Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, контрольная работа
Сегодня как никогда актуален вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель. Конкурсная деятельность в школе по математике относится к внеурочной деятельности.
• развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
• создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
• расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике;
• расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
• осуществление индивидуализации и дифференциации;
• разностороннее развитие личности.
Внеурочная работа рассматривается как одна из форм работы по математике в школе. При этом внеурочная работа по математике может быть внутришкольной и внешкольной, она имеет различные виды и формы.
Внеурочная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.
Основной целью внеурочной работы является приобщение учащихся к исследовательской деятельности, совершенствование навыков научно-исследовательских умений и навыков, формирование умения выстраивать индивидуальную траекторию своего образования. Все это способствует успешной социализации учащихся в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.
Внеурочная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основные вида внеурочной работы.
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в городской (районной) или областной олимпиаде.
2. Групповая работа – систематиче
3. Массовая работа –
На практике все эти три вида внеурочной работы тесно связаны друг с другом.
Для подготовки к конкурсам можно использовать следующие формы внеурочной работы по математике: факультативы, кружки, недели (декады) математики, стенную печать.
Кружки (факультативы, спецкурсы) являются основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике.
В частности, в 5–6 классах можно рассмотреть различные типы логических задач, задачи на применение некоторых инвариантов, математические ребусы, задачи на разрезание, геометрические упражнения со спичками и др. В 7–8 классах – рассмотреть принцип Дирихле, игры, графы, решение более сложных логических задач. А в 9–11 классах – решение уравнений в целых числах, решение нестандартных уравнений.
Конечно, будут и другие темы, не предназначенные для изучения специальных методов решения олимпиадных задач, а направленные на реализацию других целей работы кружка (факультатива, спецкурса).
Также некоторые занятия кружка (факультатива) можно посвятить и развитию каких-то определенных качеств ума, приемов умственной деятельности, подобрав специальные упражнения, организовав эти занятия в виде практикумов, тренингов и т. п. [9]
На занятиях кружков (факультативов и спецкурсов) нужно проводить и математические соревнования, и игры. Они необходимы как для текущего контроля степени усвоения рассмотренного материала, так и для психологической подготовки к будущим олимпиадам. В качестве таких соревнований и игр наиболее часто используются:
• брейн-ринг,
• математическая регата,
• устная олимпиада,
• математическая карусель,
• математическая драка,
• конкурс «Начинающий математик»
• математическая игра «Счастливый случай»,
• игра «Математик – бизнесмен» и др.
К сожалению, сегодня не во всех школах для учащихся 5-11 классов организованы математические кружки. Объяснить это можно различными причинами, в том числе и такими:
• мало учащихся, желающих заниматься в кружках;
• ряд регионов не проводит районных олимпиад в этих классах, поэтому учителя не видят смысла готовить учащихся к олимпиадам;
• учителя математики перегружены, им не оплачивается проведение внеурочной работы и т. п.
Несмотря на все причины, вряд ли политика администрации таких школ является правильной. Сегодня в школы введены ставки педагогов дополнительного образования, для награждения учителей грантами Президента России учитывается и проведение внеурочной работы, ее результативность. Но добиться успеха в конкурсной деятельности без этой действенной формы внеурочной работы вряд ли удастся. Тем более что сегодня имеется достаточное количество литературы для проведения кружковых занятий.
Подготовка к олимпиадам проводится и при проведении недель (декад) математики: все зависит от плана их проведения. Если в плане недели математики есть конкурсы по решению задач, различные соревнования – это способствует подготовке учащихся к дальнейшим олимпиадам. На математических вечерах, которые иногда завершают недели математики, проводятся разнообразные конкурсы, эстафеты, в число заданий которых часто входят и олимпиадные задачи. Часто в неделю математики проводится и сама школьная олимпиада.
Кроме олимпиад, желательно проводить и другие соревнования, получившие широкое распространение в некоторых школах в последние годы. Ведь только соперничество между несколькими более сильными учащимися, нежелание уступать их друг другу в этих соревнованиях, будут способствовать тому, что учащиеся больше будут читать дополнительной литературы, участвовать во внеурочной и внешкольной работе. Тем не менее, при проведении математических соревнований необходимо соблюдать меру. Будет вполне приемлемым, если математические соревнования разных видов будут проводиться в школе 3–4 раза в течение года. Например, осенью можно провести для учащихся 5–11 классов традиционные математические олимпиады. Зимой же для учащихся разных классов провести различные математические соревнования, например, турниры Архимеда (4–6 классы), регаты (7–8 классы), карусели (9 классы), бои (10–11 классы). В марте учащиеся 5–10 классов принимают участие в международной олимпиаде – конкурсе «Кенгуру». А учебный год завершить в мае еще одной олимпиадой, например устной, или каким-то командным соревнованием.
Стенная печать также оказывает свое влияние на подготовку учащихся к математическим конкурсам, если в математических газетах есть «Уголок смекалки», «Подумай» и т. п., в которых помещаются как занимательные задачи, так и софизмы, парадоксы, арифметические ребусы, задачи с различных математических соревнований, а также ответы к этим задачам. Также в газете может быть раздел «Познакомься с методом решения», в который помещаются наиболее интересные задачи из журнала «Математика в школе» или из других источников.
В отличие от внеурочной работы, которая проводится с учащимися одной школы учителями математики (а иногда и родителями учащихся) этой же школы, внешкольная работа по математике организуется с учащимися нескольких школ какого-то города, района или региона. При этом внешкольные занятия с учащимися могут организовываться как на базе какой-то школы, так и на базе вузов, Центров дополнительного образования, Домов творчества и т. п.
Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных математикой.
Основными целями организации внешкольной работы являются:
• развитие мышления и математических способностей учащихся;
• углубление знаний учащихся по математике.
Основными формами внешкольной работы по математике на сегодня являются:
• математические кружки и факультативы при опорных школах, вузах, Домах творчества, Центрах дополнительного образования;
• летние математические школы;
• математические соревнования между школами, городами (различные виды олимпиад, кубок Колмогорова, Уральские турниры);
• районные и городские научные конференции школьников. Многие из данных форм могут использоваться и для подготовки учащихся, как к олимпиадам, так и к другим соревнованиям.
Проводят внешкольную работу, как правило, преподаватели и студенты вузов, работники Центров дополнительного образования, Домов творчества, а также и учителя некоторых школ. [12]
Задача учителя математики в данном случае – владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, которые могут посещать его ученики. Не каждый учитель может обладать такими качествами, которые позволят ему подготовить призера региональной или всероссийской олимпиады, поэтому иногда без привлечения других специалистов, добиться продвижения ученика будет невозможно. И инициатива в данном случае должна идти от руководителей школ и методистов отделов образования, они должны решать проблемы дополнительного математического образования учащихся своей школы, района. А в качестве таких специалистов могли бы выступить как некоторые учителя математики из близлежащих школ, так и педагоги дополнительного образования и, конечно же, преподаватели вузов. Только совместная работа учителя математики, педагога дополнительного образования и преподавателя вуза может принести успех.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Если деятельность репродуктивная – ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Цель такой деятельности – формирование знаний, умений и навыков.
Если деятельность продуктивная – происходит активная работа мышления, связанная с логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения. Задумываясь над основанием собственных умений (рефлексируя), ребенок овладевает обобщенными способами действий, лежащими в основе этого умения, и тем самым приобретает знания, которые может конкретизировать при решении целого класса частных задач. В общем случае появлению конкретных знаний предшествует овладение методом получения этих знаний.
Конкурсная деятельность является продуктивной. Эта деятельность вносит в жизнь школьников элементы игры, соревнования. [2]
Специфика конкурсной деятельности состоит в том, что она проводится по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованной с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов конкурсных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т.д.
Само участие ученика в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее, и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения.
Большое значение имеет подготовительная работа к конкурсам. В подготовительной работе учащихся к конкурсам целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический.
1. Организационная
деятельность поможет
2. Дидактическая
же роль подготовительной
В последние годы в России проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. С каждым годом все большей популярностью среди учащихся и учителей пользуется международная олимпиада-конкурс «Кенгуру». К сожалению, не стали проводиться соросовские олимпиады, в которых принимало участие много школьников. В связи с введением ЕГЭ практически прекратили свое существование во многих регионах олимпиады для абитуриентов, проводящиеся в вузах.
Традиционные олимпиады проходят, как правило, в пять туров: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский), зональный и всероссийский. Данный вид олимпиад имеет богатую историю и сегодня остается самым массовым и популярным как среди учащихся, так и среди учителей. [9]
Основой конкурсной деятельности учеников являются задачи.
Конкурсные задачи очень часто – продукт коллективного творчества. Далеко не всегда можно назвать автора той или иной задачи. Среди тех, кто предлагал задачи для школьных олимпиад, были студенты и академики, преподаватели МФТИ и научные сотрудники академических институтов. Некоторые задачи, начав свою жизнь на физтеховской олимпиаде, стали уже своеобразным «олимпиадным фольклором», часть их попала даже в учебники и популярные книжки.