Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:35, доклад
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
Оказание помощи родителям в математическом развитии дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых ребенку
в школе. Математика представляет собой
сложную науку, которая может
вызвать определенные трудности
во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют
склонности и обладают математическим
складом ума, поэтому при подготовке
к школе важно, чтобы к началу
обучения дошкольники имели следующие
знания по математике:
1. Формы совместной
работы детского сада и семьи
по вопросам математического
развития детей
В последние годы все больше внимания
уделяется вопросам укрепления семьи
и созданию соответствующих условий для
выполнения ею задач развития детей1.
С каждым годом общество придает большее
значение воспитательным функциям семьи,
создает условия для повышения образовательного
уровня и педагогической культуры родителей.
Основными формами совместной работы
детского сада и семьи по вопросам математического
развития детей являются
Основные направления в работе
с родителями, в том числе и
те, которые относятся к
Детальнее работа с родителями отображается
в календарных планах воспитателей, которые
каждый день наблюдают за детьми, многое
могут посоветовать родителям. Кроме того,
систематическое общение с родителями
дает возможность воспитателю дополнить
сведения о ребенке, найти объективные
причины определенных трудностей в его
математическом развитии.
Наиболее распространенная форма индивидуальной
работы с семьей - беседы. Их можно проводить,
когда родители приводят и забирают детей
из детского сада, а также во время посещения
воспитателем семьи ребенка. Эта форма
работы требует от педагога большого такта,
умения, компетентности. Чтобы вызвать
у родителей доверие и желание прислушаться
к предложениям педагога, беседу следует
начинать с констатации успехов ребенка.
При этом высказывания педагога должны
быть аргументированными, доказательными,
а еще лучше - наглядными. Можно показать
тетрадь по математике, карточку, заполненную
самим ребенком, магнитофонную запись
беседы с ребенком и т.п2.
В беседе с родителями педагог уточняет,
с кем из членов семьи ребенок бывает чаще,
какие методы используются в семейном
воспитании, в частности по формированию
элементарных математических представлений.
Ненавязчиво педагог должен дать свои
конкретные рекомендации, как эффективнее
знакомить детей с такими понятиями, как
количество, форма, размер, пространство,
время. Педагог для этой беседы готовит
специальную литературу, учебники и оставляет
их на некоторое время в семье ребенка
для изучения. Разговаривая с родителями,
педагог внимательно прислушивается к
тому, что их волнует, тревожит3.
Повышению педагогической культуры родителей
способствуют родительские собрания и
конференции, специальные семинары, на
которых с ответами выступают не только
педагоги, но и сами родители. Темы выступлений
подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь
актуальную проблему. Например, по теме
«Подготовка детей к школе» можно подготовить
такие выступления родителей: «Какие математические
умения можно сформировать у ребенка во
время прогулок?» или «Как используются
игры с детьми по формированию у них умения
считать?», «Как научить ребенка слушать,
слышать и понимать взрослого?» К конференции
хорошо было бы приурочить выставку детских
работ, учебников, методических книг, пособий.
2. Ориентировочное
содержание занятий и бесед родителей
с детьми
Математическое развитие ребенка в семье
осуществляется под руководством взрослых
постепенно, в процессе систематических
занятий, направленных на ознакомление
с количественными, пространственными,
временными отношениям. Занятия могут
проходить в форме игры, беседы, рассказов
и объяснений взрослого, а также организации
практических действий самих детей (накладывания,
прикладывания, измерения, вырезания,
конструирования, пересчитывания, письма,
штриховки и др.). В результате этого у
ребенка формируются знания о том, что
окружающий мир наполнен множеством звуков,
движений, предметов. Все эти множества
отличаются по своей природе, количеству,
форме, размеру, расположением в пространстве.
Чем точнее, полнее у детей эти знания,
тем глубже они понимают окружающую действительность4.
Одновременно с приобретением знаний
у ребенка развиваются умения сравнивать
отдельные предметы и множества, выделять
их основные особенности и качества, группировать
(объединять) по этим признакам. Оперируя
разными множествами (предметами, игрушками),
ребенок учится выяснять равенство и неравенство
множеств, называть количество определенными
словами: больше, меньше, поровну. Сравнение
конкретных множеств готовит ребенка
к усвоению в будущем понятия числа.
Для занятий с детьми у родителей
должен быть такой материал: мелкие предметы,
игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки,
пуговицы или их изображения); карточки,
а также силуэты птичек, зверей, фруктов,
овощей; геометрические фигуры (круг, куб,
шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб
и др.), разные по цвету и размеру.
Материал для каждого занятия родители
подбирают в соответствии с целью обучения
и предлагают ребенку именно тот, который
нужен для этого занятия5.
Ситуаций, в которых родителям предоставляется
возможность сообщить новые и выявить
уровень имеющихся математических знаний
и умений, много. Например, мама (бабушка)
на кухне готовит обед. Ребенок рядом с
ней. «Подай мне самую большую морковку,
... и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!»
При этом взрослый вслух, интонацией выделяет
слова одну большую, маленькую. Ребенку
нравится такая совместная работа со взрослым.
Вот так, ненавязчиво, родители помогают
ребенку приобрести знания о размере предметов.
Или: собираясь на прогулку, можно предложить
ребенку подобрать одежду для куклы соответственно
ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый
говорит об их длине и ширине: широкой
дорожкой удобно идти рядом и при этом
не мешать встречным людям, а узкой - лучше
идти один за другим, по одному.
Рассматривая на улице или рисунке домики,
ребенок дает характеристику размеров
окон, дверей. В магазине окна и двери широкие,
а в жилом доме - уже.
Во время прогулок за городом можно обратить
внимание детей на красивую шишку. «Сколько
ты нашел шишек?» - «Одну». «А посмотри
под этим деревом сколько их!» - «Много».
«Давай все соберем... Сколько осталось
под деревом?» - «Ни одной не осталось».
И так далее.
Каждый день родители могут найти разные
возможности для развития у детей ориентировки
во времени и пространстве. Для этого и
не нужно много времени, главное в том,
чтобы родители понимали значение таких
занятий, в этом должны помочь воспитатели,
педагоги.
Ребенок, который стоит на пороге школы,
обязательно должен владеть элементарными
математическими знаниями и навыками
самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем
будут его «помощниками» в учебной деятельности,
сознательном использовании времени,
умении чередовать работу, обучение, игру,
отдых.
Важно, чтобы родители побуждали ребенка
к самостоятельной умственной деятельности,
учили его логически мыслить. А для этого
совсем не обязательны специальные упражнения.
Можно использовать любые наблюдения,
разнообразные игры, беседы с ним.
Информация о работе Оказание помощи родителям в математическом развитии дошкольников