Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, контрольная работа
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и «золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Введение…………………………………………………………………..……..... 3
Глава Ӏ. История «золотого сечения»………………………………………….. 4
Древние века…………………………………………….…….. 4
Эпоха Возрождения……………………………………….….. 5
Глава Ӏ Ӏ. Построение «золотого сечения»…………………………………..…. 7
«Золотое сечение» - гармоническая пропорция…………..… 7
Второе «золотое сечение»………………………………….…8
Заключение………………………………………………………………….…….9
Список используемой литературы………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава Ӏ. История «золотого сечения»………………………………………….. 4
Глава Ӏ Ӏ. Построение «золотого сечения»…………………………………..…. 7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
«Геометрия обладает двумя великими
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и «золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип «золотого сечения» – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Данное открытие у художников
того времени получило название «золотое
сечение» картины. Поэтому, для того чтобы
привлечь внимание к главному элементу
фотографии, необходимо совместить этот
элемент с одним из зрительных центров.
ИСТОРИЯ
«ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ».
1.1.
Древние века.
Принято считать, что понятие о «золотом сечении» ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание «золотого сечения» позаимствовал у жителей Египта и Вавилона. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями «золотого сечения» при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамсеса, пропорции фигур соответствуют величинам «золотого сечения». Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции «золотого сечения».
Греки же были искусными
геометрами. Даже арифметике обучали
своих детей при помощи
Динамические прямоугольники
прямоугольников.
Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о «золотом сечении». Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам «золотого сечения».
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции рассматриваемого сечения.
В античной литературе «золотое сечение» впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается его геометрическое построение. После Евклида исследованием им занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др.. В средневековой Европе с «золотым сечением» познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Секреты «золотого сечения» ревностно оберегались и хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.
1.2.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства: бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок - бога отца, а весь отрезок - бога духа святого).
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению «золотого сечения». Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название «золотое сечение». Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
В то же время на севере
Европы, в Германии, над теми же
проблемами трудился Альбрехт
Дюрер. Судя по одному из
писем Дюрера, он встречался с
Лукой Пачоли во время
Построение ряда отрезков
Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m(φ), рядом откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов:
Построение шкалы отрезков золотой пропорции
В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы знаменитое «золотое сечение» было забыто...
Вновь
«открыто золотое сечение» было в середине
XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь «золотого
сечения» профессор Цейзинг опубликовал
свой труд «Эстетические исследования».
С Цейзингом произошло именно то, что и
должно было неминуемо произойти с исследователем,
который рассматривает явление как таковое,
без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал
пропорцию «золотого сечения», объявив
ее универсальной для всех явлений природы
и искусства. У Цейзинга были многочисленные
последователи, но были и противники, которые
объявили его учение о пропорциях «математической
эстетикой».
ПОСТРОЕНИЕ
«ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»
2.1. «Золотое
сечение» - гармоническая пропорция.
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:
Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.
«Золотое сечение» – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей .
Геометрическое изображение пропорции Практическое знакомство с «золотым сечением»
a : b = b : c или с : b = b : а. начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. Здесь приводится построение точки Е,
делящий отрезок прямой в пропорции «золотое сечение». Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На
полученной линии откладывается отрезок
ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок
Деление отрезка прямой по «золотому AD переносится на прямую АВ.
сечению». BC = 1/2 AB; CD = BC Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции. Именно эти отрезки использовал Евклид при построении правильного пятиугольника, т.к. каждая из сторон пятиугольной звезды делится другими именно в такой пропорции.
Таким образом, звездчатый пятиугольник также обладает «золотым сечением». Интересно, что внутри пятиугольника можно продолжить строить пятиугольники, и это отношение будет сохраняться.
Звездчатый пятиугольник
В настоящее время существует гипотеза, что пентаграмма – первичное понятие, а «золотое сечение» вторично. Пентаграмму никто не изобретал, ее только скопировали с натуры. Поэтому естественно предположить, что геометрический образ этих объектов – пентаграмма – стала известна раньше, чем «золотая» пропорция.
Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре.
Деление осуществляется следующим образом. Отрезок АВ делится в пропорции золотого сечения. Из точки С восставляется перпендикуляр СD. Радиусом АВ находится точка D, которая соединяется линией с точкой А. Прямой угол АСD делится пополам. Из точки С
Построение второго золотого проводится линия до пересечения с линией AD.
На рисунке показано положение линии второго «золотого сечения». Она находится посередине между линией «золотого сечения» и средней линией прямоугольника. Таким образом было доказано, что разделить отрезок в крайнем и среднем отношении можно не единственным способом.