Гигиенические требования ко сну

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

СОН — состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему— 13; в 5 лет— 12, в 7 лет—11,5 в 10—12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем — 8 часов, в 17 лет и старше — 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией.

Содержание

Введение
1. Научные исследования сна и сновидений
2. Физиологические механизмы сна и сновидений
2.1 Структура сна
2.2 Функции сна
3. Сновидения
4. Гигиенические требования организации сна детей и подростков
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

гигиенич требов к сну реферат.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

  Фаза  быстрого сна от цикла к циклу  удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем  медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования.

  Прерывание  быстрого сна вызывает более тяжёлые  нарушения психики по сравнению  с нарушениями медленного сна. Часть  прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах.

  Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, ее обмен между сознанием и подсознанием.

  Слепым  от рождения во время быстрого сна  снятся звуки и ощущения, быстрого движения глаз у них нет.(3)

  Быстрый сон. ЭЭГ выделена красной рамкой. Движения глаз подчёркнуты красным.  

  Переход от медленного сна к быстрому весьма отчетлив. Во время быстрого сна, обычно именуемого фазой быстрых движений глаз, или БДГ-сном, ваши зрачки под  сомкнутыми веками совершают быстрые  движения, почти как в бодрствующем состоянии. Дыхание становится частым и прерывистым, мозг расходует столько же энергии, как при бодрствовании, и вам снятся яркие сны. Но несмотря на мозговую активность, ваше тело остается почти полностью неподвижным (за исключением небольших подергиваний), поскольку во время БДГ-сна оно временно парализуется, чтобы вы не смогли перенести свои действия за пределы сна.(5)

  Сон человека и животных циклически организован. У человека длительность одного цикла  сна составляет в среднем 1,5—2 часа. За ночь наблюдается 3—5 циклов. Каждый из циклов состоит из отдельных стадий ФМС и ФБС. Первое появление ФБС происходит через 1—1,5 часа после засыпания вслед за стадиями ФМС. Дельта-сон характерен для первых двух циклов сна, длительность же ФБС максимальна на протяжении III и IV циклов (обычно это ранние утренние часы). В среднем у человека в молодом и среднем возрасте ФМС составляет 75—80% длительности всего сна, при этом первая стадия — около 10%, вторая стадия — 45—50% и дельта-сон — около 20%. ФБС занимает соответственно 20—25% длительности сна. Эти значения существенно отличаются от аналогичных показателей у новорожденных детей, а также в пожилом и старческом возрасте.(4)

  Во  время разных фаз и стадий сна  происходят существенные перестройки  в деятельности мозга в целом, его отдельных функциональных систем и висцеральных, эндокринных функций. Исследование деятельности отдельных нейронов во время ФМС показало, что средняя частота импульсации в большинстве структур мозга уменьшается, хотя в некоторых из них, активно обеспечивающих наступление и протекание сна, она увеличивается по сравнению с состоянием бодрствования. Изменяется не только частота, но и сам характер нейронной активности. В зрительных буграх и коре мозга взамен постоянной импульсации в состоянии бодрствования во время ФМС импульсы генерируются сериями - последующим периодом молчания (импульсация типа пачка—пауза). Во время ФБС активность нейронов большинства отделов мозга усиливается, достигая уровня бодрствования или даже превосходя ее. Ритм типа пачка—пауза вновь сменяется более постоянной нейронной активностью. Изменяется и возбудимость нейронов; в ФМС по сравнению с бодрствованием она уменьшается и еще более снижается в ФБС.

  Для ФБС характерно возникновение своеобразного  электрофизиологического феномена — спайков, возникающих в варолиевом мосту и распространяющихся затем в коленчатые тела и зрительную кору головного мозга, где представлен зрительный анализатор. По времени они связаны с появлением быстрых движений глаз.

  В период сна происходит существенное уменьшение активности двигательной системы, что обусловлено активным торможением, исходящим из ствола мозга. Выраженность спиральных и бульбарных моносимпатических и полисинаптических двигательных рефлексов снижается в ФМС и еще более в ФБС. Эти изменения, обусловленные пресинаптическим и постсинаптическим торможением деятельности гамма- и альфа-мотонейронов, приводят к снижению мышечного тонуса в ФМС и его резкому подавлению в мышцах головы и шеи на протяжении ФБС. Несмотря на общее снижение двигательной активности, во время сна отмечается наличие различных движений — от мелких (в виде подергивания мышц лица, туловища и конечностей, возникающих при засыпании и учащающихся в период ФБС) до более массивных (в форме перемены позы в постели), наблюдающихся во всех стадиях сна и часто предваряющих смену стадий.

