Алкоголизм-методы профиктики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:56, реферат

Описание работы

Цель – рассмотреть меры по профилактике, реабилитации и социально- психологической помощи нуждающимся.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме алкоголизма.

2. Провести экспериментальное исследование по выявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма.

3. Рассмотреть системный подход к профилактике алкоголизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2

1. Теоретическая часть…………...............................................................2

1.1. Понятие и стадии алкоголизма……………………………………...3

1.2.Профилактика и социально – психологическая работа……………6

1.3. Блок реабилитации…………………………………………………..9

Заключение ……………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Реферат по Валеологии Алкоголизм-возможные меры профилактики.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
align="justify">        Вторичная  профилактика  алкоголизма  состоит  в   выявлении   групп населения,  наиболее  уязвимых  по  отношению  к  алкоголизму,  и   больных, максимально   раннем,   полным   и   комплексном   осуществлении    лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы,  применением  всей  системы мер воспитательного воздействия в коллективе и семье.

        Третичная профилактика  алкоголизма  'направлена  на  предупреждение прогрессирования   заболевания   и    его    осложнений,    реализуется    в противорецидивной, поддерживающей  терапии,  в  мероприятиях  по  социальной реабилитации.

        Все мероприятия по искоренению пьянства  и  алкоголизма  могут  быть подразделены на два ведущих направления.

        1) Корригирующее направление.

        Оно заключается в прямом воздействии  на  питейные  обычаи  среды  и алкогольное  поведение  отдельных  лиц,  на  политику  в  отношении  цен   и организации  торговли  спиртными  напитками,   на   административно-правовое регулирование   мер   предупреждения   алкоголизации.   Содержанием    этого направления  является  разрыв  звеньев  цепи   развития   алкоголизации   от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание  условий  для воспитания трезвого образа жизни.

        2) Компенсирующее направление.

        Оно связано  с  изменением  всей  плоскости  обыденных  общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи,  вытеснением  и  заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется  формированием у   подрастающего   поколения   таких    нравственных    качеств,    которые противодействуют  возникновению  социальных  отклонений   в   их   сознании, деятельности и поведении.

        Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

        Хотелось бы обратить отдельное внимание на комплекс

психотерапевтических мероприятий.

        Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

        Она  осуществляется  в  нескольких  формах  и   представляет   собой комплексное  лечебное  воздействие  с  помощью  психологических  средств  на психику больного, а через нее  на  весь  его  организм  с  целью  устранения болезненных симптомов и изменения  отношения  к  себе,  своему  состоянию  и окружающей среде.

        Существует несколько методов психотерапии:

        1)  Гипноз  -  погружение  пациента  в гипнотическое состояние   -

привычный психический прием,  позволяющий  повысит  действенность  лечебного внушения.

        2) Рациональная психотерапия - отличается от гипноза обращением к сознанию и рассудку человека, его лoгике.

        3) Аутогенная тренировка - метод самовнушения, самоуспокоения.

         4) Наркопсихотерапия - внушение в гипноидном  состоянии,  вызванном введением лекарственных препаратов, вызывающих эйфорию. На  входе  и  выходе из этого состояния психотерапевт проводит свои словесные воздействия.

      5)  Коллективная  и   групповая   психотерапия   -   базируется   на использовании социального в человеческой психике.  Объединение  пациентов  в лечебную группу с целью взаимопомощи.

        6) Игровая психотерапия и психотерапия  творчеством (арттерапия)  - лечебные методы, в которых научное представление о человеке  в  значительной меры  связано  с   бурным   развитием   психологических   наук,   социальной психологии, психологии личности. Методические приемы очень разнообразны.

        7)  Эмоционально-стрессовая   психотерапия   -   система   активного лечебного вмешательства, которое заставляет больного  на  предельно  высоком эмоциональном уровне пересмотреть и даже  радикально  изменить  отношение  к себе, к своему болезненному состоянию и окружающей микросоциальной сфере.

        В  зависимости   от   целей,   которые   ставятся   психотерапевтом, психотерапия  может  быть  патогенетической,  то   есть   направленной   на реорганизацию,  восстановление  структуры  личности  пациента,  при  которой устранение  болезненных  признаков-симптомов  ожидается   как   важное,   но побочное  действие,  и   симптоматической,   преследующей   цель   устранить отдельные болезненные признаки.

2.3. Блок  социальной реабилитации.

        Работники социальной службы  решают  такие  вопросы,  как   получение паспорта, восстановление  на  работе,  бытоустройство  и  т.п.  Амбулаторная наркологическая служба решает вопросы,  касающиеся  также  профилактического приема, работы психотерапевтических групп.

      Такое   распределение   сил   и   средств   помогает    осуществлять

целенаправленное  реабилитационное  воздействие  на  больных   алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

        Алкоголизм, как правило, приводит  к  социальной  изоляции  больного алкоголизмом,  нарушаются   семейные,   трудовые   и   другие   общественные отношения, что приводит к укреплению контактов больных между собой,  основой которых служит совместное пьянство. В связи с этим,  раньше  за  рубежом,  а сейчас  и  у  нас  предпринимаются  попытки  создания   особых   учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие  учреждения  создаются  для того, чтобы облегчить переход от круглосуточного наблюдения за  алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни в обществе.

