Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, автореферат
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона. Уменьшение численности населения – прямая угроза национальной безопасности. Но еще более серьезным фактором является снижение «качества» человеческих ресурсов.
Во второй главе «Анализ развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы и конкурентной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод» структурирован состав санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод (КМВ) в соответствии с формами собственности и ведомственной принадлежностью; проанализировано состояние объектов управленческих воздействий предпринимательской деятельности, проведен SWOT-анализ санаторно-курортной сферы КМВ; предложена классификация показателей эффективности предпринимательской деятельности, проанализированы динамика уровня рентабельности деятельности и загрузки номерного фонда санаторно-курортных организаций КМВ, основных показателей, характеризующих их финансовое состояние; рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности здравниц.
Проведен кластерный анализ конкурентной среды в сфере санаторно-курортных услуг, сформирована матрица бизнес-пространства санаторно-курортных организаций КМВ, выявлены основные показатели предпринимательской деятельности этих организаций, дифференцированные в рамках их сегментации.
В третьей главе «Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы» рассмотрены обязательные условия эффективности предпринимательской деятельности и факторы, влияющие на нее, обоснована необходимость создания программного продукта для позиционирования и стратегического планирования предпринимательской деятельности, отражены основные принципы работы искусственных нейронных сетей, приведено описание квази-нейронной модели стратегического развития санаторно-курортной организации (SDQN Model v1_0), примеры ее практического применения, основные преимущества использования.
Рассмотрена схема разработки стратегии развития предпринимательской деятельности организации на основе SWOT-анализа, основные эталонные стратегии развития и возможность использования программы SDQN Model v1_0 для их идентификации и разработки индивидуальных стратегий, обобщена схема формирования добавочной стоимости пакета санаторно-курортных услуг, предложено использование организационно-экономического механизма партнерства в целях формирования стратегий интегрированного роста в санаторно-курортных организациях и схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами, рассмотрены примеры использования результатов вычисления программы SDQN Model v1_0 в процессе формирования стратегии развития предпринимательской деятельности.
В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенных исследований и сформулированы практические рекомендации по их использованию.
Апробация работы и публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение ‘2005» (г. Днепропетровск, 2005 г.), Пятой Всероссийской Олимпиаде Народного хозяйства России (Москва, 2005 г.), 68-й студенческой научно-практической конференции «Молодые аграрии Ставрополья» (г. Ставрополь, 2004 г.), III-й Международной научной студенческой конференции по теме: «Проблемы социальной ориентации рыночной экономики современной России» (г. Москва, 2003 г.), межвузовской студенческой конференции «Россия в III тысячелетии» (г. Ставрополь, 2003 г.).
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,7 п.л.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Для санаторно-курортной сферы характерны специфические черты и особенности, качественно отличающие ее от других сфер и отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования и подчиняется рыночным законам.
Предпринимательская деятельность каждой отдельно взятой санаторно-курортной организации формируется и развивается в рамках определенной предпринимательской среды, которая условно делится на внешнюю и внутреннюю и определяет условия ее текущего функционирования, возможности для перспективного развития.
Создание таких условий деятельности, которые обеспечивали бы наиболее благоприятное сочетание функциональных возможностей санаторно-курортной организации и ее эффективности для достижения конкурентоспособности на рынке, требует от руководителя мобилизации усилий по оптимизации управленческих воздействий на внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среды. С этого, собственно, и начинается стратегическое мышление, то есть такой стиль управления, который направлен на перспективу развития.
Механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы можно представить в виде схемы последовательного воздействия на компоненты внешней предпринимательской микросреды и внутренней предпринимательской среды посредством использования инструментов управленческого воздействия для достижения поставленных целей и задач организации (рис.1.).
Таким образом, стратегия – это комплекс предпринимаемых мер и действий по обоснованию целесообразности избираемых направлений, корректировке развития и адаптации объекта управления к изменяющимся условиям внешней и внутренней предпринимательской среды в стратегическом аспекте.
В современных рыночных условиях функционирования российской экономики, когда предпринимательская деятельность в организациях санаторно-курортной сферы, в сущности, только начинает формироваться, сложно выделить или четко классифицировать стратегию, которую использует та или иная организация. Лишь малая часть из них придерживается собственно стратегического подхода к развитию. Большинство же на настоящий момент времени работают без определенной стратегии, полагаясь на интуицию руководителя и потребности рынка, или, сами того не подозревая, используют смешанную стратегию в деятельности, плохо при этом понимая значимость и перспективу в стратегическом аспекте тех или иных управленческих решений.
Ситуация осложняется рядом проблем. Курортное дело в нашей стране пока малоэффективно: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис.
Рисунок 1 – Механизм формирования стратегии развития в организациях
санаторно-курортной сферы
В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций уже сегодня резко снизилась ее рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.
Существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению и эффективной санаторно-курортной помощи, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела.
Развитие и повышение эффективности функционирования санаторно-курортных организаций возможно только при условии разработки оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению современных негативных тенденций.
