Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:42, реферат
Человечество с древнейших времен по настоящее время активно занято исследованием окружающего мира. Это исследование является источником информации, формируется база знаний человека. Такой процесс называется познанием истины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что от того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания. Формирование методов научного познания происходило много веков, однако, большая часть современных знаний получена за последние два столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности, установлена взаимосвязь методов познания. Научные методы познания мира (эмпиризм и рационализм) благодаря бурному развитию технологии оказались настолько наглядно эффективными, что в течение последних ста лет потеснили в европейском культурном ареале господствовавшее на протяжении тысячелетий религиозно-мифологическое мировоззрение (мистицизм) по целому ряду позиций. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.
Введение...................................................................................................................3
Роль математических моделей в познании истины……………………………..4
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
высшей математики и прикладной информатики
Роль математических моделей
в
познании истины
Реферат по высшей математике
студента I – АТФ – 1
Сидорова И.П.
Проверила:
Степанова И.А.
Самара, 2010
Содержание
Введение......................
Роль математических моделей в познании истины……………………………..4
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
2
Введение
Человечество с древнейших времен по настоящее время активно занято исследованием окружающего мира. Это исследование является источником информации, формируется база знаний человека. Такой процесс называется познанием истины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что от того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания. Формирование методов научного познания происходило много веков, однако, большая часть современных знаний получена за последние два столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности, установлена взаимосвязь методов познания. Научные методы познания мира (эмпиризм и рационализм) благодаря бурному развитию технологии оказались настолько наглядно эффективными, что в течение последних ста лет потеснили в европейском культурном ареале господствовавшее на протяжении тысячелетий религиозно-мифологическое мировоззрение (мистицизм) по целому ряду позиций. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.
3
Роль
математических моделей
в познании истины
Прежде
чем рассмотреть отношение
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Типы познания – мифологическое, религиозное, философское, чувственное, научное. Типы объединяются в методы:
Истина
– отражение объекта познающим
субъектом, воспроизведение
Модель
– объект-заместитель объекта-
4
познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает некоторые свойства оригинала.
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Можно выделить следующие виды моделирования: информационное, компьютерное, картографическое, молекулярное, цифровое, логическое, педагогическое, психологическое, статистическое, структурное, физическое, экономическое, имитационное, эволюционное и математическое. Именно математическому моделированию посвящена данная работа.
Математическое моделирование - процесс построения и изучения математических моделей, являющихся математическим представлением реальности. Их можно классифицировать множеством способов, но основными являются два: формальная и содержательная классификация. В формальной классификации учитываются используемые для построения модели математические средства, она предлагает следующие типы математических моделей: линейные или нелинейные, сосредоточенные или распределённые, детерминированные или стохастические, статические или динамические, дискретные или непрерывные. В содержательной классификации во главу угла ставятся этапы построения моделей. Она делит математические модели на нижеперечисленные типы: гипотетические, феноменологические, приближенные, упрощённые, эвристические, аналогические, мысленно-экспериментальные и демонстрационные.
А
теперь непосредственно
5
все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако, методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания. Моделирование всегда используется вместе с другими общенаучными и специальными методами. Прежде всего, моделирование тесно связано с экспериментом. Модель входит в эксперимент, не только замещая объект исследования, она может замещать и условия, в которых изучается некоторый объект обычного эксперимента. Обычный эксперимент предполагает наличие теоретического момента лишь в начальный момент исследования – выдвижение гипотезы, ее оценку, теоретические соображения, связанные с конструированием установки, а также на завершающей стадии – обсуждение и интерпретация полученных данных, их обобщение. В модельном эксперименте необходимо также обосновать отношение подобия между моделью и натуральным объектом и возможность перенести на этот объект полученные данные.
Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания. Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах
6
исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации. В настоящее время практика моделирования вышла за пределы сравнительно ограниченного круга механических явлений и отношения системы в пределах одной формы движения материи. Возникающие математические модели, которые отличаются по своей физической природе от моделируемого объекта, позволили преодолеть ограниченные возможности физического моделирования. При математическом моделировании основой соотношения модель – натура является такое обобщение теории подобия, которое учитывает качественную разнородность модели и объекта, принадлежность их разным формам движения материи. Такое обобщение принимает форму более абстрактной теории – изоморфизма систем. Модельный эксперимент позволяет изучать такие объекты, прямой эксперимент над которыми затруднён, экономически невыгоден, либо вообще невозможен в силу тех или иных причин (моделирование уникальных сооружений, сложных промышленных комплексов, экономических систем, социальных явлений, космических процессов, военных конфликтов).
Моделирование
необходимо предполагает
7
эмпирическими
фактами. Отсюда – естественность ситуации,
когда создаются
Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование – не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования погружен в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания. Моделирование – циклический процесс. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
8
Заключение
Зарождение
рационального знания как
Информация о работе Роль математических моделей в познании истины