Жидкости
тела и Эссенцию).
Функциии-строение органов
Ян соотносится с функциями органов, а Инь - с
их строением. Мы только что сказали, что неко-
торые органы «относятся» к Ян, а некоторые - к
Инь. Однако, ничто не может быть полностью Ян
или Инь, и все содержит в себе оба аспекта. В
частности, строение самого органа, Кровь, Эс-
сенция или Жидкости внутри органа относятся
к Инь, а функциональная активность органов -
проявления Ян. Конечно, два этих противопо-
ложных аспекта неразрывно связаны между
собой и взаимозависимы. Например, функция
переработки и передачи эссенции, извлеченной
из пищи, принадлежит Селезенке и представ-
ляет собой проявление Ян. Ци, извлеченная из
пищи, затем преобразуется в Кровь, которая,
будучи Инь, вносит вклад в строение самой Се-
лезенки. В 5 главе «Вопросов о простейшем»
сказано: «Ян преобразует Ци, Инь определяет
строение».
11
Эти взаимоотношения могут быть
представлены в виде диаграммы (рис. 1.9).
Другим хорошим примером взаимоотношений
Ян и Инь с позиций строения и функций орга-
на является Печень. Печень хранит Кровь, и по
строению относится к Инь; с другой стороны,
Печень контролирует течение Ци по всему телу,
а эта функция относится к Ян.
Ци-Кровь
Ци - это Ян по отношению к Крови. Кровь - бо-
лее плотная и материальная форма Ци, и пото-
му является Инь.
Ци согревает, защищает, преобразует и повы-
шает, а все это - типичные функции Ян.
Кровь питает и увлажняет, что является типич-
ными функциями Инь. Более подробно функции
Ци и Крови будут рассмотрены в главе 3.
Защитная Ци – Питательная Ци
Защитная Ци - это Ян по отношению к Пита-
тельной Ци. Защитная Ци циркулирует по коже
и мышцам (область Ян) и выполняет функцию
защиты и согревания тела (функция Ян). Пита-
тельная Ци циркулирует по внутренним органам
и выполняет функцию питания (функция Инь).
Природа и функции Защитной и Питательной
Ци будут также более подробно рассмотрены
в главе 3.
Функции Селезенки (Ян) –
перерабатывать
и переносить
Ци Пищи,
которая
используется
для...
...выработки Крови (Инь),
и это свойство
Селезенки
относится
к Инь
Рис. 1.9 Отношение Инь-Ян к функциям и строению

