Афазии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:23, история болезни

Описание работы

Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией. По А.Р. Лурии, это системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.

Работа содержит 1 файл

афазия.docx

— 61.40 Кб (Скачать)

  В эксперименте участвовало 9  больных: 3 пациента с сенсорной афазией, 4 с акустико-мнестической афазией, 2 пациента с амнестической афазией. У всех больных дефект был выражен в средней степени выраженности. По полу больные распределялись следующим образом: 3 женщины и 6 мужчин в возрасте от 38 до 64 лет.   У двух пациентов была черепно-мозговая травма,  5 пациентов перенесли нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, один - по геморрогическому типу, одна пациентка перенесла операцию по поводу аневризмы головного мозга.  Все пациенты были обследованы нейропсихологом и логопедом.

  Занятия проходили в несколько этапов. Основные  цели и задачи занятий: использование различных видов деятельности  для преодоления трудностей называния предметов и их изображений, расширение словаря на заданную тему, оживление ассоциативных связей между усвоенными практическими действиями и их вербальным обозначением. Выбор темы и видов деятельности был обусловлен: 1) широкими возможностями  восстановления частотного словаря, 2) доступностью видов предметной деятельности для каждого из больных, 3) возможностью использования максимального числа путей компенсации нарушенных функций за счёт включения запасных афферентаций.

  Для каждого занятия был составлен  словарь и подготовлено необходимое  оборудование. Словарь формировался из трёх групп слов: существительные, глаголы и прилагательные.

  В процессе занятий  по одной теме использовались различные виды деятельности: рисование предметов, конструирование из геометрических фигур, конструирование из спичек, лепка из пластилина, работа с природным материалом. Таким образом,  в компенсацию включались различные модальности: зрительные, двигательные, тактильные, слуховые.

  Оказалось, что для больных  с различными афазиями наиболее значимы разные модальности. Но для всех пациентов положительную роль играли тактильные контакты с предметами.  Повышению речевой активности и уменьшению трудностей называния также способствовало использование на занятиях одновременно двух видов деятельности: рисунок и лепка, конструирование и  дорисовывание незаконченных рисунков и т. п.  

  На  начальном этапе у всех больных  была проведена количественная оценка номинативной функции. Средний показатель составлял 18 баллов.  В конце курса  показатели выросли в среднем на 5-6 баллов, что на 3-4 балла выше, чем у больных, занимавшихся по обычным методикам. У одного пациента (38лет) показатели выросли на 8 баллов.

  Таким образом, благодаря использованию  различных видов предметной деятельности, уменьшаются трудности актуализации предметов, расширяется словарь, реже отмечаются вербальные парафазии и  менее выраженным становится феномен  «отчуждение смыла слова».    

  Речь  и мышление - ПАРАДОКС АФАЗИИ БРОКА (Часть 1) 

  Прежде  всего меня заинтересовал один из довольно часто встречающихся парадоксов. Я пытался понять разнообразие речевых нарушений, возникающих в результате повреждения мозга. Были предложены различные классификации этих нарушений, но они отличались друг от друга не только терминологией, но и самим принципом, который лежал в основе этой классификации. В дальнейшем оказалось, что в клинической практике некоторые из основных типов нарушений, которые отмечало большинство неврологов, встречались настолько редко, что это заставляло сомневаться в их существовании.

  Главный спорный вопрос касался моторной афазии. В начале истории неврологии (то есть сто лет назад) проводилось  различие между речевыми нарушениями, которые относились к входу сигналов в мозг, и теми, которые "относились к выходу. Нарушения входа назывались сенсорной, рецептивной формами  афазии или афазией Вернике; нарушения выхода речи назывались моторной, экспрессивной формами афазии или афазией Бро-ка. Вернике (1886) локализовал область, разрушение которой вызывало рецептивную афазию, в верхней задней части височной области левого полушария; Брока (1861) установил, что место повреждения, вызывающего экспрессивную афазию, находится в нижнезадней части лобной коры левого полушария (рис, XIX-1). Накопленные на протяжении прошлого столетия факты показали, что повреждение верхних отделов задневисочной коры вызывает различные речевые нарушения, начиная от неспособности называть предметы до тяжелых поражений, которые-нарушают речевой процесс в целом. В XIX в. подвергалась сомнению локализация повреждений, установленная Брока, и даже сама возможность афазии Брока. 

