Дискуссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:48, доклад

Описание работы

Часто говорят, что в спорах рождается истина. Но в обычной жизни можно наблюдать, что это не всегда так. Чаще спорщики упрямо настаивают на своем и почти не слушают оппонента, а их позиции все дальше отходят друг от друга и от истины, почти превращаясь в абсурд. Как же сделать так, чтобы истина в порах рождалась, а не погибала? Как правильно организовать дискуссию и научиться искать истину сообща?

Работа содержит 1 файл

Дискуссия.docx

— 18.73 Кб (Скачать)

Дискуссия .

Часто говорят, что в  спорах рождается  истина. Но в обычной  жизни можно наблюдать, что это не всегда так. Чаще спорщики упрямо настаивают на своем  и почти не слушают  оппонента, а их позиции  все дальше отходят  друг от друга и  от истины, почти  превращаясь в  абсурд. Как же сделать  так, чтобы истина в порах рождалась, а не погибала? Как  правильно организовать дискуссию и научиться  искать истину сообща?

Дискуссия  –  это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается  какая-либо проблема с  целью  достичь  взаимоприемлемого решения. Как  правило, участниками  дискуссии  являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам.

 Дискуссия   представляет собой последовательную  серию высказываний ее участников  (относительно одного и того) же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема  дискуссии  формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

Что же отличает дискуссию от других видов споров? Цель  любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии , должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Другими словами, результат  дискуссии  должен выражаться в более или менее объективном  суждении, поддерживаемом всеми участниками  дискуссии  или их большинством. Таким образом, убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем  самым объективируются, обретая  определенную обоснованность.

Различают четыре разновидности  дискуссии:

Аподиктическая  дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.

Диалектическая  дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).

Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки - софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Требования

1)Большое значение  имеют  требования  грамматической правильности, предъявляемые к языку речи  полемиста. Только полная уверенность в этом отношении даст возможность при произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на ее содержании.

2) Умение слушать. Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.

3)Обоснованность высказываний – важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора. Анализ полемических выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных утверждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.

Манипулятивные  приемы , используемые в ходе  обсуждений  и   дискуссий

Уловки можно  разделить на организационно-процедурные, логико-психологические и личностные.

  1. Формирование (мнений) установок путем целенаправленного подбора выступающих. Слово предоставляется сначала тем , чье мнение известно  и импонирует организатору манипулятивного воздействия или участникам  заблаговременно подготовленным соответствующим образом к выступлению. Таким способом на первом этапе осуществляется формирование желаемой установки у участников  обсуждения.
  2. Двойной стандарт в нормах оценивания  поведения   участников   дискуссий . Одних выступающих жестко ограничивают в соблюдении регламента  и правил взаимоотношений во время обсуждения, другим,  позволяют отходить от  них   и нарушать установленные правила. То же самое происходит в отношении характера допускаемых высказываний – одним «прощают» резкости в адрес оппонентов, другим делают замечания и т.д.

    При этом осуществляться либо сглаживание позиций оппонентов  и  “подтягивание”  их  к желаемой точке зрения, либо, наоборот, производится усиление различий в  их  позициях вплоть до несовместимых  и  взаимоисключающих  точек зрения, а также доведение  обсуждения до абсурда.

  1. «Маневрирование» повесткой обсуждения. Для того, чтобы легче прошел «нужный» вопрос сначала «выпускается пар» на малозначительных  и несущественных вопросах, а затем, когда все устали или находятся под впечатлением предыдущей перепалки, выносится вопрос, который хотят обсудить без усиленной критики. Может быть изменена последовательность обсуждения, когда на первое место выносятся вопросы и предложения не по мере поступления, а сначала предлагаются для обсуждения более приемлемые положения, чтобы «колеблющиеся» могли быстрее принять продвигаемую точку зрения, желаемое решение.
  2. Реферирование – краткое переформулирование вопросов, предложений, доводов, в процессе которого происходит смещение акцентов в желаемую сторону. Одновременно с этим может осуществляться произвольное резюмирование, при котором в процессе подведения итогов происходит изменение акцентов в выводах, изложении позиций оппонентов,  их  взглядов, результатов обсуждения в желаемую сторону.
  3. Управление процессом обсуждения. В публичных дискуссиях  слово поочередно предоставляется наиболее агрессивно настроенным представителям оппозиционных группировок, допускающих взаимные оскорбления, которые либо не пресекаются, либо пресекаются только для видимости. В результате атмосфера обсуждения накаляется до критической. Таким образом, может быть прекращено обсуждение актуальной  темы  или даже дискредитирован сам вопрос обсуждения. Другой, более «цивилизованный» способ прерывания процесса обсуждения, заключается в том, что в ключевые моменты обсуждения, когда может быть выработано нежелательное решение, объявляется перерыв или участники побуждаются к переходу рассмотрения иной (смежной) темы, то есть другого вопроса. Этот  прием нередко используется в ходе  коммерческих переговоров, когда по заранее обговоренному сигналу руководителя секретарь вносит кофе, организуется «важный» звонок  и т.д.
 

     В настоящее время  в нашем обществе дискуссия становится главным методом  формирования политических позиций, выработки  программы действий. Это означает, что  деловые, научные, политические дискуссии вошли  во все сферы человеческой деятельности.

Я считаю, что дискуссия  эффективна только в  том случае, если она проводится с  соблюдением этически ориентированных  норм поведения людей  в процессе делового общения. В дискуссии  необходимо уважительное отношение к чужому мнению, даже если оно  на первый раз кажется  абсурдным. Главное, чтобы участники  дискуссии имели  хотя бы желание согласовать  общую цель, иначе, дискуссия превратится  в сопоставление  частичных мнений. Каждая сторона должна понять, каковы интересу другой, обе они могут совместно выдвинуть варианты, являющиеся взаимовыгодными и с помощью объективных критериев стремится к соглашению или согласованию противоположных интересов.

Информация о работе Дискуссия