Page 12

12
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПРИНЦИПОВ
ИНЬ – ЯН К МЕДИЦИНЕ
Рассмотрим применение четырех принципов
Инь-Ян в китайской медицине более подробно.
Противоположность Инь – Ян
В медицине противоположность Инь-Ян отра-
жена в строении человеческого тела, противо-
положном характере органов Инь и органов Ян
и, в наибольшей степени, в противоположности
симптоматологии Инь и Ян. Не имеет значения,
насколько сложны могут быть симптомы и при-
знаки в китайской медицине, ибо все они по
сути основаны на Инь или Ян.
Чтобы «перевести» клинические проявления на
язык Инь-Ян, мы должны соотнести их с опреде-
ленными базовыми качествами и руководство-
ваться ими в клинической практике:
Ян
Инь
Огонь
Вода
Жар
Холод
Беспокойство
Спокойствие
Сухость
Влажность
Твердость
Мягкость
Возбудимость
Заторможенность
Торопливость
Замедленность
Разреженность
Плотность
Трансформация/
Стабилизация/
изменение
хранение
Огонь — Вода
Это одна из фундаментальных дуальностей
Инь-Ян в китайской медицине. Хотя эти терми-
ны взяты из теории Пяти Элементов, между ней
и теорией Инь-Ян много точек пересечения.
Баланс между Огнем и Водой в организме име-
ет ключевое значение. Огонь принципиален
для всех физиологических процессов: он пред-
ставляет собой пламя, которое подогревает и
поддерживает все метаболические процессы.
Огонь - физиологический Огонь - помогает
Сердцу в выполнении его функции хранилища
Разума (Шэнь), он обеспечивает теплом Селе-
зенку, чтобы она перерабатывала и переноси-
ла; стимулирует Тонкий кишечник, где происхо-
дит расщепление; обеспечивает жаром Нижний
Обогреватель и Мочевой пузырь, которые пере-
рабатывают и выводят жидкости, а также Матку,
чтобы в ней поддерживалось движение Крови.
Если Огонь ослабнет, то Разум подвергнется
депрессии, Селезенка не сможет перерабаты-
вать и переносить, Тонкий кишечник не сможет
расщеплять, Нижний Обогреватель и Мочевой
пузырь не смогут выводить жидкости, Матка
станет Холодной и не будет способной к зача-
тию.
Этот физиологический Огонь называется Ог-
нем Врат Жизни (Мин Мэнь) и зарождается
в Почках.
Вода выполняет функцию увлажнения и охлаж-
дения в ходе всех физиологических процессов,
а также балансирует согревающее действие
физиологического Огня. Вода также зарожда-
ется в Почках.
Таким образом, равновесие между Огнем и Во-
дой является фундаментальным для всех физи-
ологических процессов, они уравновешивают
и ограничивают друг друга на каждом этапе
жизнедеятельности организма. В ситуации, ког-
да Огонь выходит из-под контроля и становится
избыточным, он устремляется вверх, что про-
является головной болью, покраснением лица
и глаз, жаждой. Когда же избыточна Вода, то,
устремляясь вниз, она вызывает отеки ног, чрез-
мерное мочеиспускание и недержание мочи.
Жар — Холод
Избыток Ян вызывает Жар, а избыток Инь - Хо-
лод. Например, человек с избытком Ян чувству-
ет жар, а человек с избытком Инь всегда мерз-
нет и тепло одевается. У жара и холода есть
и собственные симптомы: так, например, боль-
шой нарыв красного цвета горячий на ощупь,
указывает на Жар. Область поясницы, холодная
на ощупь, может указывать на Холод Почек.
Покраснение — бледность
Красный цвет лица указывает на избыток Ян,
а бледность – на избыток Инь.
Беспокойство — спокойствие
Беспокойство, бессонница, нетерпеливость, из-
быточные движения указывают на избыток Ян.
Спокойствие же проявляется нежеланием дви-
гаться или сонливостью и указывает на избыток
Инь.

Page 13

ИНЬ-ЯН
13
Сухость — влажность
Любое проявление сухости, такое как сухость
глаз, сухость в горле, сухой стул, указывает на
избыток Ян (или недостаток Инь). Любой сим-
птом или признак повышенной влажности, та-
кой, как слезливость, насморк, влажная сыпь
на коже или жидкий стул, указывает на избыток
Инь (или дефицит Ян).
Твердость — мягкость
Любые припухлости, отеки или опухоли, имею-
щие твердую консистенцию, обычно вызыва-
ются избытком Ян, в то время как мягкая кон-
систенция , как правило, свидетельствует об
избытке Инь.
Возбужденность — заторможенность
Гиперактивность функции указывает на избы-
ток Ян, а пониженная активность - на избыток
Инь. Например, учащенное сердцебиение ука-
зывает на избыток Ян в Сердце, в то время как
очень медленный ритм сердечной деятельности
указывает на избыток Инь в Сердце.
Торопливость — замедленность
Проявляются в подвижности человека и скоро-
сти развития симптомов.
Если движения человека, его походка, речь бы-
стрые, то это может указывать на избыток Ян.
Если же они медленные, то это указывает на
превалирование Инь.
Если симптомы и признаки появляются внезап-
но и быстро меняются, это указывает на состоя-
ние Ян. Если же симптомы появляются посте-
пенно, это указывает на состояние Инь.
Разреженность — плотность
Как уже было сказано, Ян относится к разре-
женному состоянию вещества, а Инь относит-
ся к плотному состоянию вещества. Если Ян
у человека в норме, то сохраняется активность,
поддерживается нормальное течение Ци, жид-
кости трансформируются и выводятся. Если же
Ян в недостатке, то Ци застаивается, нарушает-
ся выведение жидкостей, и они скапливаются,
что будет означать превалирование Инь. Таким
образом, Ян поддерживает подвижное и разре-
женное, или «не субстанциональное» состояние
веществ. Когда превалирует Инь, движущая
и трансформирующая сила Ян угасает, энергия
конденсируется в форму и становится «субстан-
циональной».
Например, если Ци двигается в брюшной по-
лости нормально, функция кишечника по рас-
щеплению и выведению жидкостей будет нор-
мальной. Если Ян ослабнет и Ци уменьшится,
ослабнет движущая и трансформирующая сила
Ян, жидкости не будут перерабатываться, кровь
не будет двигаться, и со временем застой Ци
приведет к застою Крови, скоплению патологи-
ческих жидкостей и образованию опухолей или
тромбов.
Трансформация/изменение —
Стабилизация/хранение
Инь соответствует хранению и охране, что вид-
но на примере функции Инь органов, которые
хранят Кровь, Жидкости и Эссенцию, и охраня-
ют их, как драгоценность.
Ян соответствует трансформации и изменению
и это отражено функциями органов Ян, которые
постоянно наполняются и опустошаются, пере-
рабатывают, переносят и выводят.
Это и есть главные критерии, которые позволят
нам интерпретировать клинические проявле-
ния через призму теории Инь-Ян. Все симптомы
и признаки можно рассматривать в этом све-
те, ибо все клинические проявления связаны
с противопоставлением Инь и Ян. В состоянии
здоровья Инь и Ян гармонично связаны и на-
ходятся в динамическом балансе. Когда Инь
и Ян уравновешены, (а они не могут существо-
вать раздельно), симптомы и признаки болез-
ни отсутствуют. Так, если Инь и Ян, Ци и Кровь
уравновешены, лицо будет иметь нормальный
розовый цвет и цветущий вид, не будет слиш-
ком красным или слишком бледным, слишком
бесцветным или слишком темным, и т.д. Други-
ми словами, не будет никаких симптомов.
Если же баланс между Инь и Ян будет нарушен,
они разделятся; будет избыток одного или дру-
гого, лицо может стать слишком бледным (из-
быток Инь) или слишком красным (избыток Ян).
Таким образом, Инь и Ян свидетельствуют об
отсутствии равновесия. Если взять символ выс-
шего Предела Инь-Ян (см. рис. 1.6) и очень бы-
стро вращать его, невозможно будет разглядеть
черное и белое, потому, что они сольются. Точно
также, если Инь и Ян уравновешены и гармо-
нично движутся, они не могут быть разделены,
они невидимы, и симптомов нет.

