Анатомо физиологические особенности новорожденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:34, шпаргалка

Описание работы

Анатамо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Уход за новорожденным Кожа. Нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность

Работа содержит 1 файл

эк пед2.docx

— 29.95 Кб (Скачать)
  Анатамо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Уход за новорожденным Кожа. Нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. У него легко ранимая кожа, что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиэктазии), или точечные кровоизлияния. Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. "монгольское пятно". Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев. Подкожно-жировая клетчатка. Хорошо развита, более плотная, чем станет в дальнейшем - по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплавкие жирные кислоты. Спокойное выражение лица, живая мимика, эмоциональный крик, двигательная активность нормальная, положение новорожденного-голова прижата к груди, руки согнуты в локтевых суставах и приведены к телу, кисть собрана в кулак, большой палец-снаружи, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и приведены к животу. Младенческая особенность - наличие в черепе неокостеневших участков - т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 х 2-3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт. Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Слизистые оболочки дыхательных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому, при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов. Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции. Уход. Комната чистая, с доступом свежего воздуха, светлая. Кровать ближе к окну. Матрац жёсткий+ клеенка+простынка. Под голову - маленькую подушку. Постель и белье чистые, проглаженные утюгом. Купают ежедневно в кипяченой воде 37 градусов, затем обливают водой на градус ниже. В помещении, где купают 22-23 градуса. Купать лучше вечером, 1 раз в неделю можно пользоваться детским мылом. Подмывать каждый раз после опорожнения кишечника, подмывают спереди назад, складки смазывают стерильным растительным маслом, ногти обрезают - раз в 7-10 дней (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы. Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. С появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные - пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические - закрываются внутриутробные каналы кровотока. С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом. Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм рт. ст., а к концу его - 80/45 мм рт. ст. Пищеварительная система незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку - незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Язык большой. На слизистой оболочке губ имеются т.н. "подушечки" - небольшие беловатые возвышения, разделенные полосками, перпендикулярные длиннику губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая оболочка образует складку вдоль десен (складка Робена-Мажито); упругость щекам придают т.н. комочки Биша - располагающиеся в толще щек скопления жировой ткани. Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало. Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты - это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота - метеоризм. Нередки запоры. Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются "меконий") имеют характерную вязкую консистенцию темно- зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок и 1 кишечник плода. Печень - относительно велика у младенцев. Но у здоровых край печени может выступать из-под самого нижнего ребра (на границе груди и живота) не более чем на 2 см. К моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые. У новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена. Надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку, и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах. Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.Нервная система незрелая. Извилины головного мозга едва намечены, мозжечок развит слабо, боковые желудочки велики и растянуты, серое вещество плохо дифференцировано от белого, почти отсутствует миелиновая оболочка. Гемато-энцефалический барьер высоко проницаем, головной мозг высоко чувствителен к подъему АД. Твердая мозговая оболочка тонкая, сращена с костями основания черепа, венозные пазухи тонкостенные, мягкая и паутинная оболочки тонкие. Рефлексы: 1) сосательный - в теч. года; 2) поисковый рефлекс – поглаживание обл угла рта - поворот головы, открывание рта, отклонение языка в сторону- до 3-4 мес; 3) ладонно-ротовой - (Бабкина)- вкладывание пальца в ладонь - открывание рта и сгибание головы - до 3 мес; 4) хватательный(Робинзона); 5) рефлекс Моро- хлопок по столу, резко вытянуть ноги, резко поменять положение ребенка- быстрое разгибание рук и разведение их в стороны и разгибание пальцев, затем руки возвр в исх положение- до 4-5 мес; 6) рефлекс опоры- берется за подмышки и ставиться- он встает на всю стопу, рефлекторно выпрямляет голову и туловище - до 1-2 мес;7) рефлекс автоматической походки - из рефл опоры слегка наклонить вперед- он делает шаговые движения вперед - до 1,5 мес; 8) рефл ползания Бауэра- на животе при надавливании ладонями на подошву проползает - до 4 мес; 9) рефл Переса - ребенок на животе, слегка надавливая на остистые отростки от копчика к голове- разгибание туловища, сгибает верхние и нижние конечности и приподнимает голову, м.б. дефекация и мочеиспускание; 10) если положить на живот, поворачивает голову в сторону. Органы чувств. В первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок - нистагм. До 2 месяцев он плачет без слез - слезные железы не вырабатывают жидкость. Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха). Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного уже не скажешь, что он "слеп и глух". Иммунитет. Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На первое купание в домашних условиях должна дать разрешение медицинская сестра при условии зажившей и сухой пупочной ранки. Ванну лучше рекомендовать делать вечером, перед последним кормлением. Ванночка должна быть эмалированной, хорошо вымытой горячей водой с мылом. Для купания новорожденного ребенка используется кипяченая вода (рассказать родителям о легкой ранимости кожного барьера). Температура воды — +36,5...+37 °С. Необходимо обратить внимание родителей на то, что температура воды в ванночке должна измеряться термометром, а не локтем. На дно ванночки кладут пеленку. Во время купания голову и верхнюю часть туловища поддерживают левой рукой за спинку и подмышки, правой рукой моют ребенка. Ванну гигиеническую необходимо делать ежедневно, один раз в неделю — купание с использованием мыла "Детское”. Продолжительность ванны 5–7 мин. Купание заканчивается обливанием водой на 1–2 °С ниже, чем температура воды при купании. Обмывание личика проводят из отдельной чашки, так как вода в ванне уже загрязнена микробами с кожи, заднего прохода. Ребенка обсушивают простынкой, складки кожи смазывают детским кремом или прокипяченным растительным маслом или присыпают тальком, детской присыпкой.

Естественное  вскармливание  проводят грудным молоком. При первом же патронаже сестре необходимо убедиться, достаточна ли лактация, активно ли ребенок сосет, достаточно ли он получает грудного молока. Необходимо объяснить технику кормления ребенка грудью. Нелишне напомнить кормящей матери о необходимости тщательного мытья рук с мылом перед каждым кормлением ребенка грудью, о косынке на голову, о частой смене нательного белья, обмывании кипяченой водой молочных желез, о сцеживании первых капель молока, с тем чтобы предупредить возможность проникновения инфекции в организм ребенка, защитные барьеры которого несовершенны, особенно кожный и желудочно-кишечный. Кормление ребенка мама проводит в положении сидя на стуле, а под ногу соответственно молочной железе, из которой предстоит кормить ребенка, ставит маленькую скамеечку. Голова ребенка должна находиться на локтевом сгибе, а туловище — на коленях матери. На это положение под грудью у ребенка в конце 2-й недели образуется рефлекс, имеющий большое значение. Уже придание такого положения ребенку вызывает активные сосательные движения и

выделение пищеварительных  соков.Свободной рукой мать вводит сосок молочной железы в рот ребенка. Важно, чтобы ребенок захватывал околососочковый кружок, ибо при этом создается герметичность, необходимая, чтобы в ротовой полости создавалось отрицательное давление по сравнению с атмосферным. Это имеет большое значение для акта сосания и предупреждает заглатывание воздуха, которое может вызвать срыгивание у ребенка. При правильной технике кормления ребенок высасывает больше молока. Указательным пальцем руки мать немного оттягивает молочную железу от носика ребенка, чтобы не нарушить его дыхания.К концу 1-го месяца ребенок находится у груди не более 20–30 мин. С улучшением лактации этот срок уменьшается до 15–20 мин. Надо убедить мать, что ребенок в первые 6–7 мин успевает высосать значительную часть потребного ему молока. После кормления грудь следует обмывать кипяченой водой, обсушивать марлей (кусочки стерилизованного бинта). Для предохранения соска от механического раздражения одеждой кормящей маме необходимо прикрыть его марлей и поддерживать грудь свободным бюстгальтером.Медсестра должна осмотреть грудь кормящей женщины, форму соска. Это необходимо, во-первых, для оценки лактационной способности молочной железы; во-вторых, следует убедиться, что нет повреждений соска (трещины, ссадины, воспаления); в-третьих, может быть неправильная форма сосков (втянутые, плоские, расщепленные и др.), требующая приспособить ребенка к сосанию.Наиболее точно количество молока, высасываемого ребенком, можно определить путем взвешивания его до и после кормления. В домашних условиях это возможно, если имеются весы для взвешивания ребенка. Однако косвенно о насыщении ребенка молоком можно судить по его поведению в промежутках между кормлениями (спокойный сон), по количеству мочеиспусканий (20–23), по обильно смоченным пеленкам, по частоте и характеру стула (3–5 раз, желтый, кашицеобразный, со специфическим ароматическим запахом, без патологических примесей), по розовому цвету кожи, нормальному тургору тканей, по наличию молока в груди после кормления ребенка. Объективным критерием достаточности питания является прибавка в массе тела

противоп к кормлению грудью. Затруднения при вкрамливании

При беспокойстве ребенка между кормлениями, появлении  задержки стула, редких мочеиспусканий, вялости и слабости ребенка следует  думать о недостаточной лактации у кормящей матери — гипогалактии. Для увеличения лактации в таких случаях следует рекомендовать соблюдение общего режима кормящей матерью (достаточный сон — не менее 7–8 ч, прогулки и строгое соблюдение режима кормления со сцеживанием молока молокоотсосом после каждого кормления, употребление в питании максимально витаминизированной пищи, особенно содержащей витамины В1 В2 (, С Питье молока с чаем до 1 л в сутки. Большое значение имеет психотерапия, доверительная беседа с женщиной, устранение ее страхов и беспокойства, нормализация психологического микроклимата в семье, привлечение к уходу за ребенком отца.Кормящей женщине можно назначить витамины в следующей прописи: аскорбиновая кислота 0,1 г; витамины В1 и В2 по 0,005 г; никотиновая кислота витамин В6 —Повышает лактацию витамин Е, , микродозы йода —Для увеличения лактации можно назначить физиотерапию: УВЧ, УФО на молочную железу электрофорез, йода на молочные железы; в последние годы применяют иглотерапию как рефлексогенное лечение. Как крайняя мера при гипогалактии может быть использована гормонотерапия. С этой целью вводят пролактин, 5 ЕД 2 раза в день внутримышечно на протяжении 1 нед. Более эффективно комбинированное введение пролактина с 1 мл маммофизина Со стороны матери: открытая форма туберкулеза (бацилловыделение), ВИЧ-инфицирование, декомпенсированные формы болезней сердца, почек, крови, злокачественные опухоли, болезни обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия), прием матерью цитостатиков, радиоактивных препаратов. Рекомендуется кормление ребенка донорским молоком или адаптированной смесью. Психические заболевания матери являются относительным противопоказанием — этот вопрос решают непосредственно с лечащим психиатром индивидуально в каждом конкретном случае. В родильном доме не прикладывают к груди детей в случае появления у матери любого острого воспалительного процесса (ОРВИ, ангина, кишечные явления и др.), а также мастита (воспаления молочных желез), эндометрита (воспаления эндометрия — внутреннего функционального слоя матки) и других инфекционных процессов. 
Со стороны ребенка: пониженной выработкой или полным ее отсутствием определенных ферментов,
участвующих в расщеплении  отдельных пищевых элементов, в  результате чего идет накопление их недоокисленных продуктов, что отрицательно сказывается  на детском организме). При диагностике  этих заболеваний новорожденного переводят  на безмолочное вскармливание (миндальное, соевое молоко) или специальные лечебные смеси режим ребенка
Важное  место в режиме дня занимает сон. К концу 1-го года жизни общая продолжительность  сна сокращается до 15 ч, но продолжительность  ночного остается неизменной до 3 лет  при увеличении времени бодрствования  днем.
С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени  по 5-6 ч. После 2 лет малыш спит днем около 2 ч, а бодрствует 2 раза по 6 ч. Изменение продолжительности бодрствования, сна и числа кормлений в  возрасте 1-3 лет Ребенка следует укладывать спать в одно и то же время, в тихом месте, в его кроватке. Перед каждым сном комнату обязательно следует проветрить, а укрывать малыша надо легко, не кутая его. Хорошо, укладывая малыша спать, немного посидеть с ним, спеть колыбельную песенку, рассказать маленькую спокойную сказку. Но не больше, иначе ребенок свой тихий час заставит взрослого рассказывать ему или петь. Перед ночным сном не следует устраивать бурных шумных игр - лучше делать это в первой половине дня. Родители пришли с работы, поужинали, немного отдохнули и готовы поиграть с ребенком, а ему пора спать.
 
Лучшим  общением станут совместное чтение или  спокойная игра.Не следует приучать ребенка засыпать в полнейшей тишине. В этом случае он будет просыпаться от малейшего шороха, а его сон станет беспокойным. Важно, чтобы ребенок сам готовился ко сну: раздевался, помогал стелить постель, укладывал спать свою любимую плюшевую собачку и т.д. Это поможет ребенку успокоиться, настроиться на сон и принять процедуру укладывания как должное. 
 
 

Информация о работе Анатомо физиологические особенности новорожденных