Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:21, биография
Алкмеон Кротонский (Alkmaion, VI–V вв. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, представитель кротонской медицинской школы. Автор сочинения «О природе». Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.
Алкмеон Кротонский (Alkmaion, VI–V вв. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, представитель кротонской медицинской школы. Автор сочинения «О природе». Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.
Под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души и познания. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Писал также о развитии зародыша в утробе матери.
Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
Вопросы о природе
души, её внешней обусловленности
и телесных основаниях ставились
в древнее время не только философами,
но также представителями
Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.
Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объём и строение мозга, а также органов чувств. Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств.
Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма определяются соотношением четырёх стихий — воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырёх элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае — к гибели. Равновесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую он употребляет, от климатических и географических условий, в которых человек живёт, наконец, от особенностей самого организма.
Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом, принцип нервизма, принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырёх типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.
……………..
ГЕРОФИЛ (ок. 300 до н.э.), древнегреческий анатом и хирург. Первым стал проводить систематические вскрытия трупов человека для изучения анатомии. Родился в Халкидоне (Вифиния). Внук Аристотеля, ученик философа-стоика Хрисиппа и знаменитого врача Праксагора. Большую часть жизни провел в Александрии. Имя Герофила часто упоминают наряду с именем его современника Эрасистрата. Оба считали, что центром нервной системы является головной мозг, и различали "чувствительные" и "двигательные" нервы. Герофил оставил много трудов по всем разделам медицины, включая офтальмологию, кардиологию и акушерство. В прекрасных комментариях к сочинениям Гиппократа им описаны оболочки глаза, строение желудочно-кишечного тракта, кровоснабжение и морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Проводя вскрытия, Герофил впервые изучил синусный сток (torcular Herophili), где сходятся все синусы затылочной части головы. Он описал также грудной проток, хотя и не знал его назначения, и оставил самые точные для своего времени описания мужских и женских половых органов. Наиболее известны работы Герофила по исследованию пульса. Он первым определил его частоту, указал на диагностическое значение этого параметра. Наблюдая за пульсом во время систолы и диастолы (сокращения и расслабления сердца), отмечая его частоту, наполнение, ритмичность и стабильность, он делал медицинские заключения. Определял ритм пульсации крови в артериях, сравнивал разные виды пульса с музыкальными ритмами, присвоил каждому типу пульса специальное название. Одно из этих названий, "скачущий пульс", сохранилось до наших дней. О месте и времени смерти Герофила ничего не известно.
………..
Эразистрат (ок. 300-240 годах до н.э.), уроженец острова Кеоса, ученик отца ботаники Теофраста (или Феофраста, подлинное имя — Тиртам; 372-287 годах до н.э.), и Хризиппа Книдского (336 году до н.э.), восстававшего против применения слабительных и кровопусканий.
Исследования Эразистрата не только дополняли, но и развивали исследования и взгляды Герофила. Эразистрат производил вскрытия и вивисекции, способствовал развитию анатомических, в частности патологоанатомических и физиологических знаний.
Впервые слово «мозг» как название было введено в литературу Эразистратом. Им было довольно полно описано макроскопическое строение головного мозга, указано на наличие мозговых извилин и отверстий между боковыми и третьими желудочками, которые впоследствии получили название монроевых. Эразистрат описал мембрану, отделяющую мозжечок от мозга. Им впервые описываются доли мозжечка (термин «мозжечок» он также употребляет впервые). Он описал разветвления нервов: различал нервы двигательные и чувствительные.
Эразистрат первым высказал мысль, что душа (пневма) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый. Кровь, проходящая через хориоидальные сплетения, приходит в соприкосновение с душой и перерабатывается в сознание. Это была первая в истории человечества психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, которая получила широкое распространение и существовала на протяжении Средних веков.
В вопросе об органе
«животной души» оба
Эразистрату принадлежит авторство таких неологизмов, как, например, паренхима, плетора, булимия (буквально «бычий голод»), анастомоз (точнее synanastomosis; приставку syn- позднее отбросил Гален), сохранившихся до сих пор, хотя и существенно изменивших со временем свое значение. Эразистрату современная медицина обязана также такими терминами, как чувствительные и двигательные нервы, артерия и т.п.
