Юридические аспекты оказания первой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

В уголовном кодексе РФ существует две статьи, посвященные оказанию помощи. Статья "Неоказание помощи больному" (ст. 124 УК РФ) подразумевает ответственность МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА , если он не оказал медицинскую помощь. Статья "Оставление в опасности" (ст. 125 УК РФ) подразумевает ответственность ГРАЖДАНИНА, не сообщившего о случившемся, и прошедшего мимо пострадавшего.

Работа содержит 1 файл

Юридические аспекты оказания первой помощи.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

ГБОУ  ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»  МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ 

Кафедра терапии и сестринского дела с  уходом за больными 
 

                  Заведующий кафедрой

                  д.м.н., профессор 

                  Назифуллин  В.Л. 
                   

РЕФЕРАТ

на  тему:

«Юридические аспекты оказания первой помощи» 
 
 
 
 

              Выполнил: студент Л-109Б группы Кантимерова Л.Р. 

              Проверил: Фаршатов Р.С. 
               
               
               
               
               

Уфа - 2012

       Уже давно не для кого не секрет, что  оказание помощи на догоспитальном этапе  значительно увеличивает шансы  пострадавшего на выживание. При  этом в Российской Федерации до приезда бригады скорой медицинской помощи первая помощь пострадавшим практически не оказывается. (Возникает вопрос : «Почему?») Почему же люди боятся оказывать первую помощь? Связано это с различными факторами. Недостаточная нормативная база, низкий уровень подготовки к оказанию первой помощи, недостаточное или отсутствующее оснащение. Кроме этого, одним из основных демотивирующих факторов, снижающих частоту оказания первой помощи, является боязнь потенциальных участников ее оказания последующего судебного преследования в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего в ходе оказания первой помощи. Главными причинами не оказания первой доврачебной помощи являются:  
1.Страх юридической ответственности, если что не так.                                       

2. Незнание, как помочь.

       Что делать?

       Как думают многие люди: Если не знаешь, как помочь, лучше не подходить к пострадавшему, а то можно навредить. Именно так считают многие люди. Есть такая байка: Ехал мотоциклист. Было холодно. Что бы было по теплее, он одел куртку застежками на зад. Попал в аварию. А добрые люди, пытаясь ему помочь, повернули голову правильно(по их мнению).

       Виновен или не виновен гр-н оказавший  помощь (в случае наступления тяжких последствий), устанавливает только суд. Поэтому, даже из благих побуждений, но не обладая необходимыми навыками и познаниями, Вы причините вред потерпевшему, будьте уверены, будете нести уголовную ответственность, а умышленно или по неосторожности, будет устанавливать дознание и следствие.

       Данная  проблема в полной мере касается и  сотрудников скорой медицинской  помощи, которые при оказании помощи зачастую сокращают объем мероприятий  за счет рискованных и инвазивных методик. Связано это, в том числе, и с нежеланием нести ответственность за возможное нанесение вреда пострадавшему.

       В уголовном кодексе  РФ существует две  статьи, посвященные  оказанию помощи. Статья "Неоказание помощи больному" (ст. 124 УК РФ) подразумевает  ответственность  МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА , если он не оказал медицинскую помощь. Статья "Оставление в опасности" (ст. 125 УК РФ) подразумевает ответственность ГРАЖДАНИНА, не сообщившего о случившемся, и прошедшего мимо пострадавшего.

       Гражданин РФ не ОБЯЗАН, оказывать  первую помощь, если он этого делать не хочет.

       Во  многих странах мира, извлекать пострадавших из авто (даже в случае пожара - только пользоваться огнетушителем), при ДТП, запрещено законом, что бы не навредить. В ПДД также нет такой обязанности  водителя. Посмотрим, как решается данная проблема в развитых странах мира. В большинстве стран существуют правовые нормы, защищающие лиц, причинивших неумышленный вред пострадавшему в ходе оказания помощи, от юридической ответственности и имеются соответствующие судебные прецеденты. Сделано это с целью стимулирования общественности, и, в том числе, сотрудников неотложных служб и скорой медицинской помощи, к оказанию полноценной помощи пострадавшим. Частота и качество оказания помощи пострадавшим хорошие результаты лечения говорят об эффективности данных законодательных мер. Однако в Российской Федерации в связи с крайне редким оказанием первой помощи пострадавшим соответствующая правоприменительная практика к настоящему моменту не сложилась.

       Был изучен и оценен с точки зрения возможности и целесообразности адаптации для российского законодательства зарубежный опыт защиты от юридической ответственности в случае причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего в процессе оказания ему помощи на догоспитальном этапе. Проведенные исследования показали следующее.

       Для стран англо-саксонской правовой семьи (США, Канада, Австралия) характерно издание отдельного нормативного акта (Закона Доброго Самаритянина) в рамках гражданского законодательства, освобождающего от возмещения ущерба в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего в процессе оказания первой помощи, при условии отсутствия в действиях лица, оказывающего первую помощь, признаков крайней небрежности. В зависимости от юрисдикции могут также устанавливаться дополнительные условия освобождения от юридической ответственности. В ряде случаев данная правовая норма распространяется и на сотрудников скорой медицинской помощи.

       В странах романо-германской правовой семьи (Германия, Австрия, Швейцария) защита от юридической ответственности  в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью в процессе оказания первой помощи происходит путем применения норм соответствующего законодательства о крайней необходимости.

       Опыт  применения вышеназванных норм стран  романо-германской правовой семьи представляет наибольший интерес с точки зрения возможности адаптации данного правоприменительного опыта в российской правовой системе. Это обусловлено принадлежностью Российской Федерации к странам романо-германской правовой семьи и схожестью правовых систем данных стран.

       Институт  крайней необходимости также  известен российскому праву. Причем нормы ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации [1], закрепляющие крайнюю необходимость в качестве обстоятельства исключающего преступность деяния, аналогичны нормам о крайней необходимости уголовных кодексов Германии, Австрии, Швейцарии.

       Оказывать первую медицинскую помощь по бумажке, это все равно что делать опреацию по учебнику хирургии. В большинстве  случаях, при ДТП, как раз и  нужны познания хирурга - травматолога. Наложить шину из подручных материалов, или остановить кровотечение на конечности, это может сделать любой человек, обладающий минимальными познаниями в области оказания первой помощи. Но знания должны быть (и не по бумажке, а реальные). А вот при серьезных травмах - позвоночник, грудина, брюшная полость и т.д., помощь должна быть только профессиональная. Иначе возможны неблагоприятные последствия (болевой шок, из которого вывести бывает проблематично даже врачам скорой, остановка дыхания или сердца, омертвение конечности и т.д).

       Согласно  статистики, возбуждается дел по причинению вреда или смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности"; 118 УК РФ - "Причинение тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью по неосторожности"), в результате оказания неквалифицированной помощи больше, чем дел по основаниям: "Не оказании помощи больному" - ст. 124 УК РФ(специальный субъект) или "Оставлении в опасности" - ст. 125 УК РФ.

       Согласно  ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации:

       "Статья 39. Крайняя необходимость.

       1. Не является преступлением причинение  вреда охраняемым уголовным законом  интересам в состоянии крайней  необходимости, то есть для  устранения опасности, непосредственно  угрожающей личности и правам  данного лица или иных лиц,  охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

       2. Превышением пределов крайней  необходимости признается причинение  вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда" [1].

       Скорая  медицинская помощь оказывается  гражданам при состояниях, требующих  срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях  и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.  
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.  
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.  
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством муниципального образования.  
Обеспечение скорой медицинской помощью работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утвержденный в соответствии с пунктом 27 статьи 5 настоящих Основ, осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению работников организаций отдельных отраслей промышленности.  
Обеспечение скорой медицинской помощью населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в перечень территорий, утвержденный в соответствии с пунктом 28 статьи 5 настоящих Основ, осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий.

       Под скорой медицинской помощью понимается медицинская помощь, которая оказывается  гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.  
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи" терапевтическая (общепрофильная), акушерская и гинекологическая, при инфекционных заболеваниях, кардиологическая, неврологическая, хирургическая, нейрохирургическая, педиатрическая, психиатрическая, реанимационная, токсикологическая, травматологическая виды помощи в рамках скорой медицинской помощи организуются:  
- в муниципальном районе - районной больницей, центральной районной больницей;  
- в городском округе - станцией скорой медицинской помощи, больницей скорой медицинской помощи.  
В соответствии с частью второй настоящей статьи скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения.  
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи.  
Скорая медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи.  
Станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь как заболевшим и пострадавшим и находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение, при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.  
Основными функциями станции скорой медицинской помощи являются:  
- круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;  
- осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;  
- оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных;  
- извещение муниципальных органов управления здравоохранением обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции скорой медицинской помощи;  
- обеспечение равномерного комплектования выездных бригад скорой медицинской помощи медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно примерному перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.  
При обнаружении трупа умершего (погибшего) выездная бригада скорой медицинской помощи обязана сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел и зафиксировать в Карте вызова все необходимые сведения. Эвакуация трупа гражданина Российской Федерации и иного лица, находящегося на ее территории, машиной скорой медицинской помощи не допускается.  
В случае смерти в салоне санитарного автомобиля выездная бригада скорой медицинской помощи обязана сообщить фельдшеру по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) и получить согласие на доставку трупа в учреждение судебно-медицинской экспертизы.  
Помимо прочего частью второй статьи установлено, что скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.
 

Информация о работе Юридические аспекты оказания первой помощи