Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:37, биография
Имя Елизаветы Петровны Карцевой стало священным для русского воина, да и не только для русского. На памятнике этой легендарной женщины, прослужившей на поприще милосердия более 40 лет, на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выбита надпись: «Больше той любви никто же не имать, да кто душу свою положит за други своя (Севастополь, Черногория, Болгария, Турция) Да любите друг друга, яко же и Я возлюбил вы». Две цитаты из Евангелия и название мест боевых подвигов Е.П. Карцевой отражают суть её жизненного пути. Она стала одной из первых русских сестёр милосердия, когда сестринское движение только зарождалось.
Елизавета Петровна Карцева
Имя Елизаветы Петровны Карцевой стало
священным для русского воина, да
и не только для русского. На памятнике
этой легендарной женщины, прослужившей
на поприще милосердия более 40 лет,
на кладбище Новодевичьего монастыря
в Санкт-Петербурге выбита надпись:
«Больше той любви никто же
не имать, да кто душу свою положит
за други своя (Севастополь, Черногория,
Болгария, Турция) Да любите друг друга,
яко же и Я возлюбил вы». Две
цитаты из Евангелия и название мест
боевых подвигов Е.П. Карцевой отражают
суть её жизненного пути. Она стала
одной из первых русских сестёр милосердия,
когда сестринское движение только
зарождалось.
Елизавета Петровна Карцева родилась
в 1823 году в Старорусском уезде Новгородской
губернии в небогатой помещичьей семье.
Сведений о её жизни в детстве и юности
практически нет. Известно, что в семье
Карцевых «воспитание детей было трудовым:
они помогали в обработке земли, продаже
урожая, заготовке выращенных ягод». С
детства в семье утверждались нравственные
начала на основе религиозных. Мать стремилась
определить сыновей в кадетский корпус,
а дочь – в институт благородных девиц.
В юности Елизавета Карцева была увлечена
идеями известного хирурга и педагога
Николая Ивановича Пирогова (1810-1881), в частности,
изложенными в его работе «Идеал женщины»,
в которой он обсуждал вопросы женской
эмансипации и роль женщины в развитии
общества. Эта работа Пирогова никогда
не издавалась, и его поклонники, в том
числе и Карцева, переписывали её от руки
и распространяли в своих кругах.
27 ноября 1855 года во время Крымской войны
Елизавета Карцева вступила в Крестовоздвиженскую
общину, готовившую сестёр милосердия
для отправки на фронт. Вскоре она отправилась
с отрядом сестёр в Крым. Николай Иванович
Пирогов, возглавлявший госпитальное
дело во время войны, оценив по достоинству
личность Елизаветы Петровны, направил
её старшей сестрой главного отряда в
Симферополь. Отряд состоял из 28 дежурных
сестёр в двух госпиталях Симферополя,
куда были перевезены тяжелораненые и
ампутированные.
Священник С.К. Махаев писал о Е.П. Карцевой
в своей книге «Подвижницы милосердия»:
«Вся сгорая жаждой подвига, вся отдавшись
новому для нее делу помощи страждущим,
она быстро изучила его под руководством
знаменитого Пирогова, сразу угадавшего,
какое огромное любящее сердце бьется
в груди этой самоотверженной женщины».
О первых подвигах Карцевой известно
главным образом благодаря Пирогову. Из
его писем жене, написанных с Крымской
войны, можно составить представление
о личности Елизаветы Петровны: «Карцева
принялась совестливо за дело, и мы с ней
так поставили запущенный госпиталь на
ногу, что теперь не узнаешь. Отдали вместе
с нею смотрителя под следствие, завели
контрольные дежурства из сестер, и обо
всем каждый день она приходит сообщать
отчет»; «Карцева…несмотря на то, что
мала ростом, так славно работает в госпиталях,
что любо смотреть»; «Карцева просто неутомима,
день и ночь в госпитале; и варит для больных,
и перевязывает, и сама делает все, и всякий
день от меня выходит с новыми распоряжениями».
