Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:49, статья
Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. ЭУ призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок.
К основным качествам ЭУ относятся: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности.
УДК
004
РАЗРАБОТКА
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДИСКРЕТНАЯ
МАТЕМАТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА»
Луцак С.М., Стреляев И.
(СКГУ
им. М.Козыбаева)
Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. ЭУ призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок.
К основным качествам ЭУ относятся: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности.
ЭУ, как дидактическое средство, обладает большими функциональными возможностями, чем традиционный учебник. Преимущества таких учебников перед традиционными учебниками и пособиями заключаются в следующем: большая наглядность, возможность предоставления мультимедийной информации, быстрый поиск информации, динамичность, т.е. возможность быстрого изменения и дополнения, интерактивность, доступность.
Способ обучения с помощью ЭУ позволяет построить новую модель процесса обучения, включающую этапы генерации очередного задания на основе текущего состояния обучаемого и сценариев обучения, сравнения ответов с эталоном, в случае несовпадения с которым производится диагностика ошибок и по её результатам корректируется сценарий дальнейшего обучения. ЭУ моделирует обучающий диалог «учитель–ученик», что актуально в самостоятельной работе.
Использование ЭУ позволит студентам выбирать индивидуальную траекторию обучения, изучать материал самостоятельно, в удобном темпе, закреплять знания при выполнении практических заданий, проводить самоконтроль по тестам.
Статья посвящается разработке ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» для студентов специальности 5В060200 – информатика (естественная). Эта задача была поставлена в рамках выполнения дипломной работы.
Создание ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» имеет следующую цель - предоставить студентам, изучающим данную дисциплину, эффективное и легкодоступное средство обучения – ЭУ, которое включало бы в себя теоретический материал, практические и тестовые задания, и выполняло бы не только обучающую, но и контролирующую и оценивающую функции.
Опишем задачи создания ЭУ:
ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» должен выполнять следующие функции:
1. Обучающую. ЭУ повысит качество и эффективность процесса обучения; позволит студентам изучать материал по дисциплине в удобном темпе. Наличие в лекционном комплексе анимационных примеров, видеороликов сделают обучение наглядным, позволят получить наиболее полное представление об изучаемых объектах, активизировать процессы запоминания. Практические задания сделают процесс обучения интересным и творческим, вовлекут студентов в исследовательскую деятельность.
2. Контролирующую. ЭУ позволит студентам выполнять самоконтроль, проводить подготовку к рейтинговым контролям и экзаменам. После проведения теста студенту будет выставлена оценка, показано при ответах на какие вопросы он допустил ошибки и приведены рекомендации по повторному изучению материала.
3. Оценивающую. В ЭУ будет реализована возможность распознавания правильности ответов и выставления оценки.
Режим работы ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» будет следующим - обучение с проверкой, при котором после изучения отдельной главы студенту предлагается пройти тест и определить степень усвоения материала. Также будет реализована возможность прохождения тестирования после изучения всего материала учебника для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Прежде чем приступить к разработке ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика», сформулируем требования, которым он должен удовлетворять:
1. информация должна быть разбита на блоки – лекционный, практический, тестовый.
2. Информация должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты учебного курса с ограниченным числом новых понятий.
3. Лекционный блок разбит на модули и темы.
4.
Блок практических заданий
5.
Блок тестовых заданий должен
быть разбит на две части
– тестовые задания по
6.
Современные способы
7. Наличие глоссария.
8. Лекции, практические занятия снабжены анимационными примерами. Анимация должна сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Рисунки, иллюстрирующие сложные устройства и модели, должны быть анимированы. В этом случае затраты времени для усвоения материала в 5-10 раз меньше по сравнению с традиционным учебником.
9. Возможность просмотра результатов тестирования.
10. Психолого-эргономические требования (простота и удобство работы с учебником, интуитивно-понятный интерфейс, адекватность учебника целям и функциям обучения, психологическая естественность деятельности пользователя и сохранение его здоровья).
Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:
- информация, предъявляемая па экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
-
при организации информации на
экране следует избегать
- не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;
- на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.
Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем (в том числе и ЭУ), невозможно без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.
Рассмотрим эти этапы и цели, которые на них реализуются.
I этап: анализ предметной области.
На этом этапе рассмотрим содержание предмета «Дискретная математика и математическая логика» и его место в системе изучаемых предметов. Для этого будем использовать рабочую учебную программу и силлабус по данной дисциплине для специальности 5В060200 – информатика (естественная). В ЭУ войдёт полный учебный курс по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика».
Кроме того на данном этапе подвергается анализу ситуация с использованием компьютерных обучающих систем, сложившаяся в образовании. В настоящее время на рынке компьютерных обучающих систем появилось множество программных продуктов довольно высокого качества, предназначенных для применения в процессе обучения. Они выпускаются как российскими, казахстанскими, так и (в большинстве) зарубежными производителями. Локализация импортных обучающих систем занятие довольно трудоемкое, не всегда простое с юридической точки зрения, к тому же при «механическом» переводе содержания остаются неучтенными многие психологические и психолого-педагогические факторы, не происходит учет местных, национальных особенностей обучения, и результат в итоге не покрывает затраченных усилий.
Сейчас на рынке программного обеспечения появился выбор российских и казахстанских компьютерных обучающих систем. Лидерами по выпуску электронных учебников и обучающих систем являются фирмы «Кирилл и Мефодий», «1С», «Логос», «SoftKey» и некоторые другие.
При более подробном ознакомлении с продукцией этих фирм была выявлена тематика выпускаемых приложений. Имеются в виду те предметные области, для изучения которых предназначается программное обеспечение, предлагаемое вышеназванными фирмами. В первую очередь, это предметные области, связанные с компьютером, его применением и смежные с этим вопросом области. Сюда можно отнести такие системы, как «Анатомия компьютера», «Computer Inside», «Учебник по Турбо-Паскалю» и многие другие. Во-вторых, это области языкознания, обучения различным языкам. Здесь достигнуты очень хорошие результаты, заключающиеся в разработке большого числа обучающих систем разной ориентации и направленности: «Английский с нуля», «English Gold», «French Gold», «English Platinum» и многие другие. В-третьих, это исторический материал, организованный скорее как энциклопедия, но также успешно применяемый в обучении.
Анализ компьютерных обучающих систем, используемых при преподавании дисциплин на кафедре «Математика» в СКГУ имени М. Козыбаева показал необходимость разработки ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика».
Поэтому работа по созданию ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» является актуальной в силу того, что потребность в таком ЭУ не вызывает сомнений. Учебника, соответствующего рабочей учебной программе по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» для специальности 5В060200 – информатика (естественная), нет.
Результатом данного этапа является решение о разработке ЭУ, сделанное на основе анализа учебных потребностей, целей обучения и ситуации, сложившейся на современном рынке компьютерных обучающих систем.
II этап: разработка содержания.
На этом этапе проводится анализ рабочей учебной программы, силлабуса по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» для специальности 5В060200 – информатика (естественная) и состава пользователей.
Создание ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» имеет своей целью предоставить студентам, изучающим данную дисциплину:
1. весь теоретический материал, предусмотренный рабочей учебной программой дисциплины;
2. практические задания;
3.
тестовые задания для
Анализ рабочей учебной программы и силлабуса по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» имеет целью - определение степени пригодности теоретического материала к компьютерной реализации в виде ЭУ и эффективности такой реализации.
В ходе анализа было выявлено, что данный теоретический и практический материал пригоден к компьютерной реализации в виде ЭУ. После чего материал будет структурирован и дополнен анимационными примерами, видеороликами.
III этап: описание структуры.
На этом этапе приводится
Структура
ЭУ представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурная модель ЭУ
«Дискретная
математика и математическая логика»
IV этап: реализация.
На этом этапе происходит выбор аппаратной платформы и непосредственно программирование с помощью выбранной системы программирования.
Аппаратной платформой для реализации ЭУ по дисциплине «Дискретная математика и математическая логика» выбрана база IBM–совместимых компьютеров. Выбор данной аппаратной платформы определили следующие обстоятельства: