Предпринимательство как фактор производства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является общее теоретическое рассмотрение предпринимательства как фактора производства в современных условиях, в частности относительно экономики РФ, и обоснование важности роли предпринимательства в рыночной экономической системе.
Для достижения цели необходимо поставить следующие задачи:
Рассмотреть с разных точек зрения понятия «предприниматель» и «предпринимательство».
Проследить историю становления и изучения предпринимательства.
Выявить особенности, характерные черты, функции, формы и виды предпринимательства.
Выявить основные особенности, проблемы и перспективы российского предпринимательства.
Сделать общий вывод, удовлетворяющий цели курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с целым рядом трудностей и противоречий:

  1. медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства, призванная обеспечить и закрепить право собственности на средства производства и конечный продукт деятельности;
  2. товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции;
  3. несовершенство правовой базы, дающее возможности для различных «обходных маневров» и получения незаконных прибылей
  4. правовая и экономическая незрелость населения, также дающая почву для необоснованного повышения цен или незаконного обогащения
  5. большая конкуренция со стороны зарубежных производителей, нестабильная экономическая ситуация.
  6. негативное отношение населения к предпринимательству, которое ассоциируется с незаконными путями наживы.
  7. система налогообложения, часто препятствующая расширению бизнеса или мотивирующая на «обхождение» налогового законодательства.

     Все эти противоречия, не будучи решенными, приводят к проблемам, с которыми сталкивается  предпринимательство в современной России.

2.2. Проблемы предпринимательства в России

    Как было сказано выше, исторические условия в России отнюдь не способствовали развитию предпринимательства. Процесс создания нового предпринимательского общества в современной России, основанный на несвойственных ей методах хозяйствования, оказался в целом генетически не связан с его естественным развитием, что не могло не породить значительное количество проблем, препятствующий развитию предпринимательства:

  1. Низкое качество товаров по сравнению с зарубежными производителями
  2. Разрастающаяся экономическая преступность, проблема рейдерства
  3. Проблема уклонения от налогов и зарплаты «в конвертах»
  4. Проблема использования новых технологий и инноваций в предпринимательстве
  5. Использование экономической неграмотности потребителей и асимметрии информации для  увеличения прибылей
  6. Бюрократические проблемы, затрудняющие взаимодействие предпринимателя и государства
  7. Дифференциация фактической ситуации с бизнесом в различных регионах России(есть и регионы - лидеры и регионы-аутсайдеры)
  8. Потенциал малого бизнеса остается нереализованным, что ведет к монополизации рынка

       Все вышеперечисленные проблемы, как и многие другие, значительно препятствуют развитию российского предпринимательства. Но, как и у любых проблем, у каждой из них есть свое решение. Государство и сами предприниматели стремятся к разрешению этих противоречий, поэтому в скором времени, возможно, предпринимательство в России выйдет на совершенно новый уровень.

2.3. Перспективы российского предпринимательства

        На нынешнем этапе подъема российской экономики роль предпринимательства не только не ослабевает, а напротив, существенно усиливается, развитие предпринимательства по-прежнему выступает одной из главных компонентов общей экономической либерализации и рыночной адаптации российской экономики. Расширяется "поле" предпринимательских и инвестиционных инициатив, сохраняет свою актуальность задача формирования в российской экономике мощной многопрофильной (многоотраслевой) прослойки частного малого и среднего бизнеса.

        Именно поэтому предпринимательство России, которому, как можно предположить, предстоит мощный "рывок" вперед в ближайшей перспективе, будет формировать собой наиболее важную сферу количественного "приращения" сферы рыночных отношений в российской экономике. Именно предпринимательство будет в этой перспективе качественно формировать собой наиболее важный "рычаг" позитивного воздействия экономического подъема на тенденции социального развития, прежде всего, на ситуацию в области занятости, доходов, экономической дифференциации населения, сужения межрегиональной экономической дифференциации, миграционные процессы и пр.

        Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2009 году (см. таблицы 3.1. и 3.2.) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства. 

    Таблица 3.1.

    Объемы  производства продукции на малых предприятиях в 2009 г.

Федеральные округа     Объем производства в 2009 г. Справочно:

2008 г. в % к 2007 г.

