Преподавание математики в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Взаимосвязь учителя и ученика происходит в виде передачи информации в двух противоположных направлениях: от учителя к ученику (прямая), от учения к учителю (обратная).

Задачи:

исследовать особенности математического мышления школьников;
исследовать учебные пособия для 5го – 11го классов

Работа содержит 1 файл

Преподавание математики в школе.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

       а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных  кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

       б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных - использование информационных технологий).

       К проблемно-поисковым методам относятся: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

       Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

       Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

       Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). Методические приемы - действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

       Методы  обучения постоянно дополняются  современными методами обучения, главным  образом ориентированными на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых  знаний, т.е. познавательной деятельностью5.

       Специальные методы обучения - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).   
 
 
 

       2.3 Формы обучения математике

       Важную  роль в учебном процессе играют формы  организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают  устойчивые способы организаци педагогического  процесса.

       Формы обучения - виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения

       Основной  формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

       Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации).

       Урок - форма организации деятельности учителя и учащихся в определенный отрезок времени.

       Урок  – это занятие с классом  учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы а их содержание – госстандарт и школьные программы.

       Выделяют  четыре основных типа уроков: 
- урок по ознакомлению с новым материалом; 
- урок по закреплению изученного материала; 
- урок проверки знаний, умений и навыков; 
- урок по систематизации и обобщению изученного материала.

       В практике обучения часто говорят  как о самостоятельных видах  об уроках-лекциях, уроках самостоятельной  работы учащихся, уроках общественного  смотра знаний и др.

       При рассмотрении этих уроков с точки  зрения их основной дидактической цели, можно увидеть, что все они являются лишь разновидностями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лекция - это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и навыков и т.д.

       Кроме выше рассмотренной классификации уроков получила распространение классификация по способам их проведения (урок повторения, урок-беседа, урок - контрольная работа, комбинированный урок и т.д.). Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, кино-урок и другие.

       Характеризуя  какой либо конкретный урок, часто  исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по способам проведения. Например, в самом названии “урок-лекция” усматривается и его основная дидактическая цель, и способ его проведения.

       Бесспорно, что ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок.

       В качестве совета начинающему учителю можно рекомендовать как можно чаще посещать уроки опытных учителей, анализировать их приемы работы и практиковать наиболее рациональные в своей деятельности.

       5. Нетрадиционные формы уроков 
•  Урок-лекция "Парадокс" 
•  Урок-"Эврика" 
•  Урок-сочинение 
•  Урок-аукцион 
•  Урок-деловая игра 
•  Игра-обобщение 
•  Урок-пресс-конференция 
•  Урок-диспут 
•  Уроки-творчества 
•  Урок-творческий отчет 
•  Урок-"общественный смотр знаний" 
•  Урок-соревнование 
•  Урок-соревнование (алгебра) 
•  Урок-турнир 
•  Урок типа "КВН" 
•  Урок "Что? Где? Когда?" 
•  Урок-эстафета 
•  Урок взаимообучения учащихся 
•  Уроки, которые ведут ученики 
•  Урок-экскурсия 
•  Урок-заочная экскурсия 
•  Урок-консультация 
•  Компьютерные игры 
•  Групповой урок внеклассного чтения 
•  Конференция старшеклассников 
•  Урок-семинар 
•  Урок-бенефис 
•  Уроки книжной панорамы 
•  Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал) 
•  Уроки решения задач 
•  Урок-эссе 
•  "Атака мыслей" 
•  Бинарный урок 
•  Консультанты на опросе 
•  Конспект-лекция 
•  Круглый стол 
•  Лекция-дискуссия 
•  Лекция-консультация 
•  Лекция с обратной связью 
•  "Определение понятий" 
•  Проблемное изложение 
•  Методика поабзацной проработки текста 
•  "Синтез мыслей" 
•  Лекция "Улучшить и повторить" 
•  Конференция однородных групп 
•  Урок-лабиринт 
•  Урок-путешествие
 
 
 
 

 

Заключение

       В результате проведенной работы можно  предложить несколько методических рекомендаций к курсу математики:

       В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.

       Систематически  использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного  интереса и самостоятельности.

       Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

       Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

       Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.

       Умение  учителя возбуждать, укреплять и  развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит  в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Целью данной курсовой работы было показать, что уроки математики могут быть не только полезными и содержательными, но столь же увлекательными и интересными6.

       Прочное усвоение знаний является главной задачей  процесса обучения, но это очень  сложный процесс. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание  и осмысливание, а также возможность  использования этих знаний в различных условиях.

       Многочисленные  факты наблюдения педагогов и  психологов, связанные с уроками  математики, свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке  у каждого ученика необходимых  навыков самоконтроля уделяется  крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует. В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю.

       Преподавание  математики не может стоять на должном  уровне, а знания учащихся не будут  достаточно полными и прочными, если в работе учителя отсутствует  система повторительно-обобщающих уроков.

       Это объясняется психологическими особенностями  процесса познания и свойств памяти. Только постоянное в определенной системе осуществляемое включение новых знаний в систему прежних знаний может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. Только через повторение можно приходить к логическим выводам. Без повторения невозможно, раскрыть сущность вещей и явлений, их развитие. Не даром говорят: «Повторение — мать учения».

 

        Список использованной литературы 

       1.      Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997

       2.      Ермолаева Н.А. Маслова Г. Г. Новое в курсе математики средней школы / М:, Просвещение, 1978.

       3.      Журнал "Математика в школе ".

       4.      Ирошников Н.П. Организация обучения математике в 4-5 классах сельской школы: Пособие для учителей ,2-е издание переработано / М: Просвещение, 1982.

       5.      Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / М., Просвещение, 1977.

       6.      Методика преподавания математики в средней школе : Общая методика; Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогических институтов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский, -2-е издание переработано и дополнено / М., Просвещение ,1980.

       7.      Программы школьных факультативов по математике.

       8.      Понтрягин Л.С. О математике и качестве её преподавания - Коммунист, 1980.

       9.      Новосельцева З.И. Развернутые планы лекций и учебные задания для студентов по курсу "Теоретические основы обучения математике"/ С.-Петербург, Изд-во "Образование", РГПУ, 1997

       10.  Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе / Минск, Изд-во "Высшая школа", 1990

       11.  Учебники для средней школы и соответствующие пособия для учителя.

       12.  Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе / Москва, Изд-во "Просвещение", 1985

Информация о работе Преподавание математики в школе