Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа
Использование математических методов и современных электронно-вычислительных машин в значительной мере ускорят и повышают точность экономических расчетов.
Огромный эффект дают электронные вычислительные машины при решение многовариантных задач.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ОБЩАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
2.1 Формулировка задачи
2.2 Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования.
3. СИМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
3.1 Общий вид задачи, решаемой симплекс – методом
3.2 Основная идея симплекс – метода
4.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ СИМПЛЕКС МЕТОДОМ
4.1.Алгоритм решения задачи симплекс методом
4.2.Задача.
4.3.Решение задачи симплекс методом.
4.4.Оптимальный план решения данной задачи.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
х1-3х2=0
Эта
прямая, проходящая через начало координат,
строится следующим образом. Легко
заметить, что в левой части
уравнения стоит скалярное
Построим вектор С [он проходит через начало координат и точку (1, -3)] и проведем прямую. Это и будет прямая.
Вектор С всегда показывает направление возрастания значения целевой функции, а противоположный ему вектор (-С) – направление убывания значения целевой функции. Передвигая прямую по области определения параллельно самой себе в направлении вектора С, значение целевой функции будут возрастать. Передвижение в направлении, вектора (-С) дает убывание значения целевой функции.
Передвижение на графике прямой равносильно изменению значения b в уравнении х1-3х2=b. Каждому значению b соответствует прямая. Получаемые прямые параллельны между собой и называются линиями уровня. Особенность линии уровня состоит в том, что целевая функция принимает на ней одинаковые значения, т.е. подставив координаты любой точки линии уровня в целевую функцию, ее значения изменятся не будут.
Целевая функция f в задаче достигает, своего минимального значения в точке B многоугольника, а максимального – в точке D.
Оптимальному
решению задачи соответствует
в точке B, которая лежит на пересечении
прямых
-х1+х2=3
(II)
х1+х2=10
(IV)
Для
определения координат точки B решим
систему .
-х1+х2=3
х1+х2=10
В результате получим:
Х1=3
½, х2=6 ½; fmin=7/2 – 3
13/2= –16.
3.Симплексный метод линейного программирования.
Симплексный метод линейного программирования широки, используется в области технологии, организации экономики, планирования и управления строительством. Практически на основе этого метода можно решать любые задачи линейного программирования, так как метод является универсальным.
Решение
задач симплексным методом
Симплекс-
метод состоит в отыскании
крайних точек выпуклого
Симплексный
метод линейного
Симплексный метод решения задач линейного программирования был разработан в конце 40 – х годов американским математиком Дангинцом. Этот метод может быть использован для решения большого комплекса задач внутризаводского планирования: формирование специфицированной годовой производственной программы выпуска предприятия, плана загрузки различных групп оборудования, календарное распределение производственной программы выпуска, распределение годовой программы выпуска по кварталам, квартальной – по месяцам, месячной – по декадам и пятидневкам и т.п.
В реальном n – мерном пространстве величина х представляет собой точку или вектор – строку: Х=(Х1, Х2…, Хn). Числа Хi(I=1,2,…,n)называются координатами точки. Если n=2, то ему на плоскости соответствует многоугольник. Если n=3, то ему в трёхмерном
пространстве соответствует выпуклый многогранник. Точка х в n – мерном пространстве может быть представлена вектором столбцом.
Если Х=(Х1, Х2), то вектор – столбец Х=
Если Х=(Х1, Х2, Х3), то вектор – столбец Х=
При сложении векторов складываются их соответствующие координаты, при этом образуется новый вектор того же измерения.
Умножение вектора на действительную скалярную величину производится умножением каждой координаты вектора на это число.
При линейном преобразовании происходит как бы переход от точек одного пространства к точкам другого. Выпуклая система представляет собой совокупность точек, где каждая точка сегмента, соединяющего две точки системы, являются членом этой системы. Выпуклый многогранник есть выпуклая система, которая имеет ограниченное число крайних точек. Разновидностью его является выпуклый многогранник, который образуется при линейном преобразовании.
В n – мерном пространстве все отрицательные решения системы уравнений образуют выпуклый многогранник, который называется многогранником решений. И если линейная функция, выражающая критерий оптимальности, принимает своё экстремальное значение, то эти значения обязательно достигаются в какой – либо точке или нескольких точках (вершинах) многогранника. При этом оказывается, что вершин у многогранников может очень много и их число всегда конечно. Последнее обстоятельство и используется при решении задач симплексным методом линейного программирования. В поисках наилучшего решения рассматривается только вершины многогранника решений. Причём при выборе оптимального решения рассматривается относительно небольшое число конкурирующих вариантов. Это происходит от того, что сфера определения оптимального решения ограничена требованием не отрицательности переменных.
Вершины
многогранника решений или
Те векторы, у которых составляющие принимают значения, отличные от нуля, называются структурными, а все остальные – свободными. Задача заключается в определение такой вершины, многогранника решений, которая бы соответствовала оптимальному решению.
Решение
экономических задач
Система
точек или векторов, не имеющая
отрицательных координат и
Если
определено, что линейный функционал
не достигает наилучшего значения в
данной вершине выпуклого
3.1 Общий вид задачи, решаемой симплекс – методом
Общий вид задачи, решаемой симплекс – методом, следующий: найти максимальное значение функции:
F(x)=C1X1+C2X2+…+CnXn max
При ограничениях, которые могут быть представлены в виде равенств:
A11X1+A12X2+A13X3+…+A1nXn
A21X1+A22X2+A23X3+…+A2nXn
…
Am1X1+Am2X2+Am3X3+…+AmnXn
и неравенств:
Х1 0; Х2 0; Х3 0;
где Х1, Х2… Хn – переменные;
С1, С2…Сn, А11…Аmn, В1, В2…Вm – коэффициенты переменных.
Следовательно, при решении задач симплексным методом линейного программирования значение искомых переменных находится в зависимости от двух видов ограничений: от ограничений, выражающих конкретные условия в виде системы уравнений; от ограничения, выражаемого критерием оптимальности.
При решении экономических задач принимается ещё одно ограничение, которое заключается в том, что введённые неизвестные не могут получать отрицательные значения, т.е.
Хj 0,
где j=1,2,3…,n
Накладываемые
ограничения имеют строгий
Первоначальная программа распределения, или первое основное возможное решение выражается через свободные векторы, которые являются векторами свободных переменных. И ни один вектор, определяющий структурную переменную, значение которой необходимо определить, не входит в выражение базисного решения.
Эти свободные векторы образуют так называемую единичную матрицу, т.е. такую, у которой элементы по главной диагонали равны единице, а все остальные элементы равны нулю.
В
единичную матрицу не допускается
введение отрицательных и других
чисел, кроме нуля и единицы. Единицы,
стоящие по диагонали матрицы, соответствуют
каждому ограничению или уравнению
основной части матрицы, причём целевая
функция не входит в основную часть матрицы.
Наличие единичной матрицы – необходимое
условие при решении экономических задач
симплексным методом линейного программирования.
Векторы, образующие эту матрицу должны
быть линейно независимыми. В n – мерном
пространстве существует не более n линейно
независимых векторов. Единичная матрица,
содержащая n линейно независимых векторов,
называется базисом решения, так каждые
вектор или точка пространства могут быть
однозначно представлены в виде линейной
комбинации векторов базиса.
Информация о работе Симплекс метод в линейном программировании