Клинико-физическое обоснование назначения ЛФК при бронхиальной астме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:55, научная работа

Описание работы

Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. "Ворона". Исходное положение: сидя на  скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

2. "Гуси". Исходное  положение: сидя на скамейке, руки  к плечам. Сделать вдох, затем  наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз.

3. "Жук летит". Исходное положение: сидя на  скамейке, руки на поясе. Сделать  вдох, повернуть туловище направо,  правую руку отвести в сторону  и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. "Аист". Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

5. "Журавль". Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

6. "Игра в  мяч". Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны.  Большой резиновый мяч держать  двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков.

7. "Коршун". Исходное положение: стоя, ноги  вместе, руки на голове (вдох). Быстро  присесть, руки опустить вниз, обхватить  руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

8. "Птица летит". Быстрая ходьба и бег по  комнате (15-20 секунд), руки расставлены  в стороны – движение вверх,  вниз. Дыхание произвольное. По окончании  бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. "Заблудился". Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть  и на выдохе громко и протяжно  прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Исходное положение:  ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад  на носок, одновременно руки  поднять вперед и вверх ладонями  внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.

2. Исходное положение:  ноги расставить в стороны,  руки вдоль туловища. Поднять  руки вперед (вдох). Затем медленно наклонить туловище вперед и вниз. Покачиваясь в согнутом положении (ноги не сгибать в коленях!), несколько раз достать пол концами пальцев (выдох). На выдохе произносить звук З-З-З. Повторить 3-4 раза.

3. Исходное положение:  ноги расставлены в стороны, руки с гимнастической палкой подняты вверх. Вдохнуть, затем наклонить влево туловище, руки и палку (выдох). Принять исходное положение (вдох), затем сделать такой же наклон в другую сторону (выдох). Выдох делать медленно. На выдохе протяжно произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. Исходное положение:  лежа на спине (на коврике), ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Сделать вдох, после чего ноги  согнуть в коленных суставах, обхватить руками и сильно  притянуть к груди (выдох). На выдохе произносить протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

5. Исходное положение:  лежа на спине (на коврике), ноги вместе, руки вытянуть вверх  (лежат на коврике). Сделать вдох, после чего взмахнуть прямыми  руками и перейти в положение  сидя, потянуться вперед – руки вытянуть, пытаясь достать пальцами рук носки ног. Выдох делать протяжный с одновременным громким произношением звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза.

6. Исходное положение:  стоя, ноги вместе, руки опущены  вдоль туловища. Подняться на носки, плечи оттянуть назад, ладони повернуть от себя – наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться в исходное положение – сделать полный выдох с протяжным произношением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

7. Исходное положение:  ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.

8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты.

9. Исходное положение:  сидя на стуле, откинуться на  спинку, руки опустить вниз. Мышцы  расслабить. Затем руки развести  широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки  на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Период  приступа

При появлении  предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.

Больного следует  предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая  бронхиальные рецепторы, может приводить  к усугублению и распространению  спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Межприступный период

В межприступный  период больной должен овладеть поверхностным  дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.

Упражнения с  медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая  из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

"Звуковая  гимнастика" способствует формированию  правильного чередования фаз  вдоха, выдоха и дыхательной  паузы; путем вибрации расслабляет  спазмированные бронхи, способствует  лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При "звуковой гимнастике" делают вдох через нос (1-2 с), паузу (1 с), активный выдох через рот (2-4 с), паузу (4-6 с). К достоинствам этой гимнастики можно отнести возможность практически постоянного применения в поликлинических и санаторных условиях после обучения больных.

Кроме "звуковой гимнастикий, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек. Используются также системы резистивной тренировки дыхательных мышц (Resistance Muscle Training System).

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный  выдох в течение 3-4 с и фиксируют  паузу 3-4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6-8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2-3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К. П. Бутейко  может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3 больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Элементы йоги включают "асаны" – физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и "пранаяма" – специальные  дыхательные упражнения в определенной последовательности.

Методика произвольного  снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим  подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином "дыхательный интервал". Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.

При обучении произвольному  снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением  возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно  составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3 etc. В  результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

Тренировку в  ходьбе начинают с выработки у  больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать следующий ритм движения: на 1-2 шага – вдох, на 3-4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движении и уменьшением числа остановок.

МЕТОДЫ УЧЕТА  ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛФК

1. Субъективное  определение качества жизни детей  по адаптированному на русский  язык опроснику Childhood Asthma Questionnaire: хорошим результатом считается  ликвидация приступов удушья, одышки (возможно сохранение легкой одышки и кашля при физической нагрузке и охлаждении), редкое использование симпатомиметиков, полный отказ от глюкокортикоидов.

2. Определение  пиковой скорости выдоха при  помощи пикфлуометра перед началом  тренировки и после нее, перед началом цикла тренировок и после его окончания. Расчет коэффициента бронходилатации, который при хорошем результате превышает 15%: КБ= (ОФВ1 после лечения – ОФВ1 до лечения) х 100% / ОФВ1 до лечения.

3. Определение  уровней кортизола в крови  и моче.

4. Оценка функционального  состояния дыхательных мышц при  помощи рентгенопневмополиграфии (амплитуда  смещения ребер и диафрагмы).

Информация о работе Клинико-физическое обоснование назначения ЛФК при бронхиальной астме