В теоретических взглядах Эразистрат отходил от господствовавшего в его время гуморализма — учения о преобладающей роли соков — и отстаивал роль твердых частиц в организме (солидаризм). В лечении болезни главное место отводилось диете, полагая, что всякая болезнь является следствием застоя, переполнения того или иного органа непереваренной пищей. В хирургии ему приписывают изобретение катетера. Изучая сосудистую и нервную систему, Эразистрат описал сердечные и венозные клапаны, сокращения сердечной мышцы; перестальтику кишок и др.
Успехи врачей-александрийцев были обусловлены сопоставлением анатомических данных о строении нервной системы с экспериментальным изучением зависимости функций от раздражений и разрезов различных частей мозга. Филопон (VI в. н.э.) сообщает об опытах, в которых путем раздражения оболочек мозга вызывались двигательные параличи и потеря чувствительности.
………………
ГАЛЕН, Galēnus, Γαληνός, Claudius, врач, история жизни и образования которого известна нам из многочисленных намеков в его сочинениях. Он родился в 131 г. от Р. Х. в Пергаме. Отец его Никон, геометр и архитектор, был человек зажиточный и знающий и дал своему сыну весьма тщательное воспитание. На 15-м и 16-м году своей жизни Г. пользовался преподаванием замечательных философов различных школ, которые пребывали в его родном городе; преимущественно он слушал перипатетиков, которые направили его рано к усердному изучению сочинений Аристотеля и Теофраста. Медицине его учили Сатир, Фициан, Стратоник, Элиан Мекций и Эсхрион. После смерти отца он отправился на 21 году от роду в Смирну, чтобы слушать анатома Пелопа и платоника Альбина, затем в Коринф к Немесиану и в Александрию, где он занимался анатомическими исследованиями под руководством Гераклиана. В 158 г. он возвратился в Пергам и получил врачебный уход за гладиаторами, что для него сделалось лучшею школою хирургии. В 164 г., на 34 году жизни, он приехал в Рим, где достиг большой славы счастливыми лечениями, публичными лекциями и литературной деятельностью. Не желая более переносить преследования завистливых своих товарищей врачей, он оставил Рим после трехлетнего пребывания, совершил научное путешествие по разным странам и поселился в своем родном городе.
Уже год спустя императоры Марк Аврелий и Луций Вер вызвали его в Италию; он застал их, но вместе с тем и чуму в Аквилее. Императоры отправились в Рим, куда он последовал за ними и сделался лейб-медиком юного Коммода. Здесь он написал несколько из своих замечательнейших сочинений, из которых часть сгорела при пожаре храма Мира. Еще при императоре Пертинаксе и Септимие Севере он жил в Риме и умер в самом начале III в. Высокое уважение, которое оказывали ему современники, еще превышается почетом, оказанным ему потомками.
Это уважение основано
на такой научной деятельности, каковая
в подобных размерах не находится
ни у кого из древних писателей. 125
сочинений общего содержания потеряны;
из числа медицинских сочинений
сохранилось 100 несомненно подлинных
и 18 подлежащих сомнению; от 19-ти остались
более или менее значительные
отрывки, а 24 сочинения — подложны.
Сочинения Г. относятся ко всем отраслям
медицины; замечательнее всего его
результаты по анатомии и физиологии,
если принять в соображение
Полное издание C. G. Külin (20 т., 1821—1833). Многие из его сочинений существуют в арабском, латинском, даже еврейском переводах в доказательство высокого авторитета, которым он пользовался даже на Востоке и который остался непоколеблен до XVI в. Много еще скрывается в рукописном виде. Огромная плодовитость автора делает понятным, почему слог в этих сочинениях часто небрежен и отнюдь не классический. Он страдает недостатками своего времени, лишней распространенностью и многословием, диалектическими хитростями и бесплодной педантичностью, но, несмотря на это, Г. является одним их самых выдающихся умов древнего мира, которым товарищи его по науке пренебрегают совершенно напрасно.