Клинические термины в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:45, творческая работа

Описание работы

презентация о роли латинского языка медицинской терминологии

Работа содержит 1 файл

клинич.pptx

— 1.56 Мб (Скачать)

Министерство здравоохранения  РК

Карагандинский государственный  медицинский университет

Кафедра русского языка

 

СРС

На тему: Словообразование в клинической терминологии

 

 

 

Подготовила: студентка группы273ОМ

Жабровец А.

Проверил: канд.филол.наук, доцент

Сизов Д.В.

 

 

Караганда 2012

 

    • Главную роль в формировании терминологии играет именно словообразование, так как классификация производных слов на основе словообразовательных средств и их значений является ценнейшей, по определению Л.Л.Путиной, "естественно данной для терминологических систем классифицирующей сеткой, совпадающей в основных чертах с классификационными рубриками понятий"  
       
    • Организующим началом в образовании таких отдельных подсистем терминологии оказывается, как и в литературном языке, способ словообразования, диктующий главные закономерности построенных по этому способу терминологических моделей и структурно-семантические свойства этих последних. Это позволяет говорить по отдельности о роли префиксации, суффиксации и словосложения для формирования подсистем терминообразования. 
       
    • В наиболее полном виде в терминологии сохраняется подсистема префиксации латинского литературного языка. Терминологическая

 префиксальная подсистема, полностью заимствовав ядро префиксальной 

 подсистемы латинского языка, перестраивает ее периферию, приспосабливая и те, и другие модели к требованиям большей унифицированности, однозначности и системности, характерным душ терминологии. 
 

    • Расширение префиксальной подсистемы за счет греческих префиксов сопровождалось и целой совокупностью новых синтагматических и парадигматических характеристик словообразовательных моделей: к первым принадлежит способность греческих префиксов объединяться в одном производном с латинскими корнями или основами, ко вторым - их способность служить формированию словообразовательных парадигм или своеобразных микро-полей, единицы которых связываются между собой разными типами семантических отношений (антонимических, гиперо-гипонимиче-ских, синонимических и т.п.). 
       

Большинство префиксальных моделей служит в терминологии выражению  пространственных значений, что объясняется прагматической значимостью в медицине точного указания на место  заболевания или органа, подлежащего  лечению или являющегося непосредственным объектом наблюдения (особенно в нормальной и топографической анатомии, гистологии и др.) 
 

    • В терминологии клинической медицины широко используются также 

 словообразовательные модели с оценочными, в частности, негативными значениями, что нередко создает возможность противопоставления по шкале "много-мало-нет". 

    • Подсистема суффиксации латинского литературного языка подвергается в терминологической системе сильной модификации. Из 32 суффиксов латинского языка только 11, наиболее продуктивных, активно участвуют в деривационных процессах терминологического характера. 
       
    • в терминологической системе начинает функционировать помимо них свыше трех десятков суффиксов, среди которых: 1) суффиксы греческого происхождения, составляющие группу в 17 единиц и образующие интернациональный слой в медицинской терминологии; 2) новые суффиксы латинского происхождения. которые в системе латинского субстантивного словообразования не функционировали и стали строить словообразовательные ряда лишь в пределах терминологической системы - всего 16 единиц.  
       
    • Суффиксы играют в терминологии классифицирующую роль, отражая классификацию понятий и позволяя выделить такие ономасиологические категории, как: 1) анатомогистологические образования; 2) конкретные единицы а) биологии и ботаники, б) фармацевтической химии и биохимии, в) микробиологии с бактериологией и паразитологией; 3) естественные процессы и состояния в организме; 4) патологические процессы и состояния; 5) методы обследования и лечения; 6) диагностическая и хирургическая аппаратура и инструменты. 

Претерпела существенные изменения и система латинского словосложения. Это сказалось в терминологии не столько в сфере функционирования определенных моделей сложных слов (в латинском языке число моделей  было не столь значительным, и в  терминологии представлены по существу те же саше модели ), сколько в сфере  влияния ряда типичных образцов с  частотными компонентами, по аналогии с которыми создаются ноше терминологические единицы 
 

    • В соответствии с ономасиологическим подходом выделяются признаковые и базисные терминоэлементы, которые могут вступать между собой не только в синтагматические отношения, но и в парадигматические, создавая терминообразовательные ряды, цепочки и парадигмы, что служит важным фактором системной организации терминологии. 
       
    • В зависимости от терминологического значения все базисные терминоэлементы разделены на группы, отражающие следующие понятия: 1) психолого-физиологические процессы, происходящие в организме; 2) заболевания, патологические состояния и процессы; 3) методы и инструменты обследования; 4) методы и средства лечения; 5) хирургические операции и инструменты; 6) наука, учение. 
       
    • Для становления терминологической системы и ее дальнейшего развития важную роль играют словообразовательные парадигмы и гнезда, объединяющие аффиксальные и сложные термины разных частей речи, свидетельствующие, с одной стороны, о тесном взаимодействии между подсистемами словообразования (префиксацией, суффиксацией и сложением), характерном и для литературного языка, а с другой стороны, о системности и классификационной регулярности терминов, соответствующей подобной регулярности отражаемых ими понятий. 
       
    • В словообразовательных парадигмах и гнездах заложенытермино-образовательные возможности терминологической системы, поэтому они могут использоваться для прогнозирования неологизмов в медицинской терминологии.

  
 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Информация о работе Клинические термины в медицине