Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является методики организации контроля на уроках математики в начальных классах.
Задачи курсовой работы: рассмотреть методику контроля на уроках математики в начальных классах.
Объектом данной работы стала методика обучения математики в начальных классах.
Введение
1.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
1.1 Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
1.2 Виды, методы и формы организации контроля
1.3 Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.4 Использование формирующего оценивания в начальной школе на уроках математики
2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся по математики в начальных классах
2.1 Виды и способы контроля знаний, умений и навыков по математике
2.2 Итоговый контроль
Заключение
Список литературы
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
« Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Балашовский институт ( филиал)
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и методики начального образования
Организация контроля при изучении математики в начальных классах.
Курсовая работа
Балашов 2012г.
Содержание
Введение
1.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
1.1 Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
1.2 Виды, методы и формы организации контроля
1.3 Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.4 Использование формирующего оценивания в начальной школе на уроках математики
2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся по математики в начальных классах
2.1 Виды и способы контроля знаний, умений и навыков по математике
2.2 Итоговый контроль
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе. Поэтому тема данной работы актуальна в наши дни, потому этот вопрос волнует многих ученых, педагогов.
Контроль знаний это широкое по объему понятие. Он охватывает и включает другие компоненты как наблюдение и проверка, учет, оценка. Он позволяет установить качество теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень их умственного развития, а также уровень мастерства учителя. Методика контроля ка целостная система состоит из равных структур компонентов. Анализ педагогической и методической литературы показывает что основные направления методики контроля в разных источниках совпадают но название терминов их классификация разница.
Целью курсовой работы является методики организации контроля на уроках математики в начальных классах.
Задачи курсовой работы: рассмотреть методику контроля на уроках математики в начальных классах.
Объектом данной работы стала методика обучения математики в начальных классах.
Предметом данной работы является методика использования различных видов контроля младших школьников на уроках математики.
В деятельности педагога оценивается его умение организовать классные знания, его методы и приемы, стиль общения.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
1.1 Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Определение контроля в словарях русского языка
Толковый словарь С. И. Ожегова
«Контроль.»
Контроль.-я, м.1)чего, за кем (чем), над кем (чем).Проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. К. за работой. К. над вооружениями.
2) собир. Лица, занимающиеся этим делом, контролеры. Поставить к. у входа.
| прил. ~ный. –ая, -ое. Контрольные цифры (числовое выражение каких-математике. К. пункт. [17;788]
Толковый словарь Д. Н. Ушакова
«Контроль.»
Контроля, м. (фр.controle). 1)Наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2) Учреждение, контролирующее чью-нибудь деятельность. Государственный контроль. Служит в контроле. 3) Собир. Лица, занимающиеся контролем, контролеры. Поставить контроль у входа в театр. Идет контроль, приготовьте билеты. [27;659]
Толковый словарь В. И. Даля
«Контроль.»
Контроль м. учет, поверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся проверкою отчетов. Контрольный, к контролю относящийся. Контролировать, что, кого, поверять, проверять. Контролироваться, быть поверяему. Контролер м. поверщик , поверитель, поверяющий отчетность или пробу металлов пр. Наше контрольное ведомство,в виде особого министерства, управляется государственным контролем. Контролерша, жена контролера. Контролеров, лично ему принадлежащий. Конролерский, к нему относящийся. [11;685]
Современный толковый словарь Т. Ф. Ефремовой
«Контроль.»
Контроль[контроль] м. 1) Проверка кого-либо, чего-либо. Наблюдение за кем- либо, чем-либо с целью проверки. 2) Учреждение, организация, осуществляющие такие проверки. 3) Место при входе в театре, кинотеатре и т.п., где контролеры проверяют билеты. 4) разг. То же, что: контролеры. [12;738]
В педагогической литературе
Контроль - это предъявление государственных требований к содержанию, уровню и результатам работы каждого учителя и ученика
Контроль - это система получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний на различных стадиях учебного процесса, и использование этих данных для управления дальнейшим обучением;
Контроль - это процесс сравнения достигнутого уровня владения знаниями с эталонными представлениями, описанными в учебной программе;
Педагогический контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.
В психологии
Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.
В методической литературе
Контроль – это совокупность
рецептивных действий учителя с
целью сопоставления
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса ( содержание, методы, средства, формы организаций) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций
Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний умений и навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная
функция выражается в
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция
проявляется в том, что любой вид оценки
(включая и отметки) создает определенный
эмоциональный фон и вызывает соответствующую
эмоциональную реакцию ученика. Действительно,
оценка может вдохновить, направить на
преодоление трудностей, оказать поддержку:
но может и огорчить, записать в разряд
"отстающих", усугубить низкую самооценку,
нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при
проверке результатов обучения заключается
в том, что эмоциональная реакция учителя
должна соответствовать эмоциональной
реакции школьника (радоваться вместе
с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать
его на успех, выражать уверенность в том,
что данные результаты могут быть изменены
к лучшему. Это положение соотносится
с одним из главных законов педагогики
начального обучения - младший школьник
должен учиться на успехе. Ситуация успеха
и эмоционального благополучия - предпосылки
того, что ученик спокойно примет оценку
учителя, проанализирует вместе с ним
ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция
является основой диагноза планирования
и прогнозирования. Главная её особенность
- возможность проанализировать причины
неудачных результатов и наметить конкретные
пути улучшения учебного процесса как
со стороны ведущего этот процесс, так
и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна
для развития самоконтроля школьника,
его умения анализировать и правильно
оценивать свою деятельность, адекватно
принимать оценку педагога. Учителю функция
управления помогает выявить пробелы
и недостатки в организации педагогического
процесса, ошибки в своей деятельности
("что я делаю не так...",
"что нужно сделать, чтобы...") и осуществить
корректировку учебно-воспитательного
процесса. Таким образом, устанавливается
обратная связь между педагогом и обучающимися.
[1;427]
1.2 Виды, методы и формы организации контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки соей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Информация о работе Органиция контроля при изучении математики в начальных классах