Одновременно, внешняя предпринимательская макросреда – наименее субъективная категория с позиций собственно предпринимательства. Она не является объектом прямых управленческих воздействий в деятельности организации. Вопросы преобразования внешней предпринимательской макросреды должны находиться под непосредственным контролем государства.
С научной точки зрения наибольший практический (прикладной) интерес к исследованию предпринимательской деятельности вызывают внешняя предпринимательская микросреда и внутренняя предпринимательская среда, являясь объектами прямых управленческих воздействий.
Для эффективной реализации предпринимательской деятельности требуется отслеживать состояние основных факторов макро- и микросреды, которые напрямую или косвенно влияют на конечный результат деятельности санаторно-курортной организации.
С этой целью автором был проведен анализ развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод. Основные изменения, произошедшие в этих организациях в ходе рыночных преобразований, как положительные, так и отрицательные в большей степени коснулись непосредственно объектов управленческих воздействий.
При анализе эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и качестве управленческих воздействий на компоненты предпринимательской среды речь идет о двух основных показателях: экономической и социальной эффективности.
Эти показатели тесно связаны между собой. Они подразделяются как на сугубо специфические, присущие только лечебно-профилактическим учреждениям, так и на общие показатели эффективности деятельности, которые характерны для большинства организаций.
Главным обобщающим показателем социальной эффективности деятельности организаций санаторно-курортной сферы, исключая ценовой фактор, является наполняемость здравниц (рис.2). Этот показатель в сочетании с другими текущими и итоговыми показателями деятельности несет в себе большую информативную нагрузку. Например, по результатам анализа показателей загрузки и доходов организации можно сделать выводы о рентабельности его деятельности; загрузки и затрат – о качестве предоставляемых услуг; загрузки и номерного фонда – о масштабах организации и т.д.
Рисунок 2 - Загрузка санаторно-курортных организаций КМВ в 2004-2005 гг.
Для конечного потребителя санаторно-курортных услуг наибольшую значимость представляют показатели социальной эффективности. Однако, с учетом множественности факторов, воздействующих на состояние здоровья, которые находятся за пределами области здравоохранения, наиболее корректному измерению поддается именно экономическая эффективность.
Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности санаторно-курортных организаций КМВ говорит о ее низком уровне среди здравниц, что, в свою очередь, противоречит улучшениям на общем фоне положительных преобразований объектов управленческих воздействий предпринимательства и ставит вопрос об их эффективности в целом (табл. 1.).
Таблица 1 – Основные финансовые показатели деятельности санаторно-курортных организаций по формам собственности
Форма собственности | Годы | Выручка, млн. руб | Затраты, млн. руб | Прибыль или убыток, млн. руб |
государственная
| 2001 | 766,9 | 888,1 | -121,2 |
2002 | 895,3 | 1317,8 | -422,5 | |
2003 | 985,2 | 1363,0 | -377,8 | |
2004 | 1297,2 | 1650,4 | -353,2 | |
2004 в % к 2001 | 169,2 | 185,8 | - | |
муниципальная
| 2001 | 6,2 | 44,8 | -38,6 |
2002 | 6,1 | 15,4 | -9,3 | |
2003 | 7,5 | 17,3 | -9,8 | |
2004 | 8,5 | 19,6 | -11,1 | |
2004 в % к 2001 | 137,1 | 43,8 | - | |
общественных объединений (организаций) | 2001 | 1216,1 | 1021,5 | 194,6 |
2002 | 1095,3 | 1126,4 | -31,1 | |
2003 | 1152,5 | 1150,8 | 1,7 | |
2004 | 1337,5 | 1386,4 | -48,9 | |
2004 в % к 2001 | 110 | 135,7 | - | |
частная | 2001 | 67,1 | 66,8 | 0,3 |
2002 | 129,7 | 132,3 | -2,6 | |
2003 | 135,1 | 129,2 | 5,9 | |
2004 | 153,3 | 149,3 | 4,0 | |
2004 в % к 2001 | 228,5 | 223,5 | - | |
смешанная российская (без иностранного участия) | 2001 | 470,4 | 471,0 | -0,6 |
2002 | 638,7 | 669,4 | -30,7 | |
2003 | 767,8 | 804,6 | -36,8 | |
2004 | 913,2 | 826,2 | 87,1 | |
2004 в % к 2001 | 194,1 | 175,4 | - | |
иностранная
| 2001 | 88,1 | 98,4 | -10,3 |
2002 | 101,4 | 128,3 | -26,9 | |
2003 | 103,5 | 149,2 | -45,7 | |
2004 | 109,8 | 169,4 | -59,6 | |
2004 в % к 2001 | 124,6 | 172,2 | - | |
смешанная с совместным российским и иностранным участием | 2001 | 50,3 | 63,8 | -13,5 |
2002 | 15,7 | 26,7 | -11,0 | |
2003 | 19,8 | 42,3 | -22,5 | |
2004 | 18,4 | 42,2 | -23,8 | |
2004 в % к 2001 | 36,6 | 66,1 | - |