        Еще     одна     разновидность     социальной     реабилитации     – психотерапевтическое сообщество под названием  «Поворотный  пункт»  (1978г). Оно было создано с целью оказания  лечебно-реабилитационной  помощи  больным алкоголизмом.   По   уставу   сообщества,    проводимые    медико-социальные мероприятия преследуют цель возвратить больных к  нормальной  и  полноценной жизни путем изменения,  в первую  очередь,  их  поведенческих стереотипов (патологических).

        Распространенной формой социальной  адаптации  больных  алкоголизмом являются организации колоний, у которых есть собственные  школы,  лечебницы, различные  производственные  мастерские  и  т.д.   Колонии,   как   правило, расположены  в  пригородах,  имеют  подсобные  хозяйства,   животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в этих целях  используются  многие  заброшенные деревни.

        Наиболее  полно  и  последовательно  преимущества   психотерапии   и поведенческой терапии раскрываются в деятельности клубов трезвости,  обществ анонимных  алкоголиков,   социотерапевтический   климат   которых   повышает результат лечения и реабилитации на 50-60%  [Kardos  G.,  1980;  Schwartzman J.,  1985;  Moos  R.M.,1990].  Среди больных,  ежедневно посещавших  после стационарного лечения  общество  анонимных  алкоголиков,  воздерживались  от употребления спиртных  напитков  в  течение  шести  месяцев  73%,  среди  не посещавших- 33% [Hoffmann.G., 1985].

        С  точки  зрения  обществ  анонимных  алкоголиков,   медики   должны заниматься физиологической дезинтоксикацией,  а  сообщество  и  сам  человек осуществляют   психологическую   дезинтоксикацию   и   социалъно-психическую реконструкцию личности. Программа реконструкции включает  в  себя  несколько шагов.

    Первый  шаг  состоит  в  признании  бессилия  перед  недугом.  Второй выражает потребность в поиске духовной  психологической  опоры.

          Третий  шаг означает решимость довериться  чувству  уверенности  в  возможности  помощи.

          Сть четвертого-восьмого шагов - самоанализ,  исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных  поступков,  духовное  очищение.

          Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессовые  ситуации,  ранее приводившие  к  срывам,  что  укрепляет   самоконтроль. 

    Одиннадцатый   шаг ориентирует на  постоянную  рефлексию  и  сознательный  контроль  за  своими поступками, заставляет соотносить  их  с  принятыми  моральными  принципами.

      Двенадцатый шаг требует практической реализации всех  принципов  и  традиций общества анонимных алкоголиков и главного  среди  них:  помогая  другим,  ты помогаешь себе больше, чем им

        Различные формы и направления социальной  paбoты   подразумевают привлечение больных  алкоголизмом  к  добровольному  лечению,  патрононажную работу среди больных алкоголизмом,  помощь  в  трудоустройстве,  организацию культурно-массовых мероприятий, совместное  проведение  различных  торжеств, поддержание деловых взаимосвязей  с административными отделами  внутренних дел  и  местными  комиссиями  по  борьбе   с   пьянством   и   алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду  и  агитацию  за  трезвый  образ  жизни  среди местного  населения.  Члены  клуба  наряду  с   внутриклубной   работой   по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют  большую общественно-полезную  работу.  Это  способствует   качественно   новому   их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у  них  после отказа от употребления спиртных напитков.

        Теперь рассмотрим основные принципы деятельности  службы  социальной реабилитации и адаптации.

        Они  делятся  как  на  общепедагогические,  так  и  на  специальные,

направленные  на  деятельность   с   людьми,   нуждающимися   в   социальной реабилитации.

        К   общепедагогическим   относятся   принципы   природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.

        Суть принципа природосообразности заключается в том,  чтобы  ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе  сделать человека с его конкретными особенностями,  проблемами  и  уровнем  развития. Здесь главное - сама природа данного, конкретного человека,  его  физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.

        Суть  принципа  культуросообразности  заключается   в   максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в  которой  находится  данная служба реабилитации.

        В целях реабилитации и  адаптации  социальные  работники  используют материальную  и  духовную  культуру,  развивают  творческие  способности   и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных  ценностей. 

        Принцип  гуманности  для  социальных  работников  является  ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей  гуманистической  психологии.  Ученые этого направления утверждают, главное  в  личности  -  ее  устремленность  в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.

        Следующим мы рассмотрим специальные принципы.

        Первый  принцип   последовательности   мероприятий   по   социальной реабилитации состоит из шести этапов:

        I)  Диагностический этап:  Он   заключается   а   анализе   проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке  противоречий,  нуждающихся в  немедленной  ликвидации  с  помощью   каких-либо   методик,   технологий, структур.

        2) Прогностический этап. Он включает в себя  постановку  конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание  системы  мер, структур,  методик;  а  также  прогнозирование  ожидаемых  положительных,  а возможно и негативных последствий.

         3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение поставленных службой целей.

        4) Практический этап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса, корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.

         5) Обобщающий этап. Обработка данных,  полученных  результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности.

        6) Внедренческий этап. Распространение новых методик,  направленная организация опыта по реализации разработанного другими работниками службы.

        Второй  принцип  приоритета  индивидуально-личностного   подхода   в решении проблем реабилитации и адаптации.

        Он  подразумевает  осуществление  процесса  реабилитации  с   учетом индивидуально-личностных    особенностей    человека     (его     характера, темперамента,   мотивов,   интересов,   способностей   и    т.д.).    Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия  помогают человеку  осознать  свою   индивидуальность,   научиться   управлять   своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные  и  корректировать  слабые стороны.

Информация о работе Алкоголизм-методы профиктики