Система работы по глубокому анализу задачи в целях активизации мыслительной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:16, творческая работа

Описание работы

Осознанность решения задач:
умение сознательно составлять краткую запись задачи
поиск плана решения задачи по краткой записи
составление выражений ко всем задачам записанным кратко

Работа содержит 1 файл

Система работы по глубокому анализу задачи.ppt

— 236.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

«Система работы по глубокому анализу задачи в целях активизации мыслительной деятельности учащихся». 
 

Учитель начальных классов МОУ Пролетарской средней общеобразовательной школы

Марцьяник Елена Анатольевна

 
 
 
 

Эффективное использование текстовых задач:

 
 
 
 

Пути выбора цели: 

 
 
 
 

Осознанность решения задач:  

      • умение сознательно составлять краткую запись задачи
      • поиск плана решения задачи по краткой записи
  • составление выражений ко всем задачам записанным кратко
 
 
 
 

Нестандартные задачи: 

  • не решаемые задачи;
  • задания на определение закономерности;
  • задания для формирования умения проводить дедуктивные рассуждения;
  • моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
  • решение задач с недостающими данными;
 
 
 
 

Активизировать мыслительную деятельность учащихся через моделирование: 
 

Учить детей: 

 
 
 
 

Активизировать мыслительную деятельность учащихся через моделирование: 
 

Учить детей:

      • выбирать из данных задачу, которая соответствует чертежу
      • выбирать из нескольких схематических чертежей тот, который соответствует данной задаче
      • определять по рисунку, чертежу все арифметические способы, которыми может быть решена данная задача.
 
 
 
 

Модели:

 
 
 
 

Виды заданий по преобразованию задач: 

  • изменение вопроса без изменения условия  
 
  •    изменение числовых данных в условии;
 
 
 
 
 
 
  • изменение отношений между данными и искомым в задаче;
  • введение в условие задачи новых данных  (использование справочников для расширения кругозора детей).
 
 
 
 

МЕТОДЫ  РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ: 
 

      • доказательства на основе наблюдений
      • проб и ошибок
      • знаний
      • догадки
      • отсекающих вопросов
 
 
 
 

Карточки с дифференцированными заданиями: 
 

  • при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
 
  • при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговой работе;
 
 
 
 
 
 
 
  • при работе над ошибками в контрольных и самостоятельных работах.
 
 
 
 

Цели дифференцированных заданий: 
 

1. закрепление знаний, умений, навыков;

2. развитие логического мышления;

3. формирование самостоятельности, самоконтроля. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Учитывать нужно следующее: 
 

  • быстро ли схватывает ученик материал, глубоко ли его осмысливает;
 
  • умеет ли выразить свою мысль;
 
 
 
 
 
 
 
 
  • проявляет ли интерес к знаниям;
 
 
  • умеет ли доводить начатое до конца.
 
 
 
 

Карточки с дифференцированным заданием в 3-х вариантах: 

    1) средней трудности.

      • Составь и реши задачу по схеме-опоре.
      • Можно ли решить задачу другим способом?

     2)  повышенной трудности, с опережающим заданием.

      • Дай характеристику задаче. Реши задачу разными способами, если возможно.
      • Реши задачу дополнительно.

      3)  облегчённый.

      • Реши задачу по условию.
      • Составь обратную задачу.
 
 
 
 

ИГРЫ: 
 
 

  • на комбинирование (танаграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др.) – предусматривают новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
 
 
 
 

Игры: 

  • на планирование (лабиринты, головоломки, магические квадраты и др.) – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить какие действия выполняются раньше, а какие позже.
 
 
 
 

Игры: 

  • на формирование умения анализировать (найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы) – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу “из чего состоит, что делает”.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Все рассмотренные методы и приёмы работы над задачей, активизируют мыслительную деятельность у детей, заставляют творчески подходить к работе над ней.
Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели решения задачи, изучения её содержания, особенности её решения. Всё это делает работу с задачами более интересной и повышает результативность их использования в обучении математике, улучшает не только восприятие материала, но и развитие творческой деятельности учащихся.  
Результат труда - пример сотрудничества учителя и учеников ради общей цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Литература: 

  • 1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики.// Нач. школа 1990,№7; 1991,№7; 1992,№8; 1993,№7.
  • 2. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. Антал, 1995.
  • 3. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.
  • 4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
  • 5. Коннова В.А. Задания творческого характера на уроках математики.// Нач. школа, 1995,№12, с.55.
 
 
 
 

Литература: 

      • 6. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -. М.: Просвещение, 1968.-432 с.
      • 7. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики.// Нач. школа, 1999,№8,с.37-39.
      • 8. Мельченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет.
      • 9. Прищепная Л., Когда задача в радость.// приложение к газете “Первое сентября” Нач. школа, 1997.№28, с.5-12.

Информация о работе Система работы по глубокому анализу задачи в целях активизации мыслительной деятельности учащихся