Page 14

14
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
Другой пример: если Инь и Ян будут уравнове-
шены, у человека будет нормальное количество
мочи нормального светло-желтого цвета. Если
Инь будет в избытке, моча станет прозрачной,
как вода, и обильной; если Ян будет в избытке,
то моча станет скудной и темной.
!
Все симптомы и признаки в конечном итоге
вызываются дисбалансом между Инь и Ян.
Помня о главных принципах симптоматики Инь
и Ян, мы можем составить перечень главных
симптомов, разделяя их на Инь и Ян :
Ян
Инь
Острое заболевание
Хроническое
заболевание
Быстрое начало
Постепенное
начало
Быстрые
Затяжная болезнь
патологические
изменения
Жар
Холод
Беспокойство,
Сонливость,
бессонница
апатия
Срывание одеяла
Желание укрыться
Желание вытянуться
Желание лежать
лежа
«калачиком»
Горячие тело
Холодные
и конечности
конечности и тело
Красное лицо
Бледное лицо
Предпочтение
Предпочтение
холодного питья
теплого питья
Громкий голос,
Тихий голос,
говорливость
молчаливость
Хриплое дыхание
Слабое
поверхностное
дыхание
Жажда
Отсутствие
жажды
Скудная темная моча
Обильная
прозрачная моча
Запоры
Слабый стул
Красный язык
Бледный язык
с желтым налетом
Полный пульс
Пустой пульс.
Наконец, продолжая обсуждение симптомати-
ки Инь-Ян, следует отметить, что, несмотря на
фундаментальные различия между Инь и Ян
в клинических проявлениях, они недостаточно
детальны для применения в практике. К приме-
ру, если лицо стало красным, то это указывает
на избыток Ян. Но это является лишь общим
утверждением, чтобы подобрать соответствую-
щее лечение, потому что лицо может стать крас-
ным из-за Избыточного Жара или же из-за Пу-
стого Жара из-за дефицита Инь (обе ситуации
относятся к избытку Ян). Если красное лицо вы-
звано Избыточным Жаром, то следует продол-
жить диагностику и уточнить, какой орган тому
виной: это может быть и Огонь Печени, и Огонь
Сердца, и Жар Легких или Жар Желудка. Лече-
ние будет разным для каждого из вариантов.
Теория Инь-Ян фундаментальна, и потому дает
лишь общее направление терапии. Как мы уви-
дим ниже, ее необходимо совмещать с Восьмью
Принципами и с теорией паттернов Внутренних
Органов, чтобы применить в конкретной кли-
нической ситуации (см. главы 30-42). Но тем не
менее эта теория очень важна для понимания
природы симптомов и признаков.
Взаимозависимость Инь и Ян
Инь и Ян противоположны друг другу, но одно-
временно они и взаимозависимы. Инь и Ян не
могут существовать изолированно, и это ясно
видно при рассмотрении физиологии организ-
ма. Все физиологические процессы - результат
противоположности и взаимозависимости Инь
и Ян. Функции внутренних органов в китайской
медицине иллюстрируют эту мысль.
Органы Инь и Ян
Органы Инь и Ян очень отличаются по функци-
ям, но в то же самое время в выполнении этих
функций они зависят друг от друга. В процессе
переработки пищи для производства Ци и Крови
органы Инь зависят от органов Ян, а органы Ян
зависят от органов Инь, так как питаются Кро-
вью и Эссенцией, которую хранят последние.
Строение и функции органов
Каждый орган имеет определенное строение,
представленное как самим материальным суб-
стратом органа, так и Кровью и жидкостями
внутри его (это составляющая Инь). В то же
время, каждый орган выполняет определенную
функцию (Ян), которая и зависит от строения,
и влияет на него. Например, строение Печени
представлено самим органом и Кровью, кото-
рая хранится в нем. Хранение Крови – функция

