Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы на примере Кавказских Минера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона. Уменьшение численности населения – прямая угроза национальной безопасности. Но еще более серьезным фактором является снижение «качества» человеческих ресурсов.

Работа содержит 1 файл

дисертация САН-КУР.doc

— 810.50 Кб (Скачать)

Во второй главе «Анализ развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы и конкурентной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод» структурирован состав санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод (КМВ) в соответствии с формами собственности и ведомственной принадлежностью; проанализировано состояние объектов управленческих воздействий предпринимательской деятельности, проведен SWOT-анализ санаторно-курортной сферы КМВ; предложена классификация показателей эффективности предпринимательской деятельности, проанализированы динамика уровня рентабельности деятельности и загрузки номерного фонда санаторно-курортных организаций КМВ, основных показателей, характеризующих их финансовое состояние; рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности здравниц.

Проведен кластерный анализ конкурентной среды в сфере санаторно-курортных услуг, сформирована матрица бизнес-пространства санаторно-курортных организаций КМВ, выявлены основные показатели предпринимательской деятельности этих организаций, дифференцированные в рамках их сегментации.

В третьей главе «Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы» рассмотрены обязательные условия эффективности предпринимательской деятельности и факторы, влияющие на нее, обоснована необходимость создания программного продукта для позиционирования и стратегического планирования предпринимательской деятельности, отражены основные принципы работы искусственных нейронных сетей, приведено описание квази-нейронной модели стратегического развития санаторно-курортной организации (SDQN Model v1_0), примеры ее практического применения, основные преимущества использования.

Рассмотрена схема разработки стратегии развития предпринимательской деятельности организации на основе SWOT-анализа, основные эталонные стратегии развития и возможность использования программы SDQN Model v1_0 для их идентификации и разработки индивидуальных стратегий, обобщена схема формирования добавочной стоимости пакета санаторно-курортных услуг, предложено использование организационно-экономического механизма партнерства в целях формирования стратегий интегрированного роста в санаторно-курортных организациях и схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами, рассмотрены примеры использования результатов вычисления программы SDQN Model v1_0 в процессе формирования стратегии развития предпринимательской деятельности.

В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенных исследований и сформулированы практические рекомендации по их использованию.

Апробация работы и публикации по теме диссертации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение ‘2005» (г. Днепропетровск, 2005 г.), Пятой Всероссийской Олимпиаде Народного хозяйства России (Москва, 2005 г.), 68-й студенческой научно-практической конференции «Молодые аграрии Ставрополья» (г. Ставрополь, 2004 г.), III-й Международной научной студенческой конференции по теме: «Проблемы социальной ориентации рыночной экономики современной России» (г. Москва, 2003 г.), межвузовской студенческой конференции «Россия в III тысячелетии» (г. Ставрополь, 2003 г.).

По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,7 п.л.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Для санаторно-курортной сферы характерны специфические черты и особенности, качественно отличающие ее от других сфер и отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования и подчиняется рыночным законам.

Предпринимательская деятельность каждой отдельно взятой санаторно-курортной организации формируется и развивается в рамках определенной предпринимательской среды, которая условно делится на внешнюю и внутреннюю и определяет условия ее текущего функционирования, возможности для перспективного развития.

Создание таких условий деятельности, которые обеспечивали бы наиболее благоприятное сочетание функциональных возможностей санаторно-курортной организации и ее эффективности для достижения конкурентоспособности на рынке, требует от руководителя мобилизации усилий по оптимизации управленческих воздействий на внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среды. С этого, собственно, и начинается стратегическое мышление, то есть такой стиль управления, который направлен на перспективу развития.

Механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы можно представить в виде схемы последовательного воздействия на компоненты внешней предпринимательской микросреды и внутренней предпринимательской среды посредством использования инструментов управленческого воздействия для достижения поставленных целей и задач организации (рис.1.).

Таким образом, стратегия – это комплекс предпринимаемых мер и действий по обоснованию целесообразности избирае­мых направлений, корректировке развития и адаптации объекта управления к изменяющимся условиям внешней и внутренней предпринимательской среды в стратегическом аспекте.

В современных рыночных условиях функционирования российской экономики, когда предпринимательская деятельность в организациях санаторно-курортной сферы, в сущности, только начинает формироваться, сложно выделить или четко классифицировать стратегию, которую использует та или иная организация. Лишь малая часть из них придерживается собственно стратегического подхода к развитию. Большинство же на настоящий момент времени работают без определенной стратегии, полагаясь на интуицию руководителя и потребности рынка, или, сами того не подозревая, используют смешанную стратегию в деятельности, плохо при этом понимая значимость и перспективу в стратегическом аспекте тех или иных управленческих решений.

