Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:24, реферат
"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).
"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).
Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и так далее. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин - "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".
Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно, но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти. Как нам следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов или как к некой вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна на практике?
В
начале нашего столетия юрист Биндинг
и психиатр Гохе предложили называть
эвтаназией уничтожение так называемых
"неполноценных" жизней. Такая
чудовищная интерпретация понятия
"эвтаназия" получила позже широкое
распространение в фашистской Германии
и в захваченных ею странах. Умерщвляли
новорожденных с "неправильным развитием",
душевнобольных, больных туберкулезом
или злокачественными новообразованиями,
инвалидов, стариков и др. Была создана
специальная индустрия умерщвления в
виде газовых камер, душегубок, крематориев
и т. д. Международный военный трибунал
в Нюрнберге квалифицировал эти действия
как преступления против человечества.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭВТАНАЗИИ
(принята
39-ой Всемирной Медицинской
Мадрид,
Испания, октябрь 1987)
Эвтаназия,
как акт преднамеренного
лишения жизни
пациента, даже по просьбе
самого пациента или
на основании обращения
с подобной просьбой
его близких, не этична.
Это не исключает
необходимости уважительного
отношения врача
к желанию больного
не препятствовать течению
естественного процесса
умирания в терминальной
фазе заболевания.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА
(утвержден
4-ой Конференцией Ассоциации
врачей России, Москва, Россия, ноябрь
1994)
Статья
14.
Врач
и право пациента на достойную смерть.
Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного.
Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами.
Врач
обязан гарантировать
пациенту право по
его желанию воспользоваться
духовной поддержкой
служителя любой
религиозной конфессии…
ДЕКЛАРАЦИЯ КОНГРЕГАЦИИ ВЕРОУЧЕНИЯ
(принята
в 1980 году)
Совершенно
необходимо объявить
со всей решительностью,
что ничто и
никто не может
разрешить убийство
невинного человека,
будь он эмбрионом
или плодом, или
ребенком, или взрослым,
или пожилым, неизлечимо
больным, или умирающим.
Кроме того, никто не
может требовать совершить
такое убийство ни в
отношении самого себя,
ни в отношении кого-либо
другого, находящегося
под его ответственностью,
не может также согласиться
на это ни прямым, ни
косвенным образом.
Давайте начнем с некоторых определений и пояснений. Буквально термин “эвтаназия” переводится “благоумирание”, но сам термин стал означать не столько “благую” смерть саму по себе, сколько ее причинение. “Эвтаназию” можно определить как “умерщвление другого человека для предполагаемого блага умерщвляемого” при его согласии (“добровольная эвтаназия”) или без согласия, или даже против воли человека (“недобровольная” или “принудительная” эвтаназия). Под “умерщвлением” понимают действие или допущение действия, выбранное с целью лишения человека жизни, т.е., независимо от того, прямое ли воздействие или косвенное.
Надо сказать, что сам термин "эвтаназия" отличается крайней противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают пассивную и активную эвтаназию.
Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют "метод отложенного шприца") выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти - что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.
Чаще всего, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду активную эвтаназию.
Под активной эвтаназией (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.
Активная
эвтаназия может выражаться в следующих
формах:
1) "Убийство из милосердия" - происходит
в тех случаях, когда врач, видя мучительные
страдания безнадежно больного человека
и будучи не в силах их устранить, например,
вводит ему сверхдозу обезболивающего
препарата, в результате чего наступает
желанный смертельный исход.
2) "Самоубийство, ассистируемое врачом"
- происходит, когда врач только помогает
неизлечимо больному человеку покончить
с жизнью.
3) Собственно активная эвтаназия - может
происходить и без помощи врача Пациент
сам включает устройство, которое приводит
его к быстрой и безболезненной смерти,
как бы сам накладывает на себя руки.
Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица - для того, чтобы избавить его от лишних страданий, - либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:
Эвтаназию
можно поставить в ряд
Говоря
об эвтаназии, возникает два вопроса—
моральный («Что можно
сказать о характере
человека, совершающего
подобные действия?») и юридический
(«Должны ли подобные
действия быть запрещены
законом?»).
Св. Фома Аквинский утверждает, что, в общем, человеческий закон должен основываться на естественном законе — запрещение людям делать то, что не является для них неправильным, не законотворчество, а тиранство. Но, продолжает он, мораль и идеальная законность не тождественны. Иногда то, что с точки зрения морали плохо, не практично юридически запрещать. Есть предел тому, что государство может запретить недобрым людям. В то же время то, что допускает мораль, может быть запрещено законом, поскольку временами для общего блага нам приходится отказываться даже от своих прав.
Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия является безнравственной, её не следует запрещать в законодательном порядке. Два довода, которые обычно приводят в качестве аргументов против применения уголовных санкций: во-первых, слишком высокие затраты на претворение этих санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания настолько широка, что она уже подрывает общее уважение к закону—по-видимому, в данном случае не применимы.
Другие утверждают, что, хотя эвтаназия не во всех случаях неправильна, она не должна быть разрешена законом. Один из вариантов этого аргумента утверждает, что эвтаназия нравственно допустима только в редких случаях, но даже там ее следует запретить, так как этой практикой до того легко злоупотребить, что легализация эвтаназии принесет больше вреда, чем добра. Другой вариант гласит, что легализация ставит пожилых людей в затруднительное положение выбора: либо продолжать жить, либо смертью уйти с дороги — положение, в которое никого нельзя ставить.
В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной эвтаназии. Однако есть и прямо противоположные мнения. Например, наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой Постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 года, где сказано: "...намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим - милосердное убийство - противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации".
Дж. Рейгелс считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть страшные боли и просит врача ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут усилиться, хотя они могли быть менее интенсивными и длительными, чем при продолжении лечения. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна, поскольку сразу прекратит страдания больного.
Большинство
ученых с ним не согласны, и прежде
всего потому что это противоречит
принципам гуманизма и