Page 15

ИНЬ-ЯН
15
Печени. Другой функцией Печени является обе-
спечение равномерного течения Ци по всему
телу. Обеспечивая равномерное течение Ци,
Печень обеспечивает движение Крови, и тем
самым - корректное выполнение своей функции
по хранению Крови. Это пример того, как функ-
ция Печени способствует поддержанию Печени
как материального субстрата. С другой сто-
роны, для выполнения своих функций Печень
нуждается в питании Кровью, а это уже пример
того, как составляющая Инь Печени помогает
ей выполнять свою функцию.
Функция (Ян) не может быть выполнена без
материального субстрата (Инь), а без функции
(Ян) орган не сможет перерабатывать и пере-
носить.
В 5 главе «Вопросов о простейшем» было ска-
зано: «Инь – Внутреннее, и это материальная
основа Ян; Ян – Наружное, и это проявление
Инь».
12
Взаимное поглощение Инь и Ян
Инь и Ян постоянно находятся в состоянии из-
менения таким образом, что когда один воз-
растает, другой расходуется, чтобы поддержать
баланс. Это хорошо видно на примере плавных
смен дня и ночи: когда день близится к концу,
Ян уменьшается, а Инь нарастает. То же мож-
но видеть в смене времен года: когда приходит
весна, Инь ослабевает, а Ян нарастает. Чтобы
сохранить равновесие, Инь и Ян постоянно «по-
глощают» друг друга. Когда один нарастает,
другой должен снижаться. Например, когда по-
года становится чрезмерно жаркой (Ян), вода
(Инь) в почве высыхает.
Поэтому:
Когда поглощается Инь, Ян нарастает.
Когда поглощается Ян, Инь нарастает.
Когда нарастает Инь, поглощается Ян.
Когда нарастает Ян, поглощается Инь.
В человеческом организме взаимное поглоще-
ние Инь и Ян можно проследить на примере рас-
смотрения как физиологических процессов, так
и патологических. С точки зрения физиологии,
взаимное поглощение Инь и Ян - это нормаль-
ный процесс, который сохраняет равновесие
физиологических функций. Такие превращения
мы видим, например, в регуляции потоотделе-
ния, мочеиспускания, температуры тела, дыха-
нии и т.д. Так, летом, когда погода жаркая (Ян),
мы потеем (теряем Инь) больше обычного; ког-
да же наружная температура слишком низкая
(Инь), мы дрожим (Ян), чтобы выработать не-
много тепла.
В условиях патологии Инь или Ян может увели-
читься и выйти из нормальных пределов, при-
ведя к ослаблению своего противоположного
качества. Например, в течение инфекционного
заболевания может повыситься температура
(избыток Ян), что может привести к Сухости
и истощению жидкостей тела (поглощение Инь).
Это можно расценить, как попытку сохранить
баланс Инь и Ян (жидкостей тела и повышен-
ной температуры) в организме, но это не нор-
мальное равновесие, а патологический баланс,
возникший из чрезмерного избытка Ян. Можно
пойти дальше и сказать, что само повышение
температуры является проявлением борьбы
с патогенным фактором, но это не изменит
факта избытка Ян, проявившегося повышени-
ем температуры, и приведшего к поглощению
Инь.
В условиях патологии могут быть четыре ва-
рианта ситуаций: избыток Инь или избыток Ян,
ведущие соответственно к поглощению Ян или
Инь, а также поглощение Инь или поглощение
Ян, ведущие к избытку Ян или Инь. Следует по-
нять, что избыток Ян и поглощение Инь не одно
и то же. При избытке Ян первичным является не-
нормальное нарастание Ян, которое ведет к по-
глощению Инь. При поглощении Инь первичным
фактором является дефицит Инь, резко нарас-
тающий и ведущий к относительной избыточно-
сти Ян.
Эта мысль проиллюстрирована пятью диаграм-
мами (рис. 1.10-14). На рис. 1.10 показан нор-
мальный баланс Инь и Ян.
Избыток Инь (рис. 1.11)
Примером этого может служить ситуация, когда
избыточный Холод (внешний или внутренний)
поглощает Ян, особенно Ян Селезенки. Это
Полный Холод.
Избыток Ян (рис. 1.12)
Примером этого может служить ситуация, ког-
да избыточный Жар (внешний или внутренний)
поглощает жидкости организма (они относятся
к Инь) и приводит к Сухости. Это Полный Жар.