Н.И. Пирогов писал впоследствии Э.Ф. Раден
о Карцевой (27 февраля 1876 г.): «Когда же,
наконец, прибыла и третья значительная
личность общины (Крестовоздвиженской),
Е.П. Карцева, с некоторыми новыми сестрами,
и прямо выехала в Симферополь, где приняла
дирекцию одной партии сестер, то уж была
введена настоящая гармония в воззрениях
и действиях общины. Е.П. Карцева, хотя
моложе и неопытнее Хитрово и Бакуниной,
притом она молчаливого и тихого нрава,
показала, однако, что у нее много такта,
последовательности и особенной самостоятельности
в исполнении взятых на себя обязанностей.
Попечение о больных, надсмотр и контроль
госпитальной прислуги ведены были этими
тремя личностями с такою бдительностью
и энергией, что их действия невольно повлияли
на всех членов госпитальной администрации,
и все отношения к общине существенно
изменились…
Симферопольские лазареты и бараки были
наполнены ранеными после штурма Малахова,
и меж ними царствовали тиф и кровавый
понос…
Я заботился, на сколько мог, с пользой
распределить сестер с…молодыми врачами
по разным лазаретам…В городских лазаретах
действовали Е.А. Хитрово и Е.М. Бакунина
с Тарасовым, Хлебниковым и другими врачами.
На другой половине симферопольских госпиталей
действовали сердобольные с военными
медиками. Е.П. Карцеву с Боткиным и еще
несколько молодых врачей я занял в бараках,
лежащих вне города. Это был лучший период
существования общины во всей ее истории…».
Приведу отрывки из воспоминаний Екатерины
Михайловны Бакуниной (1811-1894), также прославившейся
в Крымскую войну: «…приехали в Симферополь.
Тотчас же я пошла к Екатерине Александровне
Хитрово, и с ней вместе вечером к Николаю
Ивановичу Пирогову, где увидала Елизавету
Петровну Карцеву. О ней я не буду говорить:
она слишком хорошо известна и теперь,
как самая отличная сестра, и в Крестовоздвиженской,
и в Георгиевской общинах. Она произвела
на меня очень приятное впечатление. Елизавета
Петровна очень встревожена была всем,
что здесь происходило…
Екатерина Александровна (Е.А. Хитрово
– настоятельница Крестовоздвиженской
общины) скончалась. Боже мой! За что Бог
лишил общину такой примерной сестры милосердия…
Я получила короткое письмо от Тарасова;
они там все в отчаянии, а ее помощница,
Елиз. Петр. Карцева, которая во время ее
болезни управляла общиной, лежит в тифе,
так что доктор Тарасов по необходимости
остался во главе симферопольского отделения.
Я ему писала в полной надежде, что Елиз.
Петр. поправится; я находила, что она вполне
может занять место Екатерины Александровны…
Совсем не помню, что я писала (Н.И. Пирогову),
но вижу по его ответу, что именно я ему
писала о ней. Он же мне пишет, что на это
мне будет отвечать откровенно и без затруднения.
Отдав полную справедливость всем качествам
сестры Карцевой, он пишет, что, несмотря
на все ее достоинства, она не может и не
хочет быть пастырем нашего стада…И кончает
так: “Итак, с теплой верой в Бога и упованием
на Его всемогущество и милосердие, принимайте
тяжелый крест правления. Елизавета Петровна
поправляется и просит вас тоже принять
эту должность…
Наконец 14 мая (1856 г.) я приехала в Симферополь.
Слава Богу, я нашла сестер в очень хорошем
положении. Были некоторые не совсем здоровы,
но не в опасности. Елиз. Петр. Карцева
давно совершенно поправилась и заведовала
и распоряжалась служением сестер. Сестры
были в лагере, где было до 1600 больных в
это время».
После окончания Крымской войны Е.П. Карцева
продолжала работать старшей сестрой
Крестовоздвиженской общины, которую
после смерти Е.А. Хитрово возглавила Е.М.
Бакунина, а в1860-1867 гг. возглавляла её.
Пирогов писал Бакуниной: «Если община
будет наконец введена в военные петербургские
госпитали, то я бы советовал поручить
их непременно Елизавете Петровне, - никому
другому…».
По той же причине, что и Е.М. Бакунина,
Е.П. Карцева вынуждена была уйти из общины,
не примирившись с тем, что великая княгиня
Елена Павловна пыталась превратить её
в религиозный орден. В 1867 году Елизавета
Петровна поступила в московскую Лепешкинскую
лечебницу, содержавшуюся на средства
семьи Мосоловых, в которой проработала
до 1870 года.