Ситуация осложняется рядом проблем. Курортное дело в нашей стране пока малоэффективно: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Механизм формирования стратегии развития в организациях

санаторно-курортной сферы

В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций уже сегодня резко снизилась ее рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.

Существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению и эффективной санаторно-курортной помощи, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела.

Развитие и повышение эффективности функционирования санаторно-курортных организаций возможно только при условии разработки оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению современных негативных тенденций.

Одновременно, внешняя предпринимательская макросреда – наименее субъективная категория с позиций собственно предпринимательства. Она не является объектом прямых управленческих воздействий в деятельности организации. Вопросы преобразования внешней предпринимательской макросреды должны находиться под непосредственным контролем государства.

С научной точки зрения наибольший практический (прикладной) интерес к исследованию предпринимательской деятельности вызывают внешняя предпринимательская микросреда и внутренняя предпринимательская среда, являясь объектами прямых управленческих воздействий.

Для эффективной реализации предпринимательской деятельности требуется отслеживать состояние основных факторов макро- и микросреды, которые напрямую или косвенно влияют на конечный результат деятельности санаторно-курортной организации.

С этой целью автором был проведен анализ развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод. Основные изменения, произошедшие в этих организациях в ходе рыночных преобразований, как положительные, так и отрицательные в большей степени коснулись непосредственно объектов управленческих воздействий.

При анализе эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и качестве управленческих воздействий на компоненты предпринимательской среды речь идет о двух основных показателях: экономической и социальной эффективности.

Эти показатели тесно связаны между собой. Они подразделяются как на сугубо специфические, присущие только лечебно-профилактическим учреждениям, так и на общие показатели эффективности деятельности, которые характерны для большинства организаций.

Главным обобщающим показателем социальной эффективности деятельности организаций санаторно-курортной сферы, исключая ценовой фактор, является наполняемость здравниц (рис.2). Этот показатель в сочетании с другими текущими и итоговыми показателями деятельности несет в себе большую информативную нагрузку. Например, по результатам анализа показателей загрузки и доходов организации можно сделать выводы о рентабельности его деятельности; загрузки и затрат – о качестве предоставляемых услуг; загрузки и номерного фонда – о масштабах организации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Загрузка санаторно-курортных организаций КМВ в 2004-2005 гг.

Для конечного потребителя санаторно-курортных услуг наибольшую значимость представляют показатели социальной эффективности. Однако, с учетом множественности факторов, воздействующих на состояние здоровья, которые находятся за пределами области здравоохранения, наиболее корректному измерению поддается именно экономическая эффективность.

Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности санаторно-курортных организаций КМВ говорит о ее низком уровне среди здравниц, что, в свою очередь, противоречит улучшениям на общем фоне положительных преобразований объектов управленческих воздействий предпринимательства и ставит вопрос об их эффективности в целом (табл. 1.).

Таблица 1 – Основные финансовые показатели деятельности санаторно-курортных организаций по формам собственности

Форма собственности

Годы

Выручка, млн. руб

Затраты, млн. руб

Прибыль или убыток, млн. руб

 

государственная

 

 

2001

766,9

888,1

-121,2

2002

895,3

1317,8

-422,5

2003

985,2

1363,0

-377,8

2004

1297,2

1650,4

-353,2

2004 в % к 2001

169,2

185,8

-

 

муниципальная

 

 

2001

6,2

44,8

-38,6

2002

6,1

15,4

-9,3

2003

7,5

17,3

-9,8

2004

8,5

19,6

-11,1

2004 в % к 2001

137,1

43,8

-

 

общественных объединений (организаций)

2001

1216,1

1021,5

194,6

2002

1095,3

1126,4

-31,1

2003

1152,5

1150,8

1,7

2004

1337,5

1386,4

-48,9

2004 в % к 2001

110

135,7

-

 

частная

2001

67,1

66,8

0,3

2002

129,7

132,3

-2,6

2003

135,1

129,2

5,9

2004

153,3

149,3

4,0

2004 в % к 2001

228,5

223,5

-

смешанная российская (без иностранного участия)

2001

470,4

471,0

-0,6

2002

638,7

669,4

-30,7

2003

767,8

804,6

-36,8

2004

913,2

826,2

87,1

2004 в % к 2001

194,1

175,4

-

 

иностранная

 

2001

88,1

98,4

-10,3

2002

101,4

128,3

-26,9

2003

103,5

149,2

-45,7

2004

109,8

169,4

-59,6

2004 в % к 2001

124,6

172,2

-

смешанная с совместным российским и иностранным участием

2001

50,3

63,8

-13,5

2002

15,7

26,7

-11,0

2003

19,8

42,3

-22,5

2004

18,4

42,2

-23,8

2004 в % к 2001

36,6

66,1

-

Информация о работе Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы на примере Кавказских Минера