Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:11, реферат
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
Введение ………………………………………………..1
1. О модальности суждений…………………………....2
2. Эпистемическая модальность ……………………....3
3. Деонтическая модальность ……………..…………...5
4. Алетическая модальность …………………………...7
5. Заключение……………………………………………9
Список литературы..……..…...……………………….10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………..1
1. О модальности суждений…………………………....2
2. Эпистемическая модальность ……………………....3
3. Деонтическая модальность ……………..…………...5
4. Алетическая модальность …………………………...7
5. Заключение……………………………………………9
Список литературы..……..…...………
Введение
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.
В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.
Стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.
Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо рассмотреть все вопросы, один из них модальность суждений.
О
модальности суждений.
В
естественном языке суждения
могут характеризоваться не
Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.
Модальные характеристики суждений обычно выражают парными категориями:
· необходимость – случайность,
· обязанность - запрещение,
· доказано – опровергнуто и т.п.
Следующая страница следует рассмотреть важные для правового мышления эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности суждений.
Эпистемическая модальность
Эпистемическая модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.
Эпистемические, (теоретико-познавательные) модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.
· Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающиеверу.
По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.
· Второй тип – логически обоснованные суждения, выражающиезнание.
Знание, фактор логического воздействия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».
По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.
1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность можно выразить с помощью двух операторов:
· Доказанности (верифицированности) – V.
· Опровергнутости (фальсифицированности) – F.
2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Точно не установить истинность или ложность таких суждений, то они лишь могут быть таковыми. Их и называют: проблематичные, правдоподобные, вероятные.
Обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.
Деонтическая модальность
Деонтическая модальность – термин заимствован из греческого языка и означает «обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.
Деонтические (нормативные) модальности указывают на тип предписываемых в суждении действий и выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно», «безразлично» и др.
Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.
Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций.
Явно или неявно выраженные в правовой норме компоненты:
· авторитет – орган, установивший норму;
· адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;
· диспозиция – подлежащее исполнению действие;
· деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;
· санкция – юридические последствия неисполнения предписания.
Наибольший интерес для модального анализа деонтическая характеристика нормы как регулятора правоотношений. В правовом отношении праву всегда соответствует обязанность, и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с помощью деонтических операторов:
· O – обязывание;
· F – запрещение;
· P – разрешение.
В соответствии с деонтическими операторами среди норм права различают:
1. правообязывающие – нормы формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.
2. правозапрещающее – нормы формируются с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается и других.
3. правопредоставляющие – нормы формируют с помощью слов: имеет право, может быть, может применять и других.
Рационально построенная нормативно – правовая система должна удовлетворять минимальным модальным деонтическим требованиям:
1. непротиворечивость – проявляется в том, что система права исключает деонтически несовместимые нормы.
2. сбалансированность – проявляется в том, что в правовой системе для всякой правопредоставляющей нормы предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма.
3. полнота – означает, что в системе регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и в ней нет нерегулируемых действий.
Алетическая модальность
Алетическая модальность – термин греческого происхождения, означает «истинный», это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.
Существует два способа обусловленности, или детерминированности суждений предопределяющих соответствующие типы модальностей:
1. Логическая модальность – это логическая детерминироанность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.
К логически истинным (L-и) относятся суждения, выражающие законы логики.
К логически ложным (L-л) – внутренне противоречивые суждения.
Логически истинные суждения вместе с логически ложными (L-и L-л) образуют класс логически детерминированных суждений. Все остальные суждения, истинность или ложность которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс фактически детерминированных суждений: F-и F-л.
2. Фактическая модальность связана с объективной , или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в которых связь между терминами соответствует реальным отношениям между предметами.
К фактически ложным (F-л) относятся суждения, в которых связь между терминами не соответствует действительности.
Объективная
устойчивость и интенсивность реальных
связей между предметами находит
свое выражение в фактической
модальности суждений с помощью
алетических модальных понятий