    

  Нетрудно  было установить диагноз больных, страдающих нарушениями артикуляции в результате повреждений нижнелобной коры. Некоторые больные могли написать то, что они не способны были сказать; другие не могли ни говорить, ни писать, а бывали, и такие, которые не могли писать (аграфия), но легко могли говорить. Часто такие моторные нарушения соединялись с более-глубокими речевыми дефектами, но еще чаще они были связаны с общими психическими расстройствами, проявляющимися в нарушении ориентации во времени и в пространстве. 

    

  Поэтому меня, как и моих предшественников, заинтересовало, какой же именно синдром  наблюдал Брока во время своей первой попытки локализовать это расстройство. Его описания этого расстройства убедили меня в том, что фактически он наблюдал нарушения речи, а не только дефекты артикуляции. Однако мне стало ясно также, что его указание на нижние отделы заднелоб-ной области в значительной степени носило случайный характер. Больные Брока перенесли инсульты, затронувшие среднюю мозговую артерию, которая питает зону вокруг сильвиевой борозды мозга (рис. XIX-2). Во времена Брока считали, что язык - это-функция лобных долей, его учителя заимствовали эту доктрину у френологов, которые утверждали, что двумя самыми отличительными признаками человека являются его высокий лоб и способность говорить, следовательно, между ними, безусловно, существует связь. Брока пришел к выводу, что единственным местом, где повреждение у больного-афазика захватывает лобную кору, являются нижние отделы заднелобной области. Так возникло название «зона Брока». 

  Речь  и мышление - ПАРАДОКС АФАЗИИ БРОКА (Часть 2) 

  Выводы  Брока получили подтверждение в результате экспериментов на обезьянах и человеке, в которых электростимуляция нижних отделов заднелобной коры вызывала у животных движения языка, а у человека - остановку речи (рис. XIX-3). Это, хотя и косвенное, подтверждение помешало правильно оценить другие, противоречащие такой точке зрения данные. 

  Эти данные, противоречащие гипотезе Брока, заключаются в том, что удаление и повреждение зоны Брока у человека могло и не вызывать никаких речевых нарушений. Все началось с психохирургической процедуры фронтальной лоботомии, или лейкотомии, как называли эту операцию в Европе. В 40-х и 50-х годах было проделано свыше 10 000 лоботомии, в большинстве случаев по методу, популяризированному Фрименом и Уоттсом (см рис. XVIII-4). В 1948 г. Меттлер и Роуланд захотели точно выяснить, какая часть мозга подвергается изоляции в результате этой процедуры. В тщательно выполненной серии исследований они изучили соотношение черепа и мозга сотни трупов, использовавшихся в анатомических лабораториях для обучения студентов-медиков. Разметка производилась согласно указаниям, данным Фрименом и Уоттсом. Метки непосредственно совпадали с нижними отделами заднелобной коры, которые в левом полушарии представляют собой зону Брока. Очевидно, поэтому все лоботомии, произведенные в психохирургических целях, в какой-то степени повреждали зону Брока. Однако не было ни одного случая, когда бы лоботомия вызвала афазию.

  Эти факты побудили Меттлера запланировать в качестве части экспериментальной психохирургической процедуры избирательное удаление зоны Брока и симметричной области в противоположном полушарии у больных-кататоников, которые не говорили уже более двадцати лет. Двое таких больных были прооперированы и после некоторого временного расстройства артикуля--ции (дизартрия) начали говорить и продолжали бегло говорить в течение многих лет (рис. XIX-4).

  Результаты  этих исследований доказали, что неповрежденная зона Брока (основание третьей лобной извилины у человека) не является необходимой для нормальной речи. Однако возможно, что неудовлетворительно функционирующая поврежденная зона Брока может вызывать нарушения речи. В следующем разделе мы рассмотрим доказательства того, что это действительно может иметь место. 

  

Информация о работе Афазии у детей