В конце 1870 года Карцева по рекомендации
С.П. Боткина (1832-1889), с которым вместе трудилась
в Крыму, была приглашена в Свято-Георгиевскую
общину сестёр милосердия и приехала в
Санкт-Петербург.
Свято-Георгиевская община начала свою
деятельность 26 ноября 1870 года под покровительством
цесаревны Марии Фёдоровны, супруги будущего
императора Александра III. Цели и задачи
Общины были определены в её уставе очень
широко: «Главная цель Общины – подготовление
сестер милосердия для ухода за больными
и ранеными в военное время – находится
в прямой связи с другим высокоблаготворительным
делом доставления возможности нуждающимся
классам одной из беднейших частей города
пользоваться лечением и уходом бесплатно».
Помощь нуждающимся понималась разносторонне:
«Наше маленькое учреждение – такая среда,
куда стекается теперь немалое число больных,
для которых доброе слово, указание, сочувствие,
маленькая поддержка весьма важны. Ободрить,
расспросить, походатайствовать: старушку
ли определить в богадельню, ребенка ли
поместить в детскую больницу, придумать
работу нуждающемуся в ней, снабдить мясною
пищей на несколько дней истощенного,
грамотку подарить ребенку, который хотел
бы учиться, да книг не имеет, навестить
на квартире несчастных, чтобы удостовериться
в их положении – вот разнообразные милости,
которые можно оказать приходящим за врачебным
пособием в Общину».
Идея создания Свято-Георгиевской общины
принадлежала председательнице 5-го Санкт-Петербургского
комитета Российского общества Красного
Креста (РОКК) графине Е.Н. Гейден (1833-1894).
Она же привлекла к созданию Общины председательницу
2-го Санкт-Петербургского комитета РОКК
принцессу Е.М. Ольденбургскую (1845-1925).
Медицинскую часть в Общине возглавил
С.П. Боткин.
Свято-Георгиевская община стала первой
в Петербурге общиной сестёр милосердия,
созданной в ведении Российского общества
Красного Креста, равно как и первой сестринской
общиной, основанной в мирное время для
попечения о раненых и больных воинах
на совершенно иной концепции, нежели
другие общины. Основу Общины первоначально
составляли 5 сестёр Крестовоздвиженской
общины. Елизавета Петровна Карцева была
назначена настоятельницей Свято-Георгиевской
общины. На этом посту она прослужила более
25 лет вплоть до своей кончины.
История Общины началась с устройства
маленькой больницы на 10 коек с аптекой
и амбулаторным приёмом, где осуществлялась
практическая подготовка сестёр. Изначально
занятия с сёстрами вела сестра-настоятельница
Е.П. Карцева. В больнице в основном обслуживались
рабочие предприятий Петроградской и
Выборгской стороны.
Сначала Община арендовала помещение
в Петербургской части, на Гребецкой улице
в доме Фомина. В 1871 году переехала в собственный
дом (перестроенный дом лейб-хирурга П.А.
Нарановича у Сампсониевского моста на
Петербургской стороне, ныне Выборгская,
9). Здесь 21 декабря 1874 года в присутствии
императорской семьи была освящена церковь
в честь св. Георгия. Одноярусный иконостас
для храма в 1871 году пожертвовала великая
княгиня Мария Фёдоровна в ознаменование
рождения великого князя Георгия Александровича.
Долгое время духовным руководителем
Георгиевской общины был отец Алексей
Колоколов.
В 1873 году при Общине было открыто отделение
для призрения сирот и детей, родители
которых проходили стационарное лечение
в общинной больнице.
В 1879 году постановлением Военного Совета
Общине был передан в безвозмездное пользование
участок земли со зданием старого склада
на берегу Невы, принадлежавший Клиническому
военному госпиталю. Община купила и соседний
участок. В следующем году начались работы
по перестройке здания склада под главный
трёхэтажный корпус с двумя двухэтажными
боковыми флигелями. Одновременно были
возведены два терапевтических корпуса
(на 45 коек каждый) – Александровский и
Мариинский, каменная часовня и ряд других
строений. На первом этаже главного здания
размещались лечебница для приходящих
и аптека, на втором – жилые помещения
сестёр и врачей, на третьем находились
церковь и зал для общих собраний. На территории
общины разбили сад. 9 декабря 1882 года в
присутствии императрицы Марии Фёдоровны
митрополит Исидор освятил новое помещение
Общины с храмом и часовней для отпевания.
