«Система
работы по глубокому анализу задачи в
целях активизации мыслительной деятельности
учащихся».
Учитель
начальных классов МОУ Пролетарской средней
общеобразовательной школы
Марцьяник
Елена Анатольевна
Эффективное
использование текстовых задач:
Пути
выбора цели:
Осознанность
решения задач:
- умение
сознательно составлять краткую запись
задачи
- поиск плана
решения задачи по краткой записи
- составление
выражений ко всем задачам записанным
кратко
Нестандартные
задачи:
- не
решаемые задачи;
- задания
на определение закономерности;
- задания
для формирования умения проводить дедуктивные
рассуждения;
- моделирование
ситуации с помощью чертежа, рисунка.
- решение
задач с недостающими данными;
Активизировать
мыслительную деятельность учащихся через моделирование:
Учить
детей:
Активизировать
мыслительную деятельность учащихся через моделирование:
Учить
детей:
- выбирать
из данных задачу, которая соответствует
чертежу
- выбирать
из нескольких схематических чертежей
тот, который соответствует данной задаче
- определять
по рисунку, чертежу все арифметические
способы, которыми может быть решена данная
задача.
Модели:
Виды
заданий по преобразованию задач:
- изменение
вопроса без изменения условия
-
изменение числовых данных в условии;
- изменение
отношений между данными и искомым в задаче;
- введение
в условие задачи новых данных (использование
справочников для расширения кругозора
детей).
МЕТОДЫ
РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
- доказательства
на основе наблюдений
- проб
и ошибок
- знаний
- догадки
- отсекающих
вопросов
Карточки
с дифференцированными заданиями:
- при
прохождении темы, когда встречаются довольно
сложные понятия;
- при
обобщении пройденной темы и подготовке
к итоговой работе;
- при
работе над ошибками в контрольных и самостоятельных
работах.
Цели
дифференцированных заданий:
1. закрепление
знаний, умений, навыков;
2. развитие
логического мышления;
3. формирование
самостоятельности, самоконтроля.
Учитывать
нужно следующее:
- быстро
ли схватывает ученик материал, глубоко
ли его осмысливает;
- умеет
ли выразить свою мысль;
- проявляет
ли интерес к знаниям;
- умеет
ли доводить начатое до конца.
Карточки
с дифференцированным заданием в 3-х вариантах:
1) средней трудности.
- Составь
и реши задачу по схеме-опоре.
-
Можно ли решить задачу другим способом?
2) повышенной трудности,
с опережающим
заданием.
- Дай
характеристику задаче. Реши задачу разными
способами, если возможно.
- Реши
задачу дополнительно.
3) облегчённый.
- Реши
задачу по условию.
- Составь
обратную задачу.
ИГРЫ:
- на
комбинирование (танаграм, игры со
спичками, логические задачи, шашки, шахматы,
головоломки и др.) – предусматривают
новые комбинации из имеющихся элементов,
деталей, предметов;
Игры:
- на
планирование (лабиринты, головоломки,
магические квадраты и др.) – направлены
на формирование умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели.
Способность планирования проявляется
в том, что ученики могут определить какие
действия выполняются раньше, а какие
позже.
Игры:
- на
формирование умения
анализировать (найди пару, найди
лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные
таблицы) – предусматривают умение объединять
отдельные предметы в группу с общим названием,
выделять общие признаки предметов, умение
описывать предмет по принципу “из чего
состоит, что делает”.
Все рассмотренные методы и приёмы работы
над задачей, активизируют мыслительную
деятельность у детей, заставляют творчески
подходить к работе над ней. Целесообразность
применения того или иного приёма работы
требует от учителя тщательного продумывания
цели решения задачи, изучения её содержания,
особенности её решения. Всё это делает
работу с задачами более интересной и
повышает результативность их использования
в обучении математике, улучшает не только
восприятие материала, но и развитие творческой
деятельности учащихся.
Результат труда - пример сотрудничества
учителя и учеников ради общей цели.
Литература:
- 1.
Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики.//
Нач. школа 1990,№7; 1991,№7; 1992,№8; 1993,№7.
- 2.
Гончарова М.А. Развитие у детей математических
представлений, воображения и мышления.
Антал, 1995.
- 3.
Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения
решению задач в начальной школе. – М.:
Педагогика, 1983.
- 4.
Зак А.З. Развитие умственных способностей
младших школьников. М.: Просвещение, Владос,
1994.
- 5.
Коннова В.А. Задания творческого характера
на уроках математики.// Нач. школа, 1995,№12,
с.55.
Литература:
- 6. Крутецкий
В.А. Психология математических способностей
школьников. -. М.: Просвещение, 1968.-432 с.
- 7. Липина И. Развитие
логического мышления на уроках математики.//
Нач. школа, 1999,№8,с.37-39.
- 8. Мельченко
И.В. Примерные задания для детей, мотивированных
к интеллектуальной деятельности, в возрасте
от 6 до 10 лет.
- 9. Прищепная
Л., Когда задача в радость.// приложение
к газете “Первое сентября” Нач. школа,
1997.№28, с.5-12.