Моральная логика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Содержание

Введение ………………………………………………..1
1. О модальности суждений…………………………....2
2. Эпистемическая модальность ……………………....3
3. Деонтическая модальность ……………..…………...5
4. Алетическая модальность …………………………...7
5. Заключение……………………………………………9
Список литературы..……..…...……………………….10

Работа содержит 1 файл

рефер по логике.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ    

  Введение ………………………………………………..1

1.    О модальности суждений…………………………....2

2.    Эпистемическая модальность ……………………....3

3.    Деонтическая модальность ……………..…………...5

4.    Алетическая модальность …………………………...7

5.    Заключение……………………………………………9  

   Список литературы..……..…...……………………….10

 

Введение             

 Логика  относится к числу древнейших  наук, первые учения которой о  формах и способах рассуждений  возникли еще в цивилизациях  Древнего Востока. В западную  культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.

В конце  прошлого - начале нынешнего века в  логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание.  Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.     

 Стихийно  сложившиеся навыки логически  совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Логика  – наука о мышлении. Но в отличие  от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и  применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо рассмотреть все вопросы, один из них модальность суждений.

 

О модальности суждений.            

 В  естественном языке суждения  могут характеризоваться не только  как истинные или ложные, но  и  с других точек зрения. Такие характеристики содержат дополнительную информацию, которая выражает в одних случаях отношение говорящего к высказываемой мысли, в других – обоснованность знания, содержащегося в суждениях, в третьих – предписание, норму или правило, которое надлежит соблюдать. Подобные дополнительные характеристики выражают различные точки зрения на суждение в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой человек. В процессе аргументации и практических рассуждениях мы интересуемся не только истинной оценкой суждений, но дополнительно к этому стремимся узнать, насколько убедительны, а значит, обоснованны доводы оппонента в споре, являются ли они логически или фактически истинными и т.д. В этике и юриспруденции интересуются также нормами поведения людей в обществе, выясняют, что запрещено и разрешено этими нормами. Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию – основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах.Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.

Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Модальные характеристики суждений обычно выражают парными категориями:

·        необходимость – случайность,

·        обязанность - запрещение,

·        доказано – опровергнуто и т.п.

Следующая страница следует рассмотреть важные для  правового мышления эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности суждений.

 

Эпистемическая  модальность             

Эпистемическая  модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Эпистемические, (теоретико-познавательные) модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.

·        Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающиеверу.

По эпистемическому  статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

·        Второй тип – логически обоснованные суждения, выражающиезнание.

Знание, фактор логического воздействия  – это принятие суждения как истинного  или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое  суждение логически вытекает как следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».

По степени  обоснованности среди знаний различают  два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.

1.     Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность можно выразить с помощью двух операторов:

·        Доказанности (верифицированности) – V.

·        Опровергнутости (фальсифицированности) – F.

2.     Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Точно не установить истинность или ложность таких суждений, то они лишь могут быть таковыми. Их и называют: проблематичные, правдоподобные, вероятные.

Обоснованность  суждения, выражаемая в соответствующей  мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также  не бывает раскрытия истины.

 

Деонтическая  модальность             

Деонтическая модальность – термин заимствован из греческого языка и означает «обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.

Деонтические (нормативные) модальности указывают  на тип предписываемых в суждении действий и выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно», «безразлично» и др.

Среди предписаний следует выделить нормативные  предписания, включающие и нормы  права.

Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций.

Явно  или неявно выраженные в правовой норме компоненты:

·        авторитет – орган, установивший норму;

·        адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;

·        диспозиция – подлежащее исполнению действие;

·        деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;

·        санкция – юридические последствия неисполнения предписания.

Наибольший  интерес для модального анализа  деонтическая характеристика нормы  как регулятора правоотношений. В  правовом отношении праву всегда   соответствует обязанность, и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с помощью деонтических операторов:

·        O – обязывание;

·        F – запрещение;

·        P – разрешение.

В соответствии с деонтическими операторами  среди норм права различают:

1.     правообязывающие – нормы формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.

2.     правозапрещающее – нормы формируются с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается и других.

3.     правопредоставляющие – нормы формируют с помощью слов:  имеет право, может быть, может применять и других.  

Рационально построенная нормативно – правовая система должна удовлетворять минимальным  модальным деонтическим требованиям:

1.     непротиворечивость – проявляется в том, что система права исключает деонтически несовместимые нормы.

2.     сбалансированность – проявляется в том, что в правовой системе для всякой правопредоставляющей нормы предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма.

3.     полнота – означает, что в системе регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и в ней нет нерегулируемых действий.

 

Алетическая модальность             

Алетическая модальность – термин греческого происхождения, означает «истинный», это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.

Существует  два способа обусловленности, или  детерминированности суждений предопределяющих соответствующие типы модальностей:

1.     Логическая модальность – это логическая детерминироанность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.

К логически  истинным (L-и) относятся суждения, выражающие законы логики.

К логически  ложным (L-л) – внутренне противоречивые суждения.

Логически истинные суждения вместе с логически  ложными (L-и  L-л) образуют класс логически детерминированных суждений. Все остальные суждения, истинность или ложность которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс фактически детерминированных суждений: F-и  F-л.

2.     Фактическая модальность связана с объективной , или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.

К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в  которых связь между терминами  соответствует реальным отношениям между предметами.

К фактически ложным (F-л) относятся суждения, в  которых связь между терминами  не соответствует действительности.

Объективная устойчивость и интенсивность реальных связей между предметами находит  свое выражение в фактической  модальности суждений с помощью  алетических модальных понятий необходимости ислучайности.

Информация о работе Моральная логика