К храму впоследствии была приписана домовая
церковь графа А.Д. Шереметева, долголетнего
благотворителя Общины, а с 1896 года – церковь
св. Ольги при лечебно-благотворительном
заведении Общины в Дудергофе. Общине
принадлежала также освящённая 23 апреля
1892 года часовня у Сампсониевского моста.
После строительства новых зданий Общины
прежний дом был перестроен и использовался
как доходный в пользу общины дом.
В 1886-1888 гг. был возведён Евгеньевский
хирургический барак, а в 1892-ом устроены
«институт для гидротерапии, электротерапии,
массажа, врачебной гимнастики» и лаборатория
на Оренбургской ул., 4. Появились здания
Общины и за пределами Санкт-Петербурга.
В 1894 году было решено устроить убежище
им. графини Е.Н. Гейден для престарелых
и расстроивших здоровье сестёр. Для этой
цели на средства попечительницы Общины
графини М.А. Сольской был приобретён участок
земли в Дудергофе с церковью и рядом строений.
В 1897 году в память о Е.Н. Гейден Община
открыла в Дудергофе детскую приют-колонию
на 30-40 детей, в 1901-ом каменный барак для
онкологических больных в память Е.П. Карцевой.
Община также владела лесной дачей в селе
Городищи Новоладожского уезда.
В 1874 году при Общине была открыта школа
фельдшериц, которую могли посещать не
только сёстры Общины, но и посторонние
лица. Курс был трёхгодичным. Эта школа
дала отечеству немало специалистов среднего
медицинского персонала. В Центральном
государственном историческом архиве
Санкт-Петербурга сохранились многочисленные
запросы от уездных и губернских земских
управ с приглашением выпускниц школы
для службы в земских лечебных учреждениях
в самых разных уголках России. В 1882 году
школа была закрыта, Община предпочла
не отвлекаться от выполнения своих главных
задач.
Георгиевская община покровительствовала
первому в России приюту-школе для умственно
отсталых детей, открытому в Санкт-Петербурге
в 1894 году стараниями Екатерины Константиновны
Грачёвой (1866-1934), посвятившей около 40 лет
обучению глубоко умственно отсталых
детей.
Кроме больницы самой Общины, её сёстры
несли службу и во многих других медицинских
учреждениях. Персонал Общины осуществлял
также преподавательскую и научную деятельность.
Сёстры делились опытом своей работы,
распространяли сестринское движение
в отдалённых регионах России. Так, в 1896
году Свято-Георгиевская община основала
первую общину в Средней Азии – Туркестанскую.
Эту миссию с большим успехом выполнила
баронесса Вера Егоровна Врангель (1832-1915),
ставшая после смерти Е.П. Карцевой сестрой-настоятельницей
Свято-Георгиевской общины.
Будучи настоятельницей Свято-Георгиевской
общины, Елизавета Петровна Карцева ещё
дважды трудилась на полях сражений. В
1875 году во время войны Черногории с Турцией
она возглавила отряд сестёр милосердия,
отправленный на помощь черногорцам. Когда
сестры Общины покидали Черногорию, князь
Черногорский обратился к Елизавете Петровне
с такими словами: «В ту минуту, когда Вы
возвращаетесь на родину, радуюсь, что
могу быть относительно Вас и Ваших любезных
и преданных сотрудниц, истолкователем
благодарности всей страны, особенно же
раненых и больных, которые благословляют
благодетельные руки, успокоившие их страдания».
На проводах в госпитале один из раненых
сказал сестре Карцевой: «Мать, ты завтра
уезжаешь: когда доедешь до Катарро, сними
свой портрет и пришли его нам: мы повесим
его в госпитале, чтобы все видели, какой
была черногорская мать».
С началом русско-турецкой войны (1877 г.)
Свято-Георгиевская община оправила в
действующую армию два отряда сестёр милосердия.
