Автор: a***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
Максимальное внимание к личности ученика, выявление и использование всех его потенциальных возможностей служит психолого-педагогической основой, как для его развития, так и для полноценного усвоения знаний, умений и навыков. Основным содержанием программы в начальных классах являются понятия натурального числа и действий с этими числами.
Цель данной работы: рассмотреть методику изучения нумерации целых неотрицательных чисел.
При формировании у детей представлений о смысле сложения полезно предлагать им такие ситуации для предметных действий, при выполнении которых они сами подмечают закономерность, связанные с переместительным свойством сложения. Например: «на одной тарелке 4 апельсина, на другой - 3»; «сколько апельсинов на обеих тарелках?»; «на одной тарелке 3 апельсина, на другой - 4»; «сколько апельсинов на обеих тарелках?». [11,с.118]
В основе усвоения взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания лежит осознание учащимися предметного смысла этих действий. При этом следует учитывать, что особую трудность для некоторых детей представляет вычленение и удаление части множества, т.е. осознание тех предметных действий, которые связаны со смыслом вычитания.
Рассмотрим некоторые
методические приёмы, в которых учитываются
особенности младших
1. Работая у доски
с рисунками и дидактическими
пособиями, полезно сначала
2. Выполняя задания
с рисунками, к которым дана
запись вида -=, рекомендуется заполнять
«окошки» не только в прямом
порядке, но и начиная с
3. Можно использовать задания такого же рода, но со срытыми количествами. При их выполнении внимание учащихся сосредотачивается на соотнесении элементов схемы и предметных совокупностей;
4. Можно предложить трём ученикам взять со стола карточки (например, всего 5), соответствующие выражению (например, 5-2=3);.
5. Можно предлагать
комплексные задания с
Разрешение таких «противоречий» в игровой форме помогает детям усвоить взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Однако, осознавая «предметную» взаимосвязь компонентов и результатов действий, не все дети могут описать её, пользуясь математической терминологией: слагаемые, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. В этом случае целесообразно использовать понятия целого и части и соотношение между ними (часть всегда меньше целого; если убрать одну часть, то останется другая).
Понятие целого и части позволяет как бы «материализовать» такие термины, как слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое (например, устанавливая соответствие между рисунком и математической записью).
Формирование вычислительных умений и навыков - одна из основных задач начального курса математики. Вычислительное умение - это развёрнутое осуществление действия, в котором каждая операция осознаётся и контролируется. В отличие от умения навыки характеризуются свёрнутым, в значительной мере автоматизированным выполнением действия, с пропуском промежуточных операций, когда контроль переносится на конечный результат.
В начальном курсе математики учащиеся должны усвоить на уровне навыка: таблицу сложения (вычитания) в пределах 10; таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Подход к формированию навыков сложения и вычитания в пределах 10 предполагает осознанное составление таблиц и их непроизвольное или произвольное запоминания в процессе специально организованной деятельности. Осознанное составление таблиц может обеспечиваться теоретической линией курса, предметными действиями, методическими приёмами и наглядными средствами. Для произвольного и непроизвольного запоминания таблиц используется специальная система упражнений.
Таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно условно разделить на четыре группы, каждая из которых связана с теоретическим обоснованием и соответствующим способом действия: 1) принцип построения натурального ряда чисел - присчитывание и отсчитывание по 1; 2) смысл сложения и вычитания - присчитывание и отсчитывание по частям; 3) переместительное свойство сложения - перестановка слагаемых; 4) взаимосвязь сложения и вычитания - правило: если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.
Составление таблиц 1) группы не вызывает затруднения. При формировании вычислительных навыков для случаев сложения и вычитания, представленных во 2), 3), 4) группах, работа организуется в соответствии с определенными этапами: 1 - подготовка к знакомству с вычислительным приёмом; 2 - ознакомление с вычислительным приёмом; 3 - составление таблиц с помощью вычислительных приёмов; 4 - установка на запоминание таблиц; 5 - закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнений.
В формировании вычислительных навыков в школьной практике используются различные подходы: а) выучивание таблиц; б) знакомство с различными вычислительными приёмами a составление таблиц a непроизвольное запоминание в процессе выполнения упражнений; в) после использования предметных действий и вычислительных приёмов, ученику даётся установка на запоминание. [15,с.44]
В отличие от традиционной
системы внетабличное сложение и вычитание
строится не на последовательном рассмотрении
частных случаев этих действий, а на выделении
и осознании основных положений, лежащих
в фундаменте алгоритма их выполнения:
поразрядности выполнения каждой из этих
операций и использования таблицы сложения
для вычислений в каждом разряде. Такой
подход позволяет уже на этапе выполнения
действий с двузначными числами сформировать
общее понятие об алгоритме выполнения
сложения и вычитания и в дальнейшем использовать
его на любом множестве натуральных чисел,
не занимая значительного учебного времени
на рассмотрение и изучение этих частных
случаев.
Необходимо иметь в виду, что мы принципиально
стоим на позиции формирования общего
понятия о выполнении операций на базе
небольших чисел, с которыми детям сравнительно
легко работать, операции с которыми без
значительной затраты сил и времени они
могут выполнить практически, проверив
правильность выдвинутых предположений
на легко обозримом материале. В этом случае
у формируемого понятия есть прочная база
личного практического опыта, что не мешает
достижению высокого уровня обобщения,
а, наоборот, способствует его достижению.
Информация о работе Знакомство с количественной характеристикой натуральных чисел