Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:25, контрольная работа
Задание 1. Решить систему линейных уравнений методом Крамера, методом обратной матрицы, методом Гаусса:
Решение 1.
Запишем данную СЛУ в матричном виде
Задание 1. Решить систему линейных уравнений методом Крамера, методом обратной матрицы, методом Гаусса:
Решение 1.
Запишем данную СЛУ в матричном виде
, где: , .
Данный метод применим, если число уравнений равно числу неизвестных и определитель матрицы СЛУ не равен нулю. Первое условие выполняется, необходимо проверить выполняемость второго. Действительно, определитель матрицы СЛУ не равен нулю:
Найдем определители Di:
Тогда решение СЛУ определится как:
В данном случае решение находится следующим образом .
Для нахождения обратной матрицы найдем алгебраические дополнения:
Отсюда обратная матрица:
А решение СЛУ найдется как:
Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем её к ступенчатому виду:
К третьей строке прибавим первую строку, а ко второй строке удвоенную первую строку:
Из второй строки вычитаем третью:
Из третьей вычитаем вторую умноженную на три, а из первой вычитаем вторую умноженную на два:
Единственное решение: x1=1, x2=3, x3=1.
Ответ 1. x1=1, x2=3, x3=1.
Задание 2. Даны векторы и . Найти их длины и скалярное произведение. Являются ли эти векторы ортогональными?
Решение 2.
Так как скалярное произведение рассматриваемых векторов равно нулю, то вектора являются перпендикулярными.
Ответ 2. , , вектора являются перпендикулярными.
Задание 3. Написать уравнение прямой, проходящей через точку A(2;3) параллельно направляющему вектору . Найти расстояние от точки B(1;4) до полученной прямой.
Решение 3.
Уравнение прямой в общем виде: .
При заданных условиях:
- уравнение прямой.
Расстояние от заданной точки до прямой определяется:
Ответ 3. Уравнение прямой , искомое расстояние .
Задание 4. вычислить пределы: а) ; б) ; в) .
Решение 4.
а)
б) - в данном случае имеем неопределенность вида 0/0. Для раскрытия неопределенности разложим числитель и знаменатель на множители сократим дробь:
Следовательно, .
в) числитель и знаменатель дроби при стремится к бесконечности, то есть имеется неопределенность . Для нахождения предела данной дроби разделим числитель и знаменатель на старшую степень x, то есть на x3, получим:
Ответ 4. а) 9; б) 2; в) -1.
Задание 5. Найти производные функций одной переменной и частные производные первого порядка функций двух переменных:
а) ; б) ; в) ; г) .
Решение 5.
а) воспользуемся правилом :
б)
Если вспомнить, что , то результат запишется как:
в) ;
г) воспользуемся формулой :
Ответ 5. а) ; б) ;
в) , ;
г) , .
Задание 6. Найти неопределенный интеграл и проверить результат дифференцированием:
а) ;
б) ;
в) .
Решение 6.
а)
Проверка:
б) воспользуемся заменой
Возвращаясь к x получим:
Проверка:
в) воспользуемся заменой переменной , тогда , , а исходный интеграл запишется как:
.
Возвращаясь к x получим:
.
Проверка:
.
Ответ 6. а) ; б) ; в) .
Задание 7. Найти определенный интеграл: .
Решение 7.
Ответ 7. .
Задание 8. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями и .
Решение 8. Изобразим графически постановку задачи:
Найдем точки пересечения графиков функций:
На указанном участке график функции выше графика функции , следовательно, площадь заключенной между ними фигуры будет определяться как:
.
Ответ 8. .
Задание 9. Исследовать на экстремум .
Решение 9. Для нахождения критических точек воспользуемся частными производными первого порядка:
Приравняем к нулю эти производные и получим координаты критической точки:
В точке рассматриваемая функция имеет экстремум, для определения характера экстремума воспользуемся определением признака:
Так как D > 0, то функция в найденной критической точке имеет минимум.
Ответ 9. Рассматриваемая функция имеет минимум в критической точке .
Задание 10. Студент сдает сессию из двух экзаменов. Он добросовестно подготовился и считает, что на каждом экзамене получит «4» с вероятностью 9/10, «два» получить не может, а получение «три» и «пять» для него равновероятно. Какова вероятность того, что а) он сдаст сессию без «троек»; б) сдаст сессию на «отлично»?
Решение 10.
Так как события сдачи
каждого из экзаменов являются независимыми,
то вероятность каждой пары исходов
сдачи экзаменов будет
Первый экзамен |
Второй экзамен |
Общий итог P = P1xP2 | ||
Оценка |
Вероятность P1 |
Оценка |
Вероятность P2 | |
3 |
1/20 |
3 |
1/20 |
1/400 |
3 |
1/20 |
4 |
9/10 |
9/200 |
3 |
1/20 |
5 |
1/20 |
1/400 |
4 |
9/10 |
3 |
1/20 |
9/200 |
4 |
9/10 |
4 |
9/10 |
81/100 |
4 |
9/10 |
5 |
1/20 |
9/200 |
5 |
1/20 |
3 |
1/20 |
1/400 |
5 |
1/20 |
4 |
9/10 |
9/200 |
5 |
1/20 |
5 |
1/20 |
1/400 |
Для проверки полноты
рассматриваемых вариантов
Для исхода варианта а) удовлетворяют выделенные жирным шрифтом вероятности, общая вероятность того, что студент сдаст сессию без «троек», определится суммой выделенных вероятностей:
.
Для исхода варианта б) удовлетворяет лишь один вариант из рассмотренных и вероятность того, что студент сдаст сессию на «отлично» равна:
.
Ответ 10. а) 0.9025 б) 0.0025.
Задание 11. На первом курсе 70 студентов. Из них 30 человек занимаются физкультурой в секции гимнастики, 20 – в секции лыжного спорта, остальные – легкоатлеты. Вероятность получить зачет «автоматом» у гимнастов – 0,8; у лыжников – 0,85; у легкоатлетов – 0,75.Найти вероятность того, что наудачу выбранный с курса студент получит зачет по физкультуре автоматически.
Решение 11. Пусть событие А – студент получит зачет по физкультуре автоматически. Введем гипотезы:
H1 – выбран студент из секции гимнастики;
H2 – выбран студент из секции лыжников;
H3 - выбран студент из секции легкоатлетов.
Вероятности выбора студентов из каждой секции определятся:
Условная вероятность P(A/H1), то есть вероятность того, что выбранный студент из секции гимнастики получит зачет автоматически, задано по условию и равна 0,8. Аналогично имеем P(A/H2)=0,85; P(A/H3)=0,75.
По формуле полной вероятности вероятность того, что выбранный на удачу студент получит зачет «автоматом», равна:
Ответ 11. Искомая вероятность равна .
Задание 12. В таблице дан закон распределения случайной величины (месячная выручка киоска «Роспечать»). Найти математическое ожидание и дисперсию этой случайной величины.
xi |
115 |
105 |
95 |
90 |
85 |
65 |
pi |
1/40 |
1/5 |
1/2 |
1/5 |
1/20 |
1/40 |
Решение 12. Математическое ожидание определяется по формуле:
Для нахождения дисперсии случайной величины воспользуемся формулой:
Ответ 12. ; .