Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:45, статья
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
Преподавание
математики с применением ИКТ
Учитель математики МОУ
«СОШ № 27 с углубленным изучением
отдельных предметов»
Разинкина
Наталья Владимировна
Современное
общество ставит перед учителями задачу
развития личностно значимых качеств
школьников, а не только передачу знаний.
Гуманизация образования предполагает
ценностное отношение к различным личностным
проявлениям школьника. Знания же выступают
не как цель, а как способ, средство развития
личности. Богатейшие возможности для
этого предоставляют современные информационные
компьютерные технологии (ИКТ). В отличие
от обычных технических средств обучения
ИКТ позволяют не только насытить обучающегося
большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности учащихся, их умение
самостоятельно приобретать новые знания,
работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на уроках математики
позволит интенсифицировать деятельность
учителя и школьника, повысить качество
обучения предмету. Один из наиболее естественных
и продуктивных способов вводить новые
информационные технологии в школу состоит
в том, чтобы непосредственно связать
этот процесс с совершенствованием содержания,
методов и организационных форм обучения.(2
слайд)
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
1. Достижение
социальной компетентности
2. Гарантия прав
граждан на качественное
3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
4. Обеспечение
компьютерной грамотности. (3 слайд)
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных
– владение информационными
3. Автономизационные
– способность к
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.
Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в препрофильных и профильных классах. Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.
Обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети «растут в любви и ласке». А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим, именно в этом и заключается технология деятельностного подхода.
Круг
методических и педагогических задач,
которые можно решить с помощью
компьютера, разнообразен. Компьютер
– универсальное средство, его
можно применить в качестве калькулятора,
тренажёра, средства контроля и оценки
знаний и средств моделирования,
ко всему прочему – это идеальная
электронная доска. Важной методической
задачей, в плане применения компьютера,
является обучение решению задач, а
так же некоторым основным способам
математических действий, алгоритмам.
Огромные возможности компьютерной
техники, гигантское многообразие культурной
информации, которое предоставляют
мультибиблиотеки и всемирная сеть
Интернет становятся доступны учащимся.
Компьютерный урок характеризуется, прежде
всего, интенсивностью использования
компьютера, которая может быть оценена
процентом времени общения
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Включение
в ход урока информационно-
Однако не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Один из наиболее
естественных и продуктивных способов
вводить новые информационные технологии
в школу состоит в том, чтобы
непосредственно связать этот процесс
с совершенствованием содержания, методов
и организационных форм обучения
и воспитания.(4 слайд)
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
(5 слайд)
Возможности компьютера,
при использовании
ИКТ, на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах :
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— самостоятельное
обучение с помощью учителя-
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ; (7 слайд)
— использование
диагностических и
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;(8 слайд)
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использование
игровых и занимательных
— использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности,
предоставляемые ученикам, манипулировать
(исследовать) различными объектами
на экране дисплея, изменять скорость
их движения, размер, цвет и т. д. позволяют
детям усваивать учебный
Компьютер
может использоваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении нового материала,
закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные
функции: учителя, рабочего инструмента,
объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
(9 слайд)
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Направление на информатизацию учебного процесса вызвано объективными факторами: внешними и внутренними. Внешние факторы обуславливаются процессами, которыми нельзя управлять изнутри системы образования. Они определяются развитием информационной индустрии, применением ИКТ в различных областях нашей жизни. Они требуют от выпускников высокой общеобразовательной и информационной культуры. Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Они связаны с уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, возможностями реагировать и откликаться на запросы общественной практики, применять новые инструменты работы с информацией.
Информация о работе Преподавание математики с применением ИКТ