Алкогольный фактор в демографическом кризисе и ухудшение здоровья населения Забайкалья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:55, реферат

Описание работы

Одной из самых серьезных проблем современной России является демографический кризис: ежегодно население страны уменьшается на 750-800 тысяч человек и к началу 2009 года численность населения составила чуть более 141 млн. человек.
Особенно тяжелой становится ситуация в районах Сибири и Дальнего Востока, где при сохраняющихся тенденциях демографического кризиса огромные просторы страны могут остаться без полноценных людских ресурсов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Работа содержит 1 файл

реферат про алкоголь.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Отцы, отцы, ну как же так отцы

Отечество за пьянкой проглядели

Дома и пашни разом опустели

Разор раздор метут во все концы

А как же Русь?

Василий Забелло

 

 

Алкогольный вклад в  сверхсмертность

 и ухудшение здоровья  населения России и Забайкалья.

 

Одной из самых серьезных проблем современной России является демографический кризис: ежегодно население страны уменьшается на 750-800 тысяч человек и к началу 2009 года численность населения составила чуть более 141 млн. человек.

Особенно тяжелой становится ситуация в районах Сибири и Дальнего Востока, где при сохраняющихся тенденциях демографического кризиса огромные просторы страны могут остаться без полноценных людских ресурсов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Только за последние 15 лет, т.е. с момента начала псевдоэкономических реформ и резкого снижения уровня жизни людей, население Забайкальского края уменьшилось почти на 200 тысяч человек, составив 1 млн.111тысяч человек, т.е. более чем на 14%, а смертность от внешних причин за этот же период возросла в 2,4 раза.

Особенностями демографического кризиса в России, в отличие  от европейских стран, является не столько  низкая рождаемость, сколько сверхсмертность  среди населения трудоспособного  возраста и особенно у мужчин. С  мужским населением в России проблема сохраняется уже на протяжении последних 90 лет: гражданская война и вынужденная эмиграция в 20-е годы, сталинские репрессии в 30-е годы, Великая отечественная война.

Эти трагические для  России события стоили многих десятков миллионов человеческих жизней, преимущественно мужчин, что, безусловно, самым негативным образом сказалось на генофонде страны, однако тогда нас спасла относительно высокая рождаемость.

В современной России продолжительность жизни мужчин составляет около 60 лет, а в Забайкалье даже не достигает 57 (в 2005 году не достигала 53 лет). Россия занимает печальное 136 место по продолжительности жизни мужчин в мире, находясь в одной группе с африканскими странами.

Начавшийся с начала 90-х годов в стране демографический кризис, метко обозначенный социологами как «русский крест», продолжается, что неуклонно ведет страну к депопуляции. Некоторые наметки на смягчение ситуации в последние 2 года, конечно же дают надежду, однако существенного влияния на продолжающийся демографический провал в стране пока не оказывают.

 В Забайкальском  регионе демографическая ситуация  аналогична общероссийской, однако  тяжесть ситуации обусловлена  не только сверхсмертностью населения  трудоспособного возраста, но и  крайне высокими показателями  миграции. Ежегодно из области от 5 до 6 тысяч человек выезжают в другие более привлекательные регионы, причем выезжают преимущественно молодые, образованные и перспективные трудовые ресурсы. Это очень болезненный для региона симптом, усугубляющий также неблагоприятную структурно-возрастную динамику и нарастающие тенденции постарения населения края.

Анализ факторной обусловленности  сверхсмертности в России позволяет  выделить алкогольный  фактор как один из самых весомых и составляющих в целом по стране не менее 37%,а по Сибири и Дальнему Востоку этот показатель превышает 40% барьер, что в своей совокупности ежегодно уносит более 500.00 человеческих жизней, причем преимущественно лиц трудоспособного возраста.

Можно утверждать, что  между уровнем потребления алкоголя и продолжительностью жизни существуют тесные связи, особенно у мужской популяции. Повышение уровня потребления алкоголя тут же ведет к сокращению продолжительности жизни за счет увеличения смертности, а снижение потребления – к ее увеличению.

В условиях естественного  эксперимента в результате антиалкогольных реформ Горбачева, а также других социальных явлений, этот вывод был подтвержден трижды, а взаимоотношения между потреблением алкоголя и продолжительностью жизни, особенно у мужчин, на самом деле носят зеркальный характер.

Весьма объективно это подтверждает и тот факт, что в местах лишения свободы смертность мужчин трудоспособного возраста почти в 3 раза ниже, чем на свободе: в тюрьмах мужчины не пьянствуют.

 В структуре алкогольной  смертности в России особое  место занимает насильственная смертность - самоубийства, убийства, ДТП, отравления алкоголем и его суррогатами. Обратите внимание на резкое снижение всех этих показателей в 1989-1988 г.: снижение потребления алкоголя тут же привело к снижению показателей насильственной смертности, и страна сохранила более 1,2 млн. человеческих жизней.

