Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:52, реферат
В математике Декарт первым ввел понятие переменной и функции, заложил основы аналитической геометрии, которые были представлены в его работе «Геометрия» (1637). Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления – текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетно-
Высшего профессионального образования
Курганский
государственный университет (КГУ)
Кафедра: «Психологии, валеологии и спорта»_______________________
Тема : ___Учения
Рене Декарта ______________________________
Реферат
Дисциплина: Математика
Выполнила студентка: Елецкая Екатерина Александровна
Группа: ПСЗ- 1521
Направление подготовки 030300 62 «Психология
Проверила: Коростылева
Светлана Михайловна
ДЕКАРТ (Descartes), Рене
31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650 г.
Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
В математике
Декарт первым ввел понятие переменной
и функции, заложил основы аналитической
геометрии, которые были представлены
в его работе «Геометрия» (1637). Переменная
величина у Декарта выступала
в двойной форме: как отрезок
переменной длины и постоянного
направления – текущая
Физические
работы Декарта относятся к области
механики, оптики и строения Вселенной.
Декарт ввёл понятия количества движения,
сформулировал закон его
Основная
черта философского мировоззрения
Декарта – дуализм души и тела,
«мыслящей» и «протяжённой» субстанции.
Отождествляя материю с протяжением,
Декарт понимает её не столько как
вещество физики, сколько как пространство
стереометрии. В противоположность
средневековым представлениям о
конечности мира и качественном разнообразии
природных явлений Декарт утверждает,
что мировая материя (пространство)
беспредельна и однородна; она не
имеет пустот и делима до беспредельности
(это противоречило идеям
Учение
Декарта о человеке также дуалистично.
Человек есть реальная связь бездушного
и безжизненного телесного
Декарт исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Декарт считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.
В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт, есть не убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о., сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «...Я мыслю, следовательно я существую...» (Cogito, ergo sum).
Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Декарту, необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.
В учении
о познании Декарт был родоначальником
рационализма, который сложился в
результате наблюдений над логическим
характером математического знания.
Математические истины, по Декарту, совершенно
достоверны, обладают всеобщностью и
необходимостью, вытекающими из природы
самого интеллекта. Поэтому Декарт
отвёл исключительную роль в процессе
познания дедукции, под которой он
понимал рассуждение, опирающееся
на вполне достоверные исходные положения
(аксиомы) и состоящее из цепи также
достоверных логических выводов. Достоверность
аксиом усматривается разумом
Правила
рационалистического метода Декарта состоят
из четырёх требований:
1) допускать в качестве истинных только
такие положения, которые представляются
ясными и отчётливыми, не могут вызвать
никаких сомнений в их истинности;
2) расчленять каждую сложную проблему
на составляющие её частные проблемы или задачи;
3) методически переходить от известного
и доказанного к неизвестному и недоказанному
4) не допускать никаких пропусков в логических
звеньях исследования.
Совершенство знания и его объём определяются,
по Декарту, существованием в нас врождённых
идей, разделяемых Декартом на врождённые
понятия и врождённые аксиомы. Достоверно
известно очень немногое о телесных вещах;
гораздо больше мы знаем о человеческом
духе и ещё больше о боге.
Учение
Декарта и направление в
Список используемой литературы
Большая советская энциклопедия. В 30 тт.