Page 16

16
ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
Поглощение Ян (рис. 1.13)
Такое происходит, когда энергия Ян резко сни-
жается. Уменьшение энергии Ян ведет к холоду,
ознобу и другим симптомам, которые в опреде-
ленной степени сходны с симптомами избытка
Инь, но фундаментальным отличием является
то, что в случае избытка Инь, именно в избытке
и состоит проблема, и он тогда поглощает Ян. В
первом случае главной проблемой является де-
фицит Ян, а избыток Инь носит относительный
характер. Это Пустой Холод.
Поглощение Инь (рис. 1.14)
Такая ситуация возникает, когда имеет место
истощение энергии Инь. Уменьшение Инь мо-
жет привести к симптомам относительной избы-
точности Ян в виде чувства жара. Эта ситуация,
опять же отличается от состояния избыточного
Ян тем, что во втором случае избыток Ян явля-
ется проблемой, а в данном случае избыток Ян
носит относительный характер из-за первичной
слабости Инь. Эта ситуация называется Пустым
Жаром.
Обозначение различий между Пустым и Пол-
ным Холодом, а также между Пустым и Полным
Жаром имеет очень важное значение в практи-
ке: Пустой тип нуждается в поддерживающем
лечении, направленном на устранение дефици-
та, а Полный тип нуждается в терапии, направ-
ленной на изгнание патогенных факторов.
Бокс 1.1 обобщает информацию о Жаре и Хо-
лоде.
Бокс 1.1 Взаимное поглощение Инь-Ян:
ЖАР И ХОЛОД
Избыток Инь = Полный Холод
Избыток Ян= Полный Жар
Поглощение Ян= Пустой Холод
Поглощение Инь= Пустой Жар
Взаимная трансформация/
превращение Инь и Ян
Несмотря на противопоставление друг дру-
гу, Инь и Ян могут превращаться друг в друга.
Такая трансформация происходит не случай-
но, она определяется стадией развития и вну-
тренним состоянием системы, когда к опреде-
ленному времени созданы все условия для
трансформации. Ночь не может сменить день
Рис. 1.10 Баланс Инь Ян
Рис. 1.11 Избыток Инь
Рис. 1.13 Поглощение Ян
Инь
Ян
Рис. 1.14 Поглощение Инь
Рис. 1.12 Избыток Ян