Высокий уровень самоубийств  в любой стране демонстрирует  социально-психологическое неблагополучие населения и указывает на психическую  дезадаптацию. По данным ВОЗ критическим  считается уровень 20 случаев самоубийств в год на 100 тысяч жителей. Распространенность самоубийств в Забайкалье превышает критический уровень в 4 раза, составив в 2007 году 80 случаев на 100 тысяч населения, в 2003 году этот показатель превышал «норму» в 4,7 раз. Можно отметить только одно заметное снижение числа самоубийств в России в челом и Забайкалье частности – 1986-1987 гг., когда показатель снизился до 27,7,что было связано с антиалкогольной кампанией и убедительно подтвердило связь уровня суицидов с интенсивностью пьянства в населении.

Таким образом, между  пьянством, алкоголизмом  и самоубийством  существуют самые тесные связи: риск самоубийства у злоупотребляющих алкоголем, т.е. пьяниц возрастает в 5 раз, у больных  хроническим алкоголизмом в 10 раз.

Крайне высокие показатели криминальной агрессии в стране также во многом имеют алкогольное происхождение, причем между уровнем алкоголизации и вероятностью совершения маломотивированной агрессии существуют прямые корреляционные соотношения. Вероятно, поэтому частота убийств в РФ почти в 25 раз превышает аналогичные показатели в странах Европы(24,9 на 100 тысяч и 1,1),  в Забайкалье же показатель уровня убийств почти в 50 раз (!) превышает частоту убийств в Европе(49,1 и 1,1, соответственно , 2007).

По нашим данным около 90% убийств и нанесения тяжкого вреда здоровью совершается в состоянии алкогольного опьянения, из них в 62% при атипичных формах опьянения вследствие употребления суррогатов алкоголя, когда нередко убийца амнезирует свое поведение и не может вразумительно сообщить следователю о мотивах своей агрессии.

Алкогольная сверхсмертность в  России и Забайкалье поддерживается и за счет смертельных отравлений вследствие употребления спиртов низкого  качества. Несмотря на некоторое уменьшение смертности последние 2 года по этой причине, ситуацию никак нельзя считать удовлетворительной: по отношению к 19900 году смертность от отравлений алкоголем в нашем регионе почти в 5 раз выше. При этом прослеживается зловещая тенденция, когда смерть наступает не от алкоголя и потребления смертельной дозы алкоголя, а при средних степенях алкогольного опьянения, что свидетельствует о крайне низком качестве алкогольной продукции, которая на самом деле может рассматриваться как один из вариантов биологического оружия.

Алкогольный фактор вносит свой разрушительный вклад в демографический кризис и ухудшение здоровья населения через алкогольобусловленную соматическую патологию, в том числе болезни системы кровообращения, гепатиты, циррозы, панкреатиты и др. заболевания. Болезни системы кровообращения (БСК), как причина смертности в России, более чем в 3 раза превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах. Наряду с общепринятыми в мире такими факторами риска БСК как атеросклероз, артериальная гипертензия, ожирение, курение, в нашей стране выделяют дополнительно специфические факторы риска: высокий уровень потребления крепких и некачественных спиртных напитков, низкий уровень жизни и плохое питание, социальный стресс, высокий уровень преступности и коррупции.

В России в лихие 90-е годы был налажен выгодный бизнес по изготовлению синтетического спирта из нефтепродуктов, переправка его в Польшу, где его ароматизировали, разливали в красивые бутылки и уже официально переправляли в Россию под названием «Роял». Сколько тысяч человеческих жизней стоило стране употребление этой заразы?- можно только догадываться!

В стране до сих пор сохраняется  высокий уровень потребления  фальсифицированной продукции, особенно произведенной из непищевых спиртов  (гидролизного, синтетического), где помимо сивушных масел содержатся высоко токсичные кретоновый альдегид и полимеры этилена, которые оказывают выраженное кардиологическое действие и при этом не определяются существующим в стране ГОСТОМ. По мнению независимых экспертов более 605 всей алкогольной продукции производится из фальсификатов. Именно высокое потребление фальсификатов алкоголя превышает факторы риска развития БСК  в факторы риска смертности, а также колоссального роста иной алкогольобусловленной соматической патологии.

По мере увеличения суточной дозы потребляемого алкоголя риск развития БСК у мужчин по гипертонической болезни – возрастает в 3 раза, у женщин – 1,5; у мужчин по ишемическому инсульту- в 2 раза, у женщин – 2,5 раза; у мужчин по геморрагическому инсульту – в 4 раза, у женщин – в 13,5 раз. Эти данные подтверждают, что сверхсмертность в России от болезней БСК более чем на 30% обусловлена пьянстовом и алкоголизмом.

