Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:49, реферат
П. в расположении материала уч. предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом двух факторов: содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Действие первого фактора является определяющим для соблюдения П. в построении уч. предмета: понятия, законы и факты, составляющие осн. содержание, располагаются в последовательности, обеспечивающей постепенное развёртывание содержания изучаемой отрасли знания, причём последующее органически связано с предыдущим
Преемственность В Обучении
установление
необходимой связи и
П. в расположении материала уч. предмета
и в выборе способов деятельности по овладению
этим содержанием осуществляется с учётом
двух факторов: содержания и логики соответствующей
науки и закономерностей процесса усвоения
знаний. Действие первого фактора является
определяющим для соблюдения П. в построении
уч. предмета: понятия, законы и факты,
составляющие осн. содержание, располагаются
в последовательности, обеспечивающей
постепенное развёртывание содержания
изучаемой отрасли знания, причём последующее
органически связано с предыдущим. Действие
второго фактора не позволяет прямо переносить
содержание определённой науч. области знания в уч. предмет, требует
дидактич. переработки этого содержания.
Так, П. реализуется не только в линейном,
но и в концентрич. расположении уч. материала.
Напр., одни и те же грамматич. понятия
повторяются на протяжении неск. лет обучения.
П. в их изложении и изучении состоит в
постепенном уточнении и дополнении понятий
и одновременно в расширении системы соответствующего
языкового материала. Включение понятия
во всё более широкие и глубокие связи
позволяет обогащать его содержание, обеспечивает
П. в усвоении форм его существования.
Однако при этом следует избегать логически
не оправданных излишних повторений.
П. объективно существует и должна соблюдаться
между частями, разделами уч. предмета,
напр. между фонетикой, морфологией и синтаксисом
в грамматике. Так, в процессе изучения
синтаксиса используются знания и приёмы мышления,
сформировавшиеся при изучении морфологии
и фонетики, что во многом способствует
активному усвоению нового материала.
П. должна охватывать не только отдельные
уч. предметы, но и отношения между ними
(см. Межпредметные сея-зи).
Значит, трудности представляет осуществление
П. между отд. ступенями шк. образования,
особенно между нач. и ср. школой. Науч.
основой для решения проблемы П. в работе
3(4) — х и 4(5) — х кл. является осуществление
обучения в нач. школе на основе принципа
доступности. Одно из условий П. в обучении
и в преоделении разрыва между разными
ступенями образования — соответствие
метода обучения возрастным возможностям
детей. При этом концентрация в расположении
уч. материала сводится к такой форме,
к-рая не нарушает линейного усвоения
предмета в границах нач. и ср. школы. Так,
напр., нек-рые экспе-рим. программы предусматривают
ознакомление детей с самого начала обучения
не только с положительными, но и с отрицат.
числами. Свойства отрицат. чисел и действия
с ними не изучаются, но впоследствии,
когда приступают к их изучению, эти числа
уже не представляются учащимся чем-то
исключительным и нарушающим прежнее представление о числе.
Последовательное осуществление П. придаёт
обучению перспективный характер, при
к-ром отд. темы рассматриваются не изолированно
друг от друга, а в той взаимосвязи, к-рая
позволяет изучение каждой текущей темы
строить не только с опорой на предыдущую,
но и широкой ориентировкой на последующие
темы. Напр., в нач. классах к изучению такой
трудной темы, как безударные гласные,
учащихся можно подготовить уже с 1-го
класса, когда первоклассники овладевают
звуко-буквенным анализом, учатся находить
ударение в слове.
Для достижения П. в шк. практике обучения,
помимо последовательного её осуществления
в программах учебных и учебниках, важен
постоянный контакт между преподавателями
смежных дисциплин, между учителями нач.
и ср. школы, а также предварит, изучение
учащихся, с к-рыми предстоит работать
в будущем уч. году. Обучение с соблюдением П. воспитывает
действенность, активность знаний и умений, способность
использовать их при решении практич.
и теоре-тич. задач.
Лит.: Возрастные возможности усвоения
знаний. (Мл. классы школы), под ред. Д. Б.
Эльконина, В. В. Давыдова, М., 1966; Л с д -н
с в В. С., Содержание общего ср. образования.
Проблемы структуры, М., 1980; Теоретич. основы
содержания общего ср. образования, под
ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1983;
Максимова В. Н., Межпредметные связи и
совершенствование процесса обучения,
М., 1984. А. Н. Ждан.
Педагогический словарь