  Для сна характерно существенное изменение  состояния вегетативно-висцеральной сферы организма. Мозговой кровоток в ФМС существенно не изменяется по сравнению с бодрствованием, а  лишь усиливается в некоторых структурах. В ФБС он значительно увеличивается, превосходя показатели спокойного бодрствования, и одновременно повышается и температура мозга. Эти данные, как и характеристика нейронной активности, указывают на высокую функциональную активность мозга во время сна.

  Принятая  раньше формула «сон - царство вагуса»  оказалась верной лишь отчасти. При  засыпании и во время первых стадий ФМС действительно снижается  артериальное давление, уменьшается  частота сердечных сокращений и  урежается дыхание. При этом могут  быть и физиологические аритмии пульса и дыхания. В более глубоких стадиях ФМС частота сердечных сокращений и дыхания несколько повышается, что возможно носит компенсаторный характер и необходимо для поддержания оптимального уровня системного кровотока и легочной вентиляции в связи со снижением артериального давления и уменьшением глубины дыхания. В ФБС показатели деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем резко усиливаются. При этом наряду с повышением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания отмечается их большая динамичность, проявляющаяся заметными аритмиями пульса, дыхания.

  Фазовые изменения вегетативных функций  часто связаны во времени с  появлением быстрых движений глаз в  ФБС и К-комплексов или активных движений тела в ФМС.

  Параллельно с характерными изменениями на ЭЭГ сон сопровождается своеобразной динамикой другого вегетативного показателя — кожно-гальванической реакции, которая, уменьшаясь при засыпании, вновь усиливается в глубоких стадиях ФМС и опять заметно тормозится в ФБС. Во время сна также наблюдается определенная динамика величин электрокожного сопротивления, потоотделения, кожной температуры. Характерным вегетативным феноменом ФБС является эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин, наблюдающаяся в этой фазе сна, как у младенцев, так и у пожилых людей.(1)

  В период сна происходят существенные изменения в деятельности эндокринной  системы. Следует учитывать, что, например, уменьшение выделения АКТГ и кортизола  в вечерние часы и в начале ночи, а также изменения в некоторых  других показателях деятельности эндокринной системы связаны непосредственно с циркадианным ритмом, а не с механизмами сна.

  Динамика  секреции других гормонов (соматотропный  гормон и пролактин) имеют большую  связь со сном. Пик суточной секреции соматотропного гормона приходится на период дельта-стадии ФМС в I цикле сна. Приблизительно в этот же период наблюдается и один из пиков секреции пролактина, последний из которых приходится на ранние утренние часы.

  Психическая деятельность в отдельных стадиях  и фазах сна также имеет  свою специфику. Для стадии дремоты характерны своеобразные зрительные образы (гипнотические грезы). При пробуждении людей из более глубоких стадий ФМС нередко можно получить отчеты о мыслеподобной психической деятельности, иногда о расплывчатых зрительных образах, не обладающих той яркостью, эмоциональностью, которые характерны для типичных сновидений, возникающих в ФБС.

  Несмотря  на то, что предположение о наличии  так называемых центров сна не подтвердилось, известен целый ряд  образований головного мозга, активная деятельность которых обеспечивает возникновение и протекание сна как физиологического процесса. В области продолговатого мозга и варолиевого моста расположены группы клеток, деятельность которых вызывает поведенческий сон и возникновение соответствующей биоэлектрической активности на ЭЭГ. Активность этой зоны тормозит деятельность ретикулярной формации среднего мозга, обеспечивающей состояние бодрствования. Другим важным звеном синхронизирующей (сомногенной) системы мозга является преоптическая область гипоталамуса. Она функционирует синергично с бульбарной ингибиторной зоной и также тормозит деятельность ретикулярной формации, оказывая влияние и на другие мозговые структуры. Снижение активности ретикулярной формации вызывает усиление функционирования ядер зрительных бугров, в которых генерируются «сонные веретена», и включает в действие таламокортикальную синхронизирующую систему; прогрессирующее снижение уровня функционирования ретикулярной формации ствола мозга и обусловливает углубление сна.

  Ключевой  структурой, деятельность которой вызывает изменения, характерные для ФБС, является варолиев мост, его отдельные ретикулярные ядра.

  Важное  значение в регуляции сна имеют  и структуры новой и старой коры головного мозга, тесно связанные  со стволом мозга и межуточным мозгом. Т.е., правильнее говорить не об отдельных центрах сна, а о наличии сомногенной системы или систем мозга, находящихся в определенной функциональной интеграции с системой, обеспечивающей состояние бодрствования.

  Большую роль в регуляции бодрствования  и сна играют нейрохимические процессы. Известен целый ряд нейромедиаторов — проадреналин, серотонин, дофамин, ацетилхолин, гамма-аминомасляная кислота и др.,— участвующих в обеспечении состояний бодрствования и сна в целом и их отдельных функциональных компонентов. Состояние бодрствования обеспечивается взаимодействием ворадренергических и холинергических стволово-диэнцефальных медиаторных систем. В экспериментах на животных обнаружено, что в варолиевом мосту и покрышке среднего мозга в зоне, соответствующей ретикулярной формации ствола мозга, локализуются ядра, в клетках которых синтезируется норадреналин, транспортирующийся далее по аксонам в различные структуры мозга и обеспечивающий поддержание состояния бодрствования.

  Серотонинергические нейроны, обеспечивающие возникновение и протекание ФМС и ФБС, локализуются в ядрах шва варолиева моста. Неясно, является ли серотонин специальным «гипногенным» медиатором мозга или служит антипробуждающим агентом, не вызывающим собственно сна, а тормозящим деятельность неспецифической активирующей системы. В формировании ФБС наряду с серотонинергическими структурами участвуют иррадренергические ядра каудального отдела ствола мозга, а также холинергическая медиаторная система. Смена бодрствования и отдельных фаз сна и взаимодействие отдельных медиаториых систем в этом процессе обеспечивается наличием мор-фол, связей между ними.

  В регуляции сна имеет значение, по-видимому, не только взаимодействие отдельных нейромедиаторов, но также  их метаболитов и других агентов. В частности, из крови спящих животных выделен полипептид с низким молекулярным весом (массой), введение которого бодрствующему животному вызывает у него сон.

  Определенную  роль в регуляции цикла бодрствование  — сон играют, по-видимому, и эндорфины, другие полипептиды.

  В процессе онтогенеза происходит существенная перестройка организации всех стадий и фаз сна. Структура сна (т. е. длительность его циклов, фаз и  стадий), характерная для взрослого  человека, формируется в основном в пубертатном периоде. На протяжении всей последующей жизни ее перестройка продолжается. В пожилом и старческом возрасте наблюдается укорочение длительности ночного сна, удлинение периода засыпания, учащение пробуждений и увеличение продолжительности состояния бодрствования среди ночи. Происходит увеличение времени первой стадии и укорочение четвертой стадии ФМС, а также периода всего дельта-сна. Уменьшается длительность ФБС. На ЭЭГ отмечается уменьшение амплитуды «сонных веретен», дельта-волн и их числа. Эти изменения служат объективной предпосылкой нередких субъективных расстройств сна в пожилом возрасте. Характерная для человека начиная с детского возраста бифазная организация суточного цикла имеет тенденцию к перестройке на полифазный тип (с дневным сном и прерывистым ночным).

  Причиной  изменений организации сна у человека в пожилом и старческом возрасте являются факторы биологического и социального порядка, воздействующие на его соматическую и психическую сферу.

  Обнаружено, что интенсивная физическая и  психическая деятельность в вечернее время увеличивает длительность, дельта-сна, а длительная "гиподинамия вызывает расстройства сна вплоть до выраженной инсомии. Большое влияние на регуляцию сна оказывают эмоциогенные воздействия, которые в зависимости от индивидуальной реакции человека на них могут нарушать ночной сон или вызывать адаптивные изменения его структуры.

  Значительные  изменения сна связаны с резкой переменой часовых поясов суточного  цикла освещенности. При быстрой  смене часовых поясов в первые сутки может нарушаться связь  цикла бодрствование — сон с суточным ритмом. Изменяется и внутренняя структура сна. Происходит укорочение первой стадии, уменьшение числа переходов из более глубоких стадий в более поверхностные, увеличение относительной длительности дельта-сна.

  Отмечены  субъективные и объективные изменения в структуре сна у жителей средних широт в непривычных для них условиях полярной ночи и полярного дня. Эти изменения могут иметь различную выраженность и в определенной степени зависят от степени биологической и психологической адаптации человека к полярным условиям. Изменения температуры среды, избыточные шумовые воздействия также нарушают сон.

  На  протекание сна определенное влияние  оказывает и состояние магнитосферы. Во время магнитных бурь могут  возникать субъективные и объективные  расстройства сна. Циклическая организация сна изменяется при устранении естественных временных датчиков (например, при достаточно длительном нахождении человека в глубоких пещерах).(3)

  При исследовании сна человека используют различные методы. Наиболее простым методом оценки качества сна является традиционный опрос. С его помощью можно в общих чертах составить представления об особенностях сна на протяжении жизни человека, связи изменений его качества с экзогенными или эндогенными причинами, выяснить актуальные характеристики сна. При специальных исследованиях, в которых требуется более точная и полная характеристика сна, используют стандартные карты-опросники с возможностью ответов на поставленные вопросы по типу «да», «нет». При этом особенности субъективной оценки сна испытуемым анализируют, сопоставляют с результатами исследования других субъектов в аналогичной группе, сравнивают различные группы. Такой метод исследования сна является единственно возможным при обследовании большого контингента людей, что необходимо при анализе воздействия различных экзо- и эндогенных физиологических и патологических факторов.

Информация о работе Гигиенические требования ко сну