Page 17

ИНЬ-ЯН
17
в любое время, а только тогда, когда настал мо-
мент угасания дня.
Второе условие этой смены определяется вну-
тренними качествами и свойствами предмета
или явления. Например, дерево может стать ка-
менным углем, а камень не может.
Процесс трансформации Инь и Ян друг в друга
можно наблюдать во множестве природных яв-
лений, таких, как смена дня и ночи, климатиче-
ских сезонов, самого климата и т.д.
Принцип взаимного превращения Инь-Ян имеет
множество приложений и в клинической прак-
тике. Понимание этой трансформации очень
важно для предотвращения болезней. Если мы
будем знать, как нечто превращается в свою
противоположность, мы сумеем предотвратить
это и достигнуть равновесия, что и является су-
тью китайской медицины.
Например, чрезмерная работа (Ян) без надле-
жащего отдыха вызовет чрезмерную недоста-
точность (Инь) энергий организма. Чрезмерно
долгая пробежка (Ян) может привести к силь-
ному замедлению (Инь) пульса. Чрезмерное по-
требление алкоголя может привести к приятной
эйфории (Ян), которая довольно быстро перете-
чет в похмелье (Инь). Чрезмерная тревога (Ян)
истощит (Инь) энергии организма. Чрезмерная
сексуальная активность (Ян) истощает Эссен-
цию (Инь). Поэтому баланс в диете, в работе,
упражнениях, эмоциях, сексуальной жизни яв-
ляется основой для профилактики в китайской
медицине, а понимание того, как Ян превраща-
ется в Инь и наоборот, позволит нам избежать
быстрого перехода одного в другое, такого
опасного для нашей физической и эмоциональ-
ной жизни. Конечно, это крайне трудная зада-
ча, поскольку современное западное общество
предпочитает кидаться от одной крайности
к другой.
Трансформацию Инь-Ян можно наблюдать и
при патологических изменениях, наблюдаемых
в клинической практике. Например, наружный
Холод может проникнуть в организм и через
некоторое время превратиться в Жар. Избыток
может легко стать Недостатком. Например, Из-
быточный Жар может повредить Жидкости тела
и привести к недостатку жидкостей. Недостаток
также легко может стать Избытком. Например,
недостаток Ян Селезенки может легко привести
к избытку Сырости или Флегмы. Поэтому край-
не важно суметь разглядеть трансформацию
Инь-Ян в клинической практике, чтобы долж-
ным образом провести лечение.
ИТОГИ
Из этой главы вы узнали:
Как понять концепцию Инь-Ян
Как классифицировать явления на Инь и Ян
Что такое четыре аспекта взаимоотношений
Инь и Ян
Как применяется теория Инь-Ян в китайской
медицине
О концепции недостатка Инь, недостатка Ян,
избытка Инь и избытка Ян
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Needham J 1977 Science and Civilization in China, vol.2.
Cambridge University Press, Cambridge, p 303.
2. Более подробное обсуждение исторического раз-
вития теории Инь-Ян не входит в число наших задач.
Читатель может обратиться к следующим изданиям:
Fung
Yu-Lan
1966
A
Short
History
of
Chinese
Philosophy.Macmillan,
New
York.
Granet M 1967 La Pensee Chinoise, Albin Michel. Paris.
Moore СА 1967 The Chinese Mind.University Press of Hawaii,
Honolulu. Needham J 1956 Science and Civilization in China,
vol. 2, Cambridge University Press. Cambridge. Wing Tsit
Chan 1969 A Source Book in Chinese Philosophy,Princeton
University Press, Princeton.
3. Granet M 1967 La Pensee Chinoise, Albin Michel, Paris,
p 367.
4. 1979 The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine –
Simple Questions (Huang Di Nei Jing Su Wen (
).
People’s Health Publishing House. Beijing, p 44.
5. Интересно сравнить это с отношением в Западной куль-
туре к левому как к «плохому» и к правому как «хороше-
му». Например, английское слово sinister, этимологиче-
ски принадлежащее к «левый», означает «гибельный».
Слово «cack-handed» значит и «левша», и «неуклюжий»,
а «dexterous» - «правша» и «умелый».
6. Simple Questions, p 31.
7. Science and Civilization in China, vol 2, p 41.
8. Simple Questions, p 31.
9. Cited in Bahm A 1960 Tao The King. Frederick Ungar
Publishing. NewYork, p 38.
10. Simple Questions, p 77-78.
11. Ibid., p 32.
12. Ibid., p 42-43.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Needham J 1977 Science and Civilization in China, vol. 2.
CambridgeUniversity Press, Cambridge.
Fung Yu Lan 1966 A Short History of Chinese Philosophy, Free
Press,New York.
Moore СЛ 1967 The Chinese Mind, University Press of Hawaii,
Honolulu.
Wing Tsit Chan 1969 A Source Book in Chinese Philosophy,
Princeton University Press. Princeton.
Kaptchuk T 2000 The Web that has no Weaver - Understanding
Chinese Medicine, Contemporary Books, Chicago.
Wilhelm R 1967 The I Ching, Routledge & Kegan Paul, London.
Wang Bi 1994 The Classic of Changes (translated by R J Lynn),
Columbia University Press, New York.

Информация о работе Концепция инь ян