Уже пожилая Карцева трудилась во главе
отряда из 27 сестёр на этапах в Румынии,
Болгарии, в госпиталях Горного Студня,
Тырново, Габрово, Сан-Стефано. Её отряд
был один из немногих допущенных на передовые
позиции близ осаждённой Плевны. Следуя
за русскими войсками, отряд Карцевой
преодолел Шипкинский перевал и, пройдя
через всю Болгарию, трудился в Андрианополе
и Филипполе, в непосредственной близости
от Турции.
Брат Елизаветы Петровны Павел Петрович
Карцев, командовавший 3-й пехотной дивизией
и посетивший сестру в одном из лазаретов,
вспоминал: «Внутренность шатра представляла
ужасающее зрелище. Вскрикивание, стоны,
хрипение, бред – все это смешивалось
в какой-то раздражающий душу гул…В конце
шатра несколько докторов без сюртуков,
с засученными рукавами, суетились возле
столов, на которых лежали голые люди,
а вокруг пахло кровью и хлороформом. У
одного ампутированного стояла сестра
моя; я не виделся с нею 2 года, со времени
отъезда ее в Черногорию. Увидя меня, она
быстро подошла и, целуя, проговорила:
“Здравствуй и, ради Бога, уходи скорее.
Теперь видишь, некогда слова сказать,
приезжай после, когда управимся”…Мне
страшно было оглянуться…Из шатров ежеминутно
выносили умерших и клали тут же, так что
образовались уже ряды трупов, покрытых
простынями и шинелями».
Н.И. Пирогов, считавший Карцеву образцовой
сестрой, писал: «И Е.П. Карцева на театре
войны в Болгарии, и Е.М. Бакунина, действовавшая
в эту войну в Азиатской Турции, могут
служить для нас идеалом старших сестер…
Кто из очевидцев не убедился, какое значение
имеет…деятельность Карцевой, обратившей
обязанности сестры в духовное призвание
жизни? Кто не видел ее самоотвержения
на театре войны и кому понятна будет ее
неусыпная 25-летняя деятельность в деле
частной помощи, если основанием ее не
будет принято высшее духовное начало?».
Имя Елизаветы Петровны Карцевой стало
одним из священных для русского воина.
Скончалась она на своём посту настоятельницы
Свято-Георгиевской общины 24 октября 1898
г. на 76-ом году жизни.
Через 10 лет после кончины Е.П. Карцевой
в отчёте Свято-Георгиевской общины за
1908 год был опубликован некролог, написанный
главным врачом Общины Н.Я. Чистовичем
сразу после её смерти, но так и не напечатанный.
Он писал: «Одаренная выдающимся умом
и непреклонной волей, Елизавета Петровна
воспитывала сестер милосердия всего
более своим личным примером. Она требовала
от них полного забвения своих личных
интересов, полного самоотвержения во
имя любви к страждущему; она буквально
применяла к жизни слова Христа: «Кто не
оставит отца своего и матерь свою ради
Меня, не может за Мной идти». Считая главной
чертой сестры милосердия полное бескорыстие,
в самом широком смысле этого слова, Елизавета
Петровна принципиально не допускала
каких-либо наград и отличий сестрам: “Только
сознание честно исполненного долга должно
быть наградой сестры” – было ее заветом
своим ученицам…Из множества желавших
поступить в Общину она избрала этих немногих
женщин, которые могли увлечься ее примером
и вместе с нею положить жизнь свою за
други, но зато немногие создали блестящую
историю Георгиевской общины».
Если вам доведётся оказаться в Новодевичьем
монастыре Петербурга, то, посетив, как
принято, могилы известных поэтов и художников,
вспомните и о могиле одной из «лучших
русских женщин» - Елизаветы Петровны
Карцевой.
Список использованной литературы:
1.Н.И. Пирогов. Севастопольские письма
и воспоминания. М., 1950
2.Е.М. Бакунина. Воспоминания сестры милосердия
Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.).
Село Казицыно, 1888-1889 гг.
3.Н.В. Слепкова. Свято-Георгиевская община
- из книги «Сестры милосердия». СПб., 2005
4.М.И. Кунките. Петербург – «разсадник»
сестринского дела в России.
5.С.К. Махаев. Подвижницы милосердия. М.,
1914
История вышивки крестиком
Почему