Не менее значительной является смертность населения от алкогольного поражения печени и, соответственно, хронического алкоголизма. В Забайкалье смертность от алкогольных гепатитов возросла в 1990 года почти в 30 раз, а от хронического  алкоголизма в 7 раз.

Эти данные убедительно свидетельствуют  о тесной причинно-следственной связи  показателей насильственной смертности, алкогольобусловленной смертности от гепатитов, циррозов и БСК и тяжести алкогольной ситуации в стране и регионе, что в своей совокупности указывает на масштабы алкогольного фактора в депопуляции населения.

По данным областного патологоанатомического бюро из 10255 аутопсий, проведенных за последние 5 лет в краевых ЛПУ, алкоголизм с висцеральными поражениями занимает 4 место в структуре смертности, составив в 2007 году 10,9%. Этот показатель возрос за 5 лет в 2,8 раза.

Больные хроническим алкоголизмом и злоупотребляющие алкоголем создают большую нагрузку в деятельности лечебных учреждений: около 30% больных мужчин и 10% женщин стационаров г.Читы имеют болезненную зависимость от алкоголя. Именно пьянство и запойные состояния нередко являются истинными причинами, приведшими на больничную койку, особенно в травматологических и общетерапевтических отделениях, не говоря уже о токсикологии, где реанимационные палаты давно напоминают острое отделение наркологической клиники. За всем этим стоят огромные экономические затраты.

Проведенный нами корреляционный анализ показателей насильственной смертности в Забайкальском крае за 30 лет  и заболеваемости алкогольными психозами, которые наиболее объективно отражают масштабы алкоголизации населения, подтверждают сказанное, с одной  стороны, а с другой, свидетельствуют о колоссальной роли социальных условий в обществе, которые могут как способствовать снижению алкогольной смертности, так и ее росту (пример 1986-1987 гг., дефолт 1998 г.). эти данные самым убедительным образом указывают нам еще на один важный путь борьбы с депопуляцией населения и улучшения качества жизни людей и их здоровья – это государственная программа борьбы с пьянством.

Не менее важным является и то, что по причине массового пьянства страна теряет интеллектуальный потенциал. Критическое положение с психическим здоровьем детей практически напрямую связано с пьянством  и ростом числа больных хроническим алкоголизмом. Острой сохраняется проблема социальных сирот, которых в России уже более 1 млн. и государство не успевает открывать интернатные учреждения и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Среди этого контингента более 75% имеют психические расстройства, а это наше будущее и наши трудовые ресурсы.

В Забайкальском регионе  сохраняются высокие показатели распространенности (болезненности) алкоголизма у женщин и подростков.

Возраст приобщения к  алкоголю подростков за последние 20 лет  снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает  физическое и психическое здоровье и умственное развитие подрастающего  поколения, выбивает подростков из образовательной среды, лишает их жизненных перспектив. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Действующий запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, лицам до 18 лет практически полностью не работает. Во многом это происходит из-за того, что спиртное, подавляющее большинство несовершеннолетних, беспрепятственно покупает в киосках и ларьках. Количество точек, торгующих слабоалкогольными напитками и пивом, в России многократно превышает аналогичные показатели как в наиболее развитых, так и в бедных странах. Контролирующие органы не в состоянии осуществлять надзор за сотнями тысяч киосков и ларьков.

Проблема пивного алкоголизма  является реальной опасностью для молодежи, приводит к ранней алкогольной зависимости, жировому перерождению печени, мужскому бесплодию. При этом настойчивая и изощренная реклама пива продолжает вовлекать все новых и новых молодых людей в пивное безумие с формированием раннего алкоголизма.

Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что страна перешла критический  рубеж и ситуацию изменить без  активного вмешательства государства  будет невозможно.

Динамика роста психической  патологии среди подростков такова, что уже сейчас острой становится проблема призыва в армию.

В Забайкалье за последние 15 лет произошло небывалое падение  образовательного уровня молодежи, что  наиболее наглядно определяют результаты призыва на военную службу: мало того, что более 30% призывников имеют  освобождение от призыва по причине психической патологии, у тех – кого призывают, социально-психологический портрет вызывает беспокойство в плане их успешности адаптации к строго регламентированной военной службе: около 30% имеют низкий уровень нервно-психологической устойчивости, 24% имели до призыва приводы в милицию, 15% вели антисоциальный образ жизни, 20% - воспитывались в неполных семьях и более 50% имеют лишь начальное образование.

 Исследования состояния  психического здоровья подростков, проведенные в одном из относительно благоприятных районных центров Забайкальского края сплошным методом, показали, что 47% из них имеют психические нарушения и нуждаются в лечебно-реабилитационных мероприятиях. В происхождении этих расстройств важнейшее место опять занимает алкогольный фактор: пьянство родителей и плохое питание детей, безнадзорность и отсутствие условий для полноценного обучения в школе и т.д.

Информация о работе Алкогольный фактор в демографическом кризисе и ухудшение здоровья населения Забайкалья