млн.руб. На душу населения, руб. В % к 2008 г.
    РФ     794286,8     5 517,6     119,3     109,1
    Центральный     248575,5     6 813,7     117,8     113,6
    Северо-Западный     117114,3     8 213,3     133,2     97,6
    Южный     78 780,3     3 669,1     127,9     103,6
    Приволжский     159192,2     5 031,1     148,8     98,3
    Уральский     71788,0     5 733,8     82,1     204,5
 

      В январе-сентябре 2009 г. производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2008 года. 

    Таблица 3.2.

    Инвестиции  в основной капитал на малых предприятиях 2009 г.

Федеральные округа     Объем инвестиций в 2009 г.     Справочно: 2008 г. в % к 2007 г.
млн. руб. На душу населения, руб.     в % к 2008 г.2
    РФ     32772,2     227,7     148,3     85,6
    Центральный     10680,6     292,8     175,9     75,8
    Северо-Западный     2804,5     196,7     67,9     122,0
    Южный     3194,1     148,8     116,8     119,7
    Приволжский     9322,9     294,6     236,2     68,4
    Уральский     2373,6     189,6     199,1     47,9
 

      В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. Инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

       Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях наблюдается постепенный рост малого предпринимательства, что свидетельствует в целом о стабилизации экономики после кризиса и позволяет делать позитивные прогнозы относительно дальнейшего развития российского предпринимательства. 
 
 
 

Заключение

     Рассмотрев поочередно все поставленные задачи в соответствии с обозначенной целью, можно сделать общий вывод о том, что предпринимательство действительно играет ведущую и определяющую роль в рыночной экономике и экономическом развитии. Предприниматель - это человек нового времени, умеющий приспособиться к любой ситуации и быстро и эффективно решить задачи по достижению положительного экономического результата. Именно от таких людей зависит благополучие нашей экономики и, следовательно, нас как потребителей.

     Более конкретный вывод касается предпринимательства как фактора производства. С этой стороны мы определили, что существует множество подходов к понятию предпринимательства и попытались оценить его наиболее объективно, нарисовать портрет предпринимателя и рассмотреть предпринимательство современной России. Данные шаги помогли охарактеризовать предпринимательство и вникнуть в его суть. Теперь мы можем утверждать, что развитие предпринимательства – это ключ к решению экономических проблем в нашей стране и достижению относительного финансового благополучия. Но в тоже время оно не сможет успешно развиваться до тех пор, пока сама страна в лице государства не приложит все усилия для обеспечения условий благоприятного функционирования предпринимателя и не постарается решить накопившихся по историческим (и не только) причинам проблемы.

Если предприниматель  и государство будут действовать  «заодно» они смогут многого достигнуть и вывести страну на новый уровень  развития. Поэтому я надеюсь, что  в ближайшем будущем  законодательная  система будет еще более усовершенствована и предприниматель получит широкие возможности для развития.

 

     Список использованной литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации, ст.34
  2. ГК РФ, статья 23: Предпринимательская деятельность гражданина
  3. Закон Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» в ред. Федеральных законов от 21.07.1997
  4. Азрилиян А.К., Калашникова Е.С., «Большой экономический словарь»:-изд. Институт новой экономики, с.1472, 2008.
  5. Горяинова Л.В., «История экономических учений»: - изд. МИЭИФиП, с. 85, 2003.
  6. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., «Энциклопедия социологии»:— Минск: Интерпрессервис, с. 462, 2003.
  7. Даль В. И., «Толковый словарь живого великорусского языка»: - изд. «Рипол Классик», с. 3104, 2007.
  8. Максимова В.Ф., «Микроэкономика»: - Маркет ДС, с.368, 2010.
  9. Новиков А.А., ЛюбецкийВ.В., «История экономических учений»:- МИЭМП, с. 304, 2005.
  10. Нуреев Р.М., «Курс микроэкономики»: — М.: Норма, с.560, 2009.
  11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., «Современный экономический словарь»: — 2-е изд., испр., М.: ИНФРА-М, с. 379, 1999.
  12. Хизрич Р., Питере М. «Предпринимательство»:- Вып. 1. М., с. 20, 1991.
  13. Юданов А.Ю., Грязнова А.Г., «Микроэкономика: практический подход»:- Кнорус, с.356, 2010.
  14. Радеев В.В., «Два корня Российского предпринимательства: фрагменты истории»:- Мир России, № 1, 1995.
  15. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
  